ВЫПУСКИ №№ ….
19,
20,
21,
22,
23,
24,
25,
26,
27,
28 Роботы смогут стать религиозными
12 августа. Скорее всего, полноценный искусственный интеллект станет реальностью уже через несколько лет, а не десятилетий. При этом, не стоит исключать, что такой искусственный интеллект заинтересуется религией.
Например, представители «Mormon Transhumanist Association» считают, что в мире не существует и никогда не будет существовать закона, который смог бы запретить умным машинам обладать определенными религиозными убеждениями. Фактически, это значит, что компьютеры и роботы будущего могут заинтересоваться существующими религиозным направлениями или даже создать собственные религиозные движения, как это делают люди.
Такую же точку зрения поддерживает ученый Джон Мессерли (John Messerly), который уверяет, что искусственный интеллект может быть запрограммирован на любые модели поведения, включая предусмотренные религиозные убеждения.
К сожалению, пока что никто не может сказать, как именно может повлиять на искусственный интеллект увлечение религией.
ЧИТАЙТЕ В ВЫПУСКЕ:
‑ В РОССИИ ЗАРАБОТАЛА СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ ДЛЯ ПОИСКА… ВТОРОЙ ЖЕНЫ
‑ СОЗДАНА ТРЕХМЕРНАЯ ПАНОРАМА СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В ВАТИКАНЕ
‑ НАМЕСТНИК ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ ЕПИСКОП ПАНКРАТИЙ ПРЕДЛОЖИЛ ОГРАНИЧИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНОВ
‑ В ВАТИКАНЕ СОМНЕВАЕТСЯ, ЧТО ОТКРЫТИЕ ПЛАНЕТЫ «КЕПЛЕР-452B» УСКОРИТ ВСТРЕЧУ С «ИНОПЛАНЕТЯНАМИ»
‑ РАЗРАБОТАНА ПРОГРАММА «CHURCHIX» ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ ПРИХОЖАН
‑ УЧЕНЫЙ-ГЕНЕТИК ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО АДАМ И ЕВА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВОВАЛИ
‑ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ANDROID И APPLE СМОГУТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С СОБРАНИЕМ ИЗРЕЧЕНИЙ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ
‑ ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЮРЕВИЧ: ГЕНЕТИКИ ПРИБЛИЗИЛИСЬ К БИБЛЕЙСКОЙ ВЕРСИИ СОТВОРЕНИЯ МИРА
‑ ПАСТОР ГРЕГОРИ ИДЖИВОЛА ИЗ ЦЕРКВИ «СВЕТ ГОРОДУ» В ЧИКАГО СОЗДАЛ «ИНДИВИДУАЛЬНУЮ» БИБЛИЮ ДЛЯ АЙФОНА
В России заработала служба знакомств для поиска… второй жены
13 июля. Дагестанский программист Арсен Казибеков создал первое в России мобильное приложение традицонных знакомств для мусульман. Интернет-приложение mydiaspora.mobi работает по-другому, нежели привычные сайты знакомств. В этой службе на первом этапе общения фотографий пользователей увидеть нельзя: подборка подходящих кандидатов в супруги происходит на основе обязательного подробного анкетирования. Сервис рассчитан в первую очередь на мигрантов и должен стать альтернативой уже действующим сайтам знакомств, которые «противоречат мусульманским устоям». Между тем представители самих диаспор заявили, что им подобное приложение не нужно.
При регистрации наряду с финансовым положением и отношением к спиртному и сигаретам, женщине нужно указать возможность смены религии (на ту, что исповедует предполагаемый муж) и количество родных братьев. При общении есть возможность добавления в чат старшего брата или отца. «Просто у нас были случаи, когда христианские женщины писали , что они одиноки, с детьми, не имеют денег и готовы быть мусульманам вторыми шариатскими женами, - рассказал Арсен Казибеков. - Поэтому мы пошли им навстречу и создали такую функцию».
Сервис знакомств рассчитан в первую очередь на мигрантов. Перед запуском был проведен опрос, и функция поиска второй жены была добавлена по просьбам респондентов.
Общая стоимость проекта составляет 150 тыс. долларов. Зарабатывать социальная сеть и служба знакомств будет путем взимания комиссии с денежных переводов, которые будут осуществляться с помощью портала. Также у пользователей в будущем появится возможность посылать друг другу платные подарки по аналогии с практикой «Одноклассников», «ВКонтакте» и др.
Базовая версия бесплатна, однако до конца июля будет презентован расширенный функционал MyDiaspora.mobi с более детализированным анкетированием - за него нужно будет вносить ежемесячную плату в размере 10 долларов. Приложение для «халяльных» знакомств доступно на платформах iOS и Android.
Создана трехмерная панорама Собора Святого Петра в Ватикане
20 июля. На официальном сайте National Geographic появилась трехмерная панорама Собора Святого Петра в Ватикане. Точка съемки расположена вплотную к папскому алтарю, прямо под куполом храма. Панорамная фотография составлена из 181 снимка. В рамках виртуального тура можно увидеть могилу Святого Петра, алтарную сень, 136-метровый центральный купол, а также все три нефа.
Собор Святого Петра строился больше века: с 1506 по 1626 годы. В настоящее время он является одним из крупнейших христианских храмов в мире. Собор может вместить 60 000 прихожан, поэтому часто используется во время наиболее значимых служб в Ватикане. Вопреки расхожему мнению, Собор Святого Петра не является главным католическим храмом: этот титул принадлежит Латеранской базилике, которая находится в Риме.
Трехмерные сферические панорамы существуют для многих мест по всему миру. Больше всего их собрано в проекте Google Street View.
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий предложил ограничить использование смартфонов
22 июля. Наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий обеспокоен популярностью новых информационных технологий среди монахов.
«Все эти смартфоны, большие дисплеи - огромный соблазн, особенно для молодых монахов. Мне часто приходится слышать от них на исповедях, что вот, мол, опять бес попутал с этим интернетом... Один послушник даже уехал с Валаама из-за того, что просто погряз в сети, и мир его притянул снова. И я даже считаю, что для современного монашества это один из главных вызовов», - заявил епископ в интервью, газете "Аргументы и факты".
По его словам, монах уходит из мира, а смартфон возвращает его снова в мир, и эта проблема сегодня есть везде, даже на Афоне. «Они там ведут блоги, общаются на форумах, шлют по сетям "многая лета", воззвания и анафемы... Но все это абсолютно противоречит монашеству. Хотя я и сам тоже пользуюсь интернетом. Действительно удобно: и погоду можно узнать - какой прогноз на завтра, плыть по Ладоге на катере или не плыть, новости о том, что происходит в патриархии и в мире. Удобно руководить, читать и отправлять письма», - отметил архиерей.
Тем не менее он сообщил, что решил отказаться от интернета. «Вот у монахов на Афоне телефоны даже не свои, а монастырские. Им выдают их, простите, как носки на складе, кружку-ложку и другие необходимые вещи. Тоже без камеры и интернета, самую простую и дешевую модель. Только для дела. Началось у монаха какое-то конкретное послушание - ему выдают телефон, закончилось - забирают. То же самое нужно делать и в наших монастырях», - считает епископ.
В Ватикане сомневается, что открытие планеты «Кеплер-452b» ускорит встречу с «инопланетянами»
29 июля. Отец Хосе Габриэль Фюнес, директор Ватиканской обсерватории, сказал, что он «сильно сомневается», что открытие планеты Кеплер-452b приведет в ближайшем будущем к встрече с инопланетной формой жизни.
В своей статье священник рассмотрел позиции Св. Альберта Великого, Николая Кузанского и других ученых о возможности внеземной жизни и отметил, что отец-иезуит Анджело Секки, пионер в области астрофизики, полагал, что обитаемые миры существуют.
«Похоже, что подавляющее большинство звезд в нашей галактике ... по крайней мере потенциально могут иметь планеты, где может развиваться в жизнь», - добавил отец Фюнес.
Разработана программа «Churchix» для распознавания лиц прихожан
29 июля. Как говорится в описании программы “Churchix”, она создана специально для церковных нужд, хотя и может использоваться в аналогичных случаях светскими заказчиками. Задача программы - учет посещаемости церковных богослужений. Для больших протестантских или католических общин данный учет представляет серьезную проблему, поскольку вручную пересчитать всех пришедших на воскресную службу очень сложно.
Программа, разработанная компанией “Churchix”, производит захват изображений лиц с последующим сравнением и идентификацией на основе собственной базы данных. Подобное программное обеспечение на сегодня используют Facebook, приложения для знакомств, автоматические фотокамеры на улицах американских городов, предназначенные для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Моше Гриншпэн (Moshe Greenshpan), основатель и генеральный директор израильского филиала компании “Skakash”, которая создает программное обеспечение, рассказал изданию, что клиентами, которые используют Face-Six, являются аэропорты, правоохранительные органы и казино. После того как в компанию обратились представители различных церквей, там решили основать новую компанию “Churchix” - специально для разработки данного продукта.
М. Гриншпэн отметил, что на сегодня лицензии на программу приобрели около 40 церквей, в том числе восемь в Соединенных Штатах, хотя он отказался раскрыть список подписчиков. Он также отказался сообщить, сколько его клиенты платят за программное обеспечение. По его словам, церкви, использующие программное обеспечение его компании, насчитывают от 100 до 3000 человек. Эти церкви загружают базы данных фотографий своих членов, используя их для идентификации прихожан с помощью уже установленных у них камер безопасности. Теперь они смогут анализировать степень наполняемости своих храмов с помощью “Churchix”.
Помимо учета прихожан, программа может использоваться в качестве инструмента сбора пожертвований. Анализируя частоту посещения богослужений, церкви могут выделять наиболее активных своих прихожан и направлять им адресные обращения с просьбой пожертвовать какие-то средства на благотворительность. Наоборот, в случае если в прошлом тот или иной прихожанин каким-то своим поступком причинил ущерб церкви, его могут внести в «черный список».
По словам Скотта Тумма (Scott Thumma), директора Хартфордского института религии (Hartford Institute on Religion), у большинства церквей уже есть базы данных для отслеживания своих членов. Еще в 2005 году он предпринял соответствующее исследование, и тогда 72% опрошенных им религиозных организаций подтвердили, что используют различного рода программное обеспечение для учета и анализа степени вовлеченности прихожан.
Он также признал, что до недавнего времени в стране не было примеров, чтобы крупная религиозная община использовала программы для распознавания лиц. Частично привлекательность больших церквей и состоит в том, что люди могут приходить туда, не будучи узнанными, отметил ученый. «Я не думаю, что программа для распознавания лиц понравится всем прихожанам, поскольку они воспринимают ее как слежку “Большого брата”. Пусть Господь и всеведущий - но мы не уверены, что хотим, чтобы всезнающим был и наш пастор», - озвучил он наиболее очевидные опасения.
Ученый-генетик доказывает, что Адам и Ева действительно существовали
3 августа. Современные методы анализа ДНК подтверждают библейское предание об Адаме и Еве, утверждает специалист по генетике имолекулярной биологии доктор Джорджия Пардом (Georgia Purdom).
Недавно она опубликовала документальное исследование «Ответы в Книге Бытия», где излагает свои выводы и научные доказательства реальности событий, изложенных в Библии.
«Существуют твердые генетические доказательства того, что Бог создал первую человеческую пару, и одно из самых неопровержимых доказательств дало нам исследование митохондриальной ДНК, проведенное генетиком д-ром Натаниэлем Джинсоном (Nathaniel Jeanson), - говорит Пардом. - Это исследование четко показывает, что общечеловеческая праматерь по женской линии (библейская Ева) жила именно в библейское время, то есть несколько тысяч лет тому назад».
Джинсон также выполнил исследование, опровергающее временные рамки теории эволюции. Его суть, если изложить ее простыми словами, в следующем: если бы эволюция и вправду была, такой как ее описывают дарвинисты, и если бы женщины и мужчины странствовали по планете столько тысяч лет, сколько ей требуется, то наше генетическое разнообразие было бы куда более широким.
Пользователи Android и Apple смогут познакомиться с собранием изречений афонских старцев
4 августа. Для пользователей смартфонов Android и Apple теперь доступно приложение "Благословенный Афон - мудрость Святой горы". Оно знакомит с собранием изречений хранителей веры из православной монашеской республики. Об этом сообщил один из авторов проекта Сергей Максимов.
С 2011 по 2014 год существовала бесплатная СМС-рассылка, получателю которой каждое утро высылалось сообщение с цитатой кого-нибудь из афонских подвижников.
«СМС-рассылка была очень популярна: общее количество подписок составило более 200 тысяч, а всего за время ее существования ей воспользовались около 500 тысяч человек. Нынешнее приложение стало следствием предыдущего проекта. В наше время почти каждый молодой человек пользуется смартфонами и гаджетами. К сожалению, сегодня у молодежи совсем нет времени на чтение духовных книг. Надеемся, что наше приложение даст им немного духовной пищи в виде ежедневных наставлений афонских святых прямо на мобильном телефоне», - сказал Максимов.
По его словам, идея создать бесплатное приложение для смартфонов появилась после закрытия СМС-рассылки из-за того, что операторы повысили стоимость услуги в 20 раз. Собеседник агентства отметил, что уже около 600 человек подписались на приложение за первые две недели его работы.
В базе приложения на сегодня собраны изречения 30 отцов-святогорцев, среди которых есть как ныне живущие старцы, так и прославленные святые. Максимов также добавил, что авторы проекта направили просьбу о благословении председателю Издательского совета Русской православной церкви митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту.
Приложение стало доступным благодаря Фонду преподобного Максима Грека. Чтобы подписаться на приложение в Apple store и Play market, необходимо ввести "Благословенный Афон".
Протоиерей Димитрий Юревич: генетики приблизились к библейской версии сотворения мира
11 августа. Cовременные методы анализа ДНК подтверждают библейское повествование об Адаме и Еве. Исследования митохондриальной ДНК показывают, что общечеловеческая праматерь по женской линии (библейская Ева) жила именно в библейское время, то есть несколько тысяч лет тому назад.
Специалист по генетике имолекулярной биологии доктор Джорджия Пардом (Georgia Purdom) недавно опубликовала документальное исследование «Ответы в Книге Бытия», где изложила свои выводы и научные доказательства реальности событий, изложенных в Библии. Согласно утверждениям ученого, которые приводит один из американских сайтов, современные методы анализа ДНК подтверждают библейское повествование об Адаме и Еве. Исследования митохондриальной ДНК, говорит Пардом, «показывают, что общечеловеческая праматерь по женской линии (библейская Ева) жила именно в библейское время, то есть несколько тысяч лет тому назад».
Проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии, протоиерей Димитрий Юревич прокомментировал последние находки ученых-генетиков.
«В данном случае прослеживаются две основные мысли: все люди восходят к одной праматери, и датировка появления этой праматери - "несколько тысячелетий назад". Что касается первой мысли, то она совершенно не нова. Хорошо известны не только генетические исследования, согласно которым все люди восходят к одной праматери, но и вполне естественное соотнесение данного факта с библейским повествованием - так, в популярной литературе эта праматерь даже условно называется "митохондриальной Евой".
Ветхозаветное понимание, которое возводит все человеческие расы и племена к единственной паре Адама и Евы, было усвоено и христианской мыслью в лице апостола Павла, который в своей речи в афинском ареопаге говорит о Боге: "От одной крови Он произвел весь род человеческий" (Деян 17:26). Это важнейшая мысль, благодаря которой христианство мыслит всех людей братьями и сестрами, имеющими одного праотца и одну праматерь, что категорически исключает какую-либо дискриминацию по расовому признаку.
Однако в качестве даты появления "метохондриальной Евы" в научно-популярной литературе обычно называется примерно 200 тысяч лет до нашей эры (см., например, беседу с сотрудницей Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН и прилагаемые материалы:
http://antropogenez.ru/article/76/). Новость же датирует появление праматери совсем другим моментом. Книга Джорджии Пардом мне не доступна, но в одной из своих статей в интернете (
https://answersingenesis.org/genetics/junk-dna/decoding-debris/) она называет момент - 6 тысяч лет назад.
Не являясь специалистом в области генетики, не могу судить о надежности утверждений американской исследовательницы. Однако предложенная ею датировка появления праматери в целом не противоречит тому подходу к повествованию Библии о сотворении мира и человека, который в последнее столетие приобретает все большую популярность у православных читателей и толкователей Слова Божия.
Этот подход основан на том, чтобы различать период сотворения Богом мира, с одной стороны, и продолжительность существования современного человечества, с другой.
Относительно периода сотворения Богом мира ключевым моментом является интерпретация еврейского слова "йом", которое было переведено на греческий и позже - на современные европейские языки как "день", то есть промежуток времени в 24 астрономических часа. Однако в древнееврейском языке это слово использовалось и для указания на продолжительный отрезок времени, как бы мы сейчас сказали, "период" и "эпоху". В таком случае невозможно говорить о том, что "дни" творения мира были равны каждый 24 "нашим" часам - тем более, что солнце и луна были сотворены не сразу, а, значит, и не было естественного хронометража.
Поэтому в повествовании о творении мира более уместно видеть указание на шесть продолжительных эпох. Седьмая из которых продолжается до сих пор - ведь Бог "почил" в том смысле, что сейчас не возникают новые виды животных и растений, хотя Бог продолжает действовать в уже созданном Им мире, подчиняясь законам, которые Он Сам установил, и поддерживая все существующее. «Отец Мой доныне делает, и я делаю» - говорит об этом Иисус Христос (Ин 5:17).
Таким образом, сказать о продолжительности шести эпох творения на основании библейского текста книги Бытия мы ничего не можем. Но есть возможность попытаться вычислить продолжительность существования человечества, воспользовавшись тем, что в книге Бытия приводятся сведения о продолжительности жизни первых людей - патриархов. Такого рода подсчеты были положены в основу средневековой византийской хронологии, согласно которой Христос родился в 5508 году от "сотворения мира", и сейчас, по такой хронологии, идет 7523 год от "сотворения мира", или, выражаясь точнее - от сотворения Адама.
Однако к этому числу надо относиться с очень большой осторожностью. Во первых, следует помнить, что, хотя в Священном Писании и описываются истории и народов, и отдельных лиц, все это описание имеет собой целью раскрыть учение о Боге и его отношении к человеку, то есть идею спасения человека, но при этом цель строго научного и последовательного изложения всей человеческой истории никогда библейскими авторами не ставилась.
Хорошим примером является тот факт, что евангелист Матфей при изложении родословной Иисуса Христа опускает имена некоторых израильских царей - для того, чтобы показать читателю, что священная история имела определенные периоды по 14 поколений ("Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов"; Мф 1:17). Точно так же вправе был поступить и автор книги Бытия, и опустить описание каких-либо лиц, если они не имели отношения к истории спасения людей (вспомним, что имя фараона исхода нигде в Библии ни разу не названо, так как он не способствовал, а препятствовал воли Божией).
Кроме того, способ записи чисел в древнееврейском языке с помощью букв (этот способ был усвоен и в греческом, и в церковнославянском языках) привел к тому, что записанные так числа стали по-разному интерпретироваться в тексте Ветхого Завета спустя века после его написания. Так, в описании суммарной продолжительности жизни патриархов греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в III-I вв. до Р.Х. в Александрии («перевод Семидесяти» или Септуагинта), принятый в качестве стандарта в Византии, на 1747 лет лет(!) отличается в большую сторону от той интерпретации, которую дали ветхозаветному тексту еврейские ученые-масореты в VI в по Р.Х. (данный вариант принят в современном иудаизме).
Поэтому на основании библейских сведений нельзя с достоверной точностью утверждать, когда Бог сотворил Адама. Речь может идти об очень приблизительной дате от шести до нескольких десятков тысяч лет назад. Этой дате вполне соответствуют приведенные в новости исследования.
Пастор Грегори Идживола из церкви «свет городу» в Чикаго создал «индивидуальную» Библию для Айфона
23 августа. Пастор Грегори Идживола (Gregory Ijiwola), из церкви «Свет городу» (The CityLight Church) в Чикаго (штат Иллинойс, США) создал приложение для айфона, с помощью которого имя пользователя подставляется в электронную версию Библии, чем создается некий эффект персонального обращения Слова Божьего к конкретному человеку, сообщает invictory.com со ссылкой на Christian Post.
Пастор Идживола объяснил, что он очень хотел, чтобы читатели Библии «имели более персонализированный опыт чтения и размышления над Словом Божьим». Он назвал это приложение ToYouBible App.
«Библия содержит тысячи чудесных обетований, которым можно доверять, в которые можно верить и которые читатель может получить в своей жизни. Но когда эти обетования просто читаются, они часто кажутся общими и отдаленными, - отметил пастор Идживола. - Приложение мгновенно вставляет имя пользователя в текст Писания, тем самым персонализируя данный отрывок и оживляя процесс чтения Библии».
Приложение было запущено 19 июля и с того времени его скачали несколько тысяч человек. «Я считаю, что технологии - это дар от Бога, а инновации - это инструменты, которые мы должны использовать для распространения Евангелия, - заявил пастор Индживола. - Если мы не будем их использовать, то мы создадим вакуум, который заполнят другие, чьи сообщения менее поучительны. Христиане должны быть первыми в создании и использовании новых технологий, чтобы распространять наше, дающее жизнь послание».
Click to view
В то же время приложение ToYouBible App вызвало неоднозначную реакцию со стороны служителей. Так доктор Джон Кесслер, преподаватель из Библейского института Муди, сказал, что у него вызывает опасение тот факт, что приложение может вставить имя пользователя в обетование, которое ему не принадлежит.
Преподобный Кристофер Бенек из Первой Пресвитерианской Церкви в Форт Лодердейл (штат Флорида, США) отметил «несколько существенных проблем» с использованием данного приложения, включая вопросы библейского контекста.
Он считает, что пользователь будет игнорировать весь контекст, просто подставляя свое имя в определенное обетование, упуская таким образом цель, для которой этот текст был изначально написан. «Когда мы подстраиваем Библию исключительно под нас, каждый под себя, мы теряем фокус полноценного повествования о Божьей благодати и любви, распространяющейся на все человечество», - подчеркнул он.