Пролив из Кизылташского лимана в Чёрное море правильнее было бы назвать протокой, хотя и размеры её немного превзошли мои ожидания. Течение и напор протоки были бы впору и быстрой реке.
Читал, что некогда здесь обитала рыболовецкая артель преграждавшая путь на косу со стороны Анапы забором. Забора нет, есть мост, но на машине с той самой стороны путь на него закрыт. Пешком - пожалуйста…
За мостом коса стала заметно чище, хотя поначалу похожа на себя же со стороны Веселовки.
Здесь есть даже шикарный пункт спасения на водах. Пока, из обитателей снаружи была только молодая женщина с детской коляской. Да, видимо спасти удаётся не всех.
Дальше больше: в меру возможностей и понимания, обустроенные пляжи, кайт сервисы с прокатом и обучением со стороны лимана, и целые комплексы обслуживания отдыхающих в начале косы со стороны станицы Преображенской.
Весной 2009 года, когда загорали весной с девушкой в здешних кучугурах, берег сей был совершенно диким.
По дороге в Преображенскую, откуда можно уехать автобусом до Анапы, встретил, в полях поросших сорняками мака подросткового размера лисёнка.
Наверное такие же забавляются сейчас на косе проходившим два сезона в Крыму сандаликом.
Чувствуя, наверное, некую коллективную вину, лисёнок долго позировать не стал.
Перед станицей Преображенской, за погранзаставой, оборудованные пляжи сменяют один другой, но море, даже в жару и липкой спиной под рюкзаком, совсем не располагает к купанию. Какой-то зеленый кисель из мелких нитей водорослей.
Искупаться теперь получится разве что за Анапой, под высоким берегом кончика Кавказа. Там пляжи уже не песчаные, а из гальки. А местами и вовсе цельнокаменные.
Где-то там, между Анапой и Новороссийском, в одной из щелей с родником, обнаружил сначала избушку с печкой и нарами, в которой явно зимовали,
а затем и сколоченный из досок высокий топчан, размером три на три метра.
Топчан на обдуваемом ветерком обрыве над морем настолько меня очаровал, что задержался я на нём аж на три дня и ночи.
Едва солнышко показывалось из за перевала, он до заката из площадки под палатку магическим образом преображался в индивидуальный нудистский пляж.
После такой прогулки приятно поваляться под жарким солнышком подставляя его лучам спинку и прочие части тела. Время от времени ополаскиваясь затащенной к топчану родниковой водой. Ну а, когда становилось совсем жарко, надевал купальные шорты и спускался к морю.
Хорошо…
Ну и загарел соответственно по самое 18+, то есть, не побоюсь этого выражения - до кончика хвоста.
Но всё когда то надоедает. На третье или четвёртое утро пришло понимание что хватит и пора валить.
По пути берегом к выходу, встретил того кого намеревался поснимать в Крыму на пляжах за Керчью. Из под плоского камня прямо у моря дремал, видимо старейшина местных Желтопузиков.
Вначале он и вовсе показался мне мёртвым и я кинул в него небольшим камушком, после чего дракон дёрнулся, приоткрыл глаза и с достоинством удалился под камень.
Проезжая в сторону дома у станицы Варенниковской, вспомнил, что неподалёку от неё протекает река Кубань и решил задержаться на ней на день - два, посмотреть, что и ках здесь ловится из рыб и накупаться в пресной воде.
Но вода, хоть в ней и с удовольствием плещутся местные мальчишки, оказалась мутным глинистым раствором,
и кроме того берега реки оказались обиталищем стай назойливой мошки.
Несмотря на то что у меня с собой был и спрей от кровососущих, и спираль от них же, к такому экстриму да по жаре я был не готов.
Это значит - домой, где в ближайшие выходные обещали не менее жаркую погоду.