Великий пост. «Порося, порося, обратись в карася...»

Mar 18, 2013 10:04



В газетах еще царствуют карнавальные проводы масленицы: бег на ходулях, прощальный жор блинов, языческое кострище из соломенной бабы, а на дворе уже пост, Великий пост, начинается его первая неделя - особо строгая, но радостная - во всех православных храмах вечером читают покаянный канон Андрея Критского.
Повальное смакование рецептур приготовления блинов, сменил смотр изысков постной кухни. Эта тема займет особое место в разговорах до 5 мая, когда мы встретим Пасху, и все это время вопрос «а вы поститесь?» будет почти обязательным. За последние годы стала заметна тенденция «рекламировать» Великий пост. Что это - дань моде или признак того, что Россия все же становится православной страной? А может это наш ответ на «коммерческие» праздники: святого Валентина и святого Патрика (последний вчера прошел в Москве как-то очень скромно)? Хотя информационная атака сегодня не такая сильная, по сравнению с прошлыми годами. Избрание нового понтифика переместило внимание журналистов. Лишь немного оживил тему, протоиерей Всеволод Чаплин, который призвал во время поста меньше ругаться в социальных сетях.

Еще несколько лет назад мало кто мог открыто признаться в том, что он соблюдает поста, то сегодня все приняло другие масштабы. Народное творчество давно сочинило по этому поводу анекдот: «по данным статистиков, каждый год в России наблюдается удивительная закономерность: к Великому посту число верующих резко падает, а к Пасхе - также резко возрастает». Православные вышли на войну с грехами, остальные - с лишним весом.
А пока о готовности обеспечить всех постным меню заявили практически все рестораны. Конечно, постятся и в Кремле, и в его окрестностях. Как обычно, около трети посетителей столовых правительства, Госдумы и Совета Федерации также будут придерживаться постного меню. Мода на посты в кремлевских столовых возродилась лишь с 2000 года. При Ельцине тут царило вкусное и обильное питание без оглядки на церковный календарь. Сегодня - это еще один пример патриотизма и преемственности традиций. В старину за кремлевскими стенами с постами было строго - цари давали пример своим подданным.
Примитивизм в отношении к Великому посту сегодня тотальный. Все воспринимают его только как ограничение в пище, мало учитывая, к чему, собственно, призывает Церковь. Советы диетологов, слухи и мифы, пересказы «одной знакомой, что была у старца, утверждает…», - все это складывается в нечто забавное, порой фантастическое, малоупотребительное в практической жизни.
Все также «забывают», что Великий пост - только один из четырех многодневных постов в календаре Православной Церкви. Есть также пост в каждую среду и пятницу и три однодневных поста (тут важна тренировка). Если быть точным, что сам Великий пост длится по Евангелию 40 дней. Плюс к этому добавляется последняя Страстная седмица, которая установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни и смерти Иисуса Христа.
Если ничего больше как смена продуктов в ежедневном рационе в жизни не происходит, то этот «пост», остается просто «разгрузочной диетой» и не более. Хотя есть и такие «православные», которые соблюдают эту традицию как и купание в проруби на Крещение, блины на Масленицу, на Пасху куличи, на Преображение - яблоки… При этом все говорят только о пище, а почему, некого не волнует, что и от секса в этот период тоже придется отказаться?
Великий пост установлен в подражание постам пророков Моисея и Илии (Ветхий Завет), а также примеру Иисуса Христа. Но и не только. Практически все религии предписывают своим последователям не тащить в рот все, что не попало. Бог дал людям все, что нужно, еще в Эдемском саду: фрукты, овощи, орехи и злаки, запретив все продукты животного происхождения. А в Книге Левит уже можно употреблять в пищу мясо определенных сортов и молочные продукты… Законов кашрута предписывают евреям не есть не только свинину, но и мяса верблюда, слона, практически все морепродукты. У мусульман есть хахяль, у кришнаитов - прасад, индуизм запрещает говядину, а у православных своя напасть - посты…
Великий пост существует с самого зарождения христианства. Авторы III века пишут о нем как о явлении обыденном. Однако продолжительность поста была различной до IV в. А к V веку окончательно устанавливается традиция в ограничении рода пищи. Его правила выработались в монастырях Палестины и Египта, а потом их практически без изменений перенесли на Русь. И что примечательно (об этом все упорно забывают), эти правила распространялись лишь на… монахов, они вошли в уставы монастырей. То есть получается, что эти строгие ограничения накладывались не на мирян, а всего лишь на братию монастырей. Однако за свою 1000-летнию историю Православная Церковь так и не выработала специальной «практики мирского благочестия», а только предложила всей пастве жить… по монастырским правилам. Получается как в фильме «Берегись автомобиля» про любительский театр: «Сара Бернар еще более блистала на сцене, если перед спектаклем она 8 часов простояла бы у фрезерного станка…»
Конечно, есть большой список послаблений. От поста освобождаются: больные, беременные, кормящие матери, солдаты, рабочие, путешественники. Да и любой (нормальный) священник не будет к нашей слабости особо строг, так как прекрасно понимает, что не в этом суть.
Хотя церковный устав разрешает вкушать рыбу только два раза, но он же разрешает… креветки и другие морепродукты. Так, что нам есть чем себя порадовать. Да и вином можно себя побаловаться. Как предписывают монастырские правила «для поддержания немощи телесной» иногда дозволяется употребление виноградного вина - три красовули, а это почти 400 грамм. А что если инокам можно, а нам нельзя что ли? И практически всегда можно самостоятельно снизить планку, сославшись, опять же, на правила, что предписывают послабление путешественникам - наш путь на работу бывает очень долог…
Кстати, большинство верующих так и поступают: особо ограничивают себя в пище в самые строгие недели поста - первую и Страстную. Соблюдение поста в современных условиях становится личным выбором каждого. А вот сократить молитвенное правило или проспать воскресную службу - куда более тяжелый грех…

постное меню, канон Андрея Критского, Великий пост, РПЦ, диета, православие

Previous post Next post
Up