Разумеется, что туристов прилетевших на очередном вертолёте отвечающий на кордоне за всё госинспектор инструктирует не только по правилам поведения на особо охраняемой природной территории, но и как правильно вести себя там где встреча с медведями обыденность, чтобы не попасть в печальную статистику пострадавших от них. Говорит, что медведя здесь можно встретить в любой момент не только вне кордона, но и на нём. Не смотря на то, что его территория "защищена" электроизгородью.
Поначалу они относятся к этому, вроде как с пониманием, но через день-два немного расхолаживаются. Ну да, медведей вокруг кордона "как собак" и те, вроде как, и ни очень то на них обращают внимание.
Случается даже спрашивают, нет ли где поблизости зоопарка, откуда выпускают прогуляться внешне почти домашних медведей. Или, когда подведёшь группу к знакомому, уже привыкшему к туристам медведю поближе, спрашивают, - нельзя ли его погладить...
Потому, спокойно и методично, вновь и вновь напоминаешь им, что это звери дикие и опасные. Что об этом надо помнить каждую секунду, и всегда быть начеку.
К слову, и персонал заповедника и гиды турфирм тоже нередко расхолаживаются. За исключением тех ребят, что ходят в рейды, и пересекаются с этими "милыми зверушками" не только там, где они привыкли к встречам с не причиняющими им вреда людьми.
Судя по некоторым недомолвкам? о том чем закончились некоторые из таких встреч они никому никогда не расскажут. Заповедник, всё-таки...
Попадаются и такие которые, что называется, "подсаживаются" на этот щекочущий нервы экстрим так, что уже не могут без него. Ну да, как без наркотиков.
Ну а большинство туристов, если им правильно всё объяснить, всё же прислушиваются к рекомендациям касающимся их безопасности. Хотя тоже не без приключений.
Было дело, один из туристов немец из Италии, рванул бегом к гостевому дому от медведя, который, неожиданно появился рядом, за электроизгородью. Объяснил ему тогда, что бегать от медведя, это одно из самых плохих решений. Что, наверное, зверь тоже удивился оказавшись с ним рядом, а то рванул бы за ним повинуясь инстинктам, снеся по пути электроизгородь.
На другой день итальянский немец спрашивает меня:
- Валера, а что мы должны делать, если медведь пойдёт на нас?
Было это посреди поля, на котором на ягодах паслось более десятка медведей, и до ближайшего не более сорока метров.
- Делать то, что я вам скажу.
- А что ты скажешь?
- Не знаю. Это будет зависеть от ситуации...
Видя что тому не совсем понятно, уже шутливым тоном, добавляю:
- Ещё можно залезть на дерево.
Тот посмотрев где находится ближайшее дерево и насколько несерьёзно оно выглядит в качестве возможной защиты, ненадолго завис, а затем, увидев что я улыбаюсь, тоже рассмеялся.
Ну а то, что электроизгородь защита условная не раз убедился сам. Например, в случае, когда авторитетный лохматый товарищ гнался за менее авторитетным собратом, который снес по пути электроизгородь даже не заметив. Ну и заземлиться может контур, перестав должным образом работать, например, от принесённого ветром пучка мокрой травы.