Бестселлер «перестроечного» православия архимандрита Тихона

Sep 08, 2012 11:09


Год назад, 7 сентября, в на XXIV Московской международной книжной ярмарке состоялась презентация книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Сборник «монастырских рассказов» был выпущен издательством «ОЛМА Медиа Групп» 60-тысячным тиражом, с серьезной заявкой на то, что книга станет бестселлером. И что же, сегодня, можно констатировать, что издатели были правы - проект оправдал их ожидания, выдержав несколько переизданий, общий тираж книги уже превысил 1 млн.100 экземпляров. Книга мгновенно стала любимым чтением у мирян и клириков, монахов и артистов, давно воцерковленных и неофитов… Во всевозможных рейтингах книга «Несвятые святые» уверенно лидирует: и в голосовании литературной премии Рунета, и в голосовании премии «Большая книга».




Имя автора бестселлера архимандрита Тихона получило особо широкую известность в мирских кругах после выхода на телеэкраны его фильма «Гибель империи. Византийский урок». СМИ в один голос обвинили автора в создании «пропагандистского ролика, и недвусмысленного обозначения Запада как главного врага России», и сильно покритиковали его за высказанный в фильме тезис о том, что «либерализм и общечеловеческие ценности погубили Второй Рим…»



Архимандрит Тихон (Георгий Шевкунов) выпускник сценарного факультета ВГИКа, сегодня - наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при Президенте России по культуре и искусству, сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы… А он также носит, но уже не гласно, и только из уст особо радикальных журналистов, титул «духовника Путина».







…Коммунисты-атеисты приучили массы воспринимать Церковь лишь как место сумрачное, скучное, безрадостное и довольно однообразное. А особенно так говорилось про монастыри с их долгими службами и постами. Отец Тихон попытался устранить препятствия, отделяющие современных людей от церковного мира, от реалий духовной жизни. А сделать это непросто. И тут «сработало» его образование сценариста, которое помогло ему повести с читателем разговор без нравоучений и упреков, и таким образом, почти устранить грань между церковным и светским. Его книга полна юмора и откровений, а потому читается легко даже неподготовленным читателем. Этот новый взгляд столь необычен, что позволило одному из авторов рецензии дать довольно точное определение книге - «православный хайтек».

Да, сегодня многие называют отца Тихона создателем нового литературного жанра - монастырской прозы, или нового патерика. Хотя «патерик» - это описание жизни и деяний святых отцов, а тут сборник занимательных рассказов, порой      анекдотов. Для объективности, следует отметить, что книга «Несвятые святые» не может быть названа «первооткрывателем жанра», так как первым, еще в 1995 году, был Михаил Ардов (протоирей неканонической Российской православной автономной церкви), со своим трудом «Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни». Майя Кучерская написала «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние», Юлия Сысоева - «Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства», в том же стиле только в художественной форме работает протоиерей Александр Торик в историях с «Флавианом», а есть еще и протоиерей Всеволод Чаплин со своими «Лоскутками». А Олеся Николаева выступила с книгой «Мене, текел, фарес», а сегодня (опять же «Олма Медиа Групп») издала ее «Небесный огонь и другие рассказы», в том же дизайне, что и «Несвятые святые»…

Громадные тиражи, переводы на иностранные языки, восторги читателей, но… одновременно с этим книга отца Тихона попадает под вал критических откликов. И что интересно, критикуют как «левые» так и «правы» - неодобрительные высказывания раздаются как из лагеря церковных либералов, так и фундаменталистов.

Так отца Тихона упрекнули в искажении истории передачи ему Сретенского монастыря для создания подворья Псково-Печерской обители, с умалчиванием факта изгнания общины о. Георгия Кочеткова. А также им не понравилось и то, что все герои книги «не реформаторы, не модернисты, не обновленцы и не экуменисты».

А вот «защитники традиций» со своей стороны выступили против попытки «писать о подвижниках веры в форме забавных рассказов». Им вообще не понравилось очень многое. Например, они считают, что нельзя для людей «неукрепленных в вере» писать о возможности нарушения ограничений Великого поста. Критики иронизируют: «по молитве приезжает спасательная машина, находится украденная книга, отыскивается вор и Интерпол возвращает деньги…» Основной упрек в том, что книга стала явлением «десакрализации», «перестроечного православия». По их мнению, недопустимо вести «рассказ о серьезных церковных вещах в развязном, если можно так выразиться, «базарном» тоне».

Даже на епархиальном собрании столичного духовенства в декабре прошлого года была сделана попытка публично осудить творчество архимандрита Тихона, однако дальше зачитывания записки с перечислениями замечаний к этой книге, дело не пошло…

Отец Тихон спокойно воспринимает критические высказывания в свой адрес: «Кто-то считает, что не дело монаха писать о церкви живо и даже с юмором. Это - позиция. Я отношусь к ней с уважением, хотя и не разделяю. Это все-таки мемуарная книга. Конечно, в нее вошло далеко не все, но то, что сейчас, по моему скромному мнению, полезно и нужно».




…И все же феномен книги отца Тихона, как некого социального явления довольно трудно объяснить. Как в период тотальной критики всего православного, когда любое упоминание РПЦ встречается со злобой и агрессией, да сам автор находится под градом упреков со стороны либеральной общественности, именно его рассказ о православии получил столь значительный успех?

Лично мне книга понравилась, и даже очень понравилась.

И когда сегодня я сталкиваюсь с очередным вопросом-упреком в адрес Церкви или ее служителей, по мере своих сил даю вопрошающим ответы, но потом обязательно презентую книгу «Несвятые святые». Подарил уже больше дюжины.

Несвятые святые, о.Тихон (Шевкунов), литература, православие

Previous post Next post
Up