Ильф и Петров как групповой символ (продолжение)

Jan 19, 2024 14:10

Об ильфопетровских фельетонах.

Разительный фельетон "Равнодушие" (1932), опубликованный аж
в газете "Правда", про то, как бедный художник в 7 часов утра не
смог найти автомобиль, чтобы подвезти надумавшую рожать жену в
родильный дом. Советские мрази за рулём, к которым он приставал
со своей просьбой на улице, отказывались под очень разными пред-
логами или просто так. Возмутительная жуть и т. д.

Правда, я не видел физиономии того художника. Возможно, она там
была такая, что я бы тоже отказал, хотя у меня даже нет автомоби-
ля. Манеры и прикид тоже имеют значение. И чем ты старше, тем
меньше желание кому-то помогать, потому что тем лучше знаешь, что
страждущий вряд ли заслуживает твоей помощи. Говорит "роженица",
а на деле там, может, трое громил с револьверами. Или сам он на-
столько патлатый и вообще "передовой", что у тебя начисто пропа-
дает желание поспособствовать его размножению. И побежал ведь он
потом жаловаться в газету, скотина.

Допустим, просто договориться заранее со знакомым (типа Маяков-
ского), у которого есть автомобиль, было сложно из-за того, что
автомобилей в частном владении было всего ничего, ну так надо бы-
ло сосредоточиться на варианте с извозчиком. А то, может, пересе-
литься временно поближе к роддому. Потом, другие ведь как-то
справлялись, то есть, в Москве НЕ БЫЛО проблемы доставки рожениц
в родильные дома, иначе, может, завели бы при роддомах дежурство
автомобильщиков и извозчиков.

Далее, а какие были сделаны Ильфопетровым из этой потрясающей
истории выводы? А никаких, кроме причитаний: "По своей толстовоч-
ной внешности и подозрительно новеньким документам он -- строи-
тель социализма (хоть сейчас к фотографу!), а по внутренней сущ-
ности -- мещанин, себялюбец и собственник."

А ведь можно было исследовать ситуацию со срочной доставкой
страждущих в неудобное время, выяснить мнения знатоков, предло-
жить какие-то толковые решения советским органам. Фельетон бы не-
сколько удлинился, зато, наверное, ПРОДВИНУЛ БЫ страну по пути
прогресса. Но Ильф и Петров посчитали, что их фельетонистская за-
дача -- литературисто прокукарекать в "Правде", а дальше хоть
трава не расти. Возникает подозрение, что они занимали в главной
партийной газете чужое место, не давали пристроиться там людям с
более конструктивным подходом, соответственно вредили строительс-
тву правильного социализма, но -- гладенько, благообразненько, с
дежурненьким пафосиком.

Стране Советов требовалась для приличия сатира -- Ильф и Петров
её обеспечивали (ну, не они одни), а что сатира эта НЕ РАБОТАЛА,
уже не входило в круг их понятий.

* * *

Партия обласкала их, как могла: в газету "Правда" пристроила,
в 3-комнатные квартиры в Лаврушинском переулке поселила, в 3-ме-
сячную поездку по США выпустила. Ильфа она, впрочем, не вылечи-
ла, но там случай, может, был реально безнадёжный. В 36 лет Пет-
ров получил на пару с Ильфом даже небольшое "Собрание сочинений".
Какой-нибудь Булгаков (тоже, впрочем, не совсем обиженный Стали-
ным) о ТАКОМ партийном внимании мог только мечтать. Петров в 1938
году вдобавок стал главным редактором ведущего советского журнала
"Огонёк" -- взамен репрессированного Михаила Кольцова.

* * *

Ильф и Петров как сатирики не противостояли кодле не совсем
хороших советских писателей, а были её наироднейшей частью. А их
"тёрки" с некоторыми коллегами были нормальными проявлениями кон-
куренции, а не столкновениями подходов (различия в подходах вы-
ступали лишь в качестве предлогов).

* * *

Советская власть сделала ставку на Ильфов, Петровых, Катаевых,
Симоновых и т. п. -- и обкакалась. Точнее, и вовсе рухнула. Но до
того успела изрядно помучить народ, пытаясь творить добро.

Всем этим малополезным литературистым любимцам Советской власти
я бы противопоставил конструктивщиков широкого профиля. Какова
была ситуация с этими конструктивщиками, выяснять очень трудно:
литературистые любимцы позабивали собой все щели, все книжные
полки.

Что конструктивщикам удавалось пробиваться очень редко, видно
хотя бы по состоянию дел в СССР. Вряд ли бы СССР развалился, если
бы конструктивщикам удавалось большее.

* * *

Сейчас покажу, что Ильф И Петров виноваты в нападении Гитлера
на СССР. Ну, не они одни, а в компании себе подобных эффектных
пустозвонов, создававших в обществе изрядную долю информационно-
го шума, который тормозил социальное развитие (и соответственно
также техническое и военное).
(...)

* * *

Про гибель Петрова. Википедия ("Евгений Катаев"):
"Пассажирский самолёт 'Дуглас' вылетел из Краснодара в Москву 2
июля; Петров торопился, потому что ему нужно было дописать и
сдать в редакцию очерк о поездке. О ситуации на борту впоследст-
вии рассказывали летевший тем же рейсом прозаик Аркадий Первен-
цев, а также корреспондент 'Красной звезды' Михаил Черных: по их
словам, в определённый момент Петров, вопреки инструкциям, прошёл
в кабину управления. Пилот, разговаривая с ним, не сразу заметил
возникший впереди холм, а потому не успел среагировать."

То есть Петров, наверное, из-за своей беспечности не только
угробился по сути сам, но также угробил самолёт. От людей с таким
рисковым, самоубийственным складом личности лучше вообще держать-
ся подальше, а не только не садиться с ними в один самолёт. Подо-
зреваю, что Петров и Ильфу подгадил -- а хоть бы и своим курени-
ем.

Ильф и Петров, литературная критика

Previous post Next post
Up