КОЛЫМСКИЕ ВСТРЕЧИ.(часть2)

Jan 18, 2011 23:35



Это был, наверное, последний год, когда по Хандыгской трассе между Кадыкчаном и Кубюме еще ездили на Якутск и далее. На следующий год закончили отсыпку нового участка дороги от Усть-Неры до Кубюме.
От Колымской трассы, с места напротив Кадыкчана, дохожу до реки Аркагала. Той самой, на которой был лагерь, где отбывал свой срок Варлам Шаламов. Поселок Аркагала следующий по Колымской трассе, в сторону Усть-Неры.

Найдя удобное место перехожу через реку в брод. Выбираясь лесом назад к дороге, натыкаюсь на россыпь чудных подосиновиков. После прошедших дождей даже на обочине дороги высыпало немало моховиков, но подосиновик это другое.
Палатку ставлю на галечной отмели, собираю топляк и разжигаю костер.



Ужинаю грибным супом и... грибами жареными с лучком. Красота….
До вечера, натаскав из завала бревен, разжигаю ночной костер. Вокруг кострища, на воткнутые в галечник прутья навешиваю полиэтиленовые пакеты. Со стороны, в свете пламени, трепещущие на ветерке пакеты, создают ощущение, что вокруг костра сидит несколько человек. Думаю, это должно насторожить зверье, если оно проявит любопытство. Следов медведей вокруг хватает. Оружия с собой нет.

Едва устраиваюсь спать, как слышу звук двигателя. Через минуту-другую на другой стороне показывается свет фар. КРАЗ везет вагончик на новый прииск.


Пою водителей чаем с карамелью. За разговором оказывается, что один из них мой земляк, родившийся и выросший в том же небольшом городке на Урале. Взревев мотором, машина уходит во тьму, а я опять ложусь спать. Но, не успеваю заснуть как опять машина, теперь в другую сторону. Несколько заляпанных грязью парней настороженно подходят к костру. Предлагаю и им места у костра и согреться чаем. Их удивляет моя придумка с пакетами на палках. Говорят, что сначала приняли их за сидящую у костра компанию. Рассказываю им о своем путешествии, спрашиваю, чем занимаются они.
-А ты сам то, как думаешь?
В подсвеченной костром темноте, вопрос-ответ виснет многозначительной паузой.
-Да, никак я не думаю…
В отсутствии работы, здесь многие занимаются хищничеством, как называют здесь незаконную добычу золота. Скорее всего, эти парни часть одной из таких, промышляющих на просторах Колымы бригад.
Постепенно напряжение спадает. Парни пьют чай, рассказывают, как в шестидесяти километрах отсюда преодолевали сползший на трассу, почти метровой толщины вязкий оползень. Как шесть часов валили и стелили под колеса деревья, что бы объехать его по склону.
Вода в Адыгалах на прибыли. Не советую им переезжать реку вброд до утра. Они и сами это понимают и спрашивают разрешения переночевать у моего костра, чтобы не заниматься ночью сборов дров и разведением своего.
-О чём разговор...
Я ухожу спать в палатку, а парни достают из рюкзака не мене чем ведерной емкости котелок и принимаются готовить ужин.
Под утро, сквозь сон, слышу их диалог с кем-то на другом берегу и вновь проваливаюсь теплую, уютную темноту.

Утром вижу лишь двух бодрствующих. Еще трое, завернувшись в какие-то рогожи, спят вокруг тлеющего костра.


Ночью, взволнованные тем, что ребята не приехали в срок, из посёлка приезжали их друзья. В пакетах утяжеленных камнями, перекинули им через реку спиртное и сигареты.
На предложение приобщиться, отказываюсь. Один из парней наливает самогон мне в мою пустую фляжку.
- Пригодится...

Выспавшись, ребята пытаются преодолеть реку на машине, но промахиваются и залиливают двигатель.


Проходящие машины, везущие на ближний прииск вагончики, вытягивают «утопленника» из реки. Бросив машину, парни отправляются в поселок, пообещав вернуться через день. Но, ни через день, ни через два так и не появляются.
Без рыбалки на реке скучно. После дождей река превратилась в мутный поток. Хариусы ушли в чистые ручьи, или отстаиваются, где то в затишье. Мне, в ожидании попутной машины, остается лишь собирать грибы, есть ягоды, да читать забытый парнями из Мяунжи детектив.
Мне здесь уже все надоело и надо сменить обстановку.
Ради этого я даже готов идти шестьдесят километров до Адыгалаха пешком, наплевав на всех окрестных медведей и элементарную безопасность. Адыгалах - бывшая деревня на пути к Якутску, летом вполне обитаемая.

На четвертый день парни возвращаются.


С трудом верится, что им удастся оживить машину. Когда один из них крутит «кривой стартер» из свечных отверстий двигателя буквально вылетают струи воды. Свечи меняются на новые, меняется масло и, после нескольких усилий, двигатель отчаянно дымя и чихая, все-таки схватывает и набирает обороты.

Водитель, привезшего их КРАЗа, показывает на мятую крышу своей машины, рассказывая, как эту многотонную махину, кувыркало течением, около ста метров, от этой переправы вниз по реке. К счастью, там где машина в очередной раз встала на колеса, был поворот реки и нанесенная отмель.

Он рассказывает мне как видел НЛО, веточкой на сыром иле рисует, как это выглядело.


Предупреждает, что пожарами из Хабаровского края сюда пригнало много медведей и, что в отличие от местных, пришлые мишки «настоящие отморозки».
Говорит, что страшнее медведей могут быть встретившиеся на дороге люди. Убеждает ни в коем случае не идти по дороге за Адыгалахом пешком и не ставить палатку у дороги.
А еще, оказывается, что уже в поселке Мяунжи уже все знают о живущем на реке человеке, то есть обо мне.

Тем временем машина прогрелась и, вскоре мы уже трясемся в кузове по ухабам и рытвинам федеральной трассы "Колыма". Через пару часов подъезжаем к оползню, в котором уже сидит машина людей ехавших за ягодами. Помогаем им выбраться назад.



До Адыгалаха всего четыре километра. Там, со слов парней, уже натоплена баня и готов ужин.

Пытаемся прорваться ниже по склону. По колеса стелются срезанные в брошенном поселке радиаторы отопления, и срубленные деревца. Пятнадцать минут рискованного предприятия и, со второй попытки, машина на мостах ГАЗ-66, выползает на другой край оползня. Ура, ночевать будем в деревне.



В Адыгалахе размещаюсь в "гостевом доме" у единственного местного жителя Пети. У него здесь что-то вроде постоялого двора для водителей, с баней, и летней кухней. После чего, паримся при свете керосиновой лампы в бане топящейся по черному. У нее особый дух и удовольствие от такой парной тоже особенное. За полночь вместе с Петром и подвезшими меня парнями, так же при керосиновой лампе, пьем пиво с вялеными хариусами.Деревня в паре километров от трассы и не все идущие по ней машины заезжают сюда. На следующий день собираюсь поставить палатку у брода через реку Адыгалах. Там уж точно мимо меня никто не проедет.

судьбы людские, одиночное путешествие, непознанное, Колыма, медведи

Previous post Next post
Up