(Добавление сюда:
http://bouriac.ru/BT/BT.htm)
Элен и Фрэнк Шрейдер "Ля Тортуга", издательство "Мысль", 1965
год. Семья молодых бездетных американцев (возраст около 30 лет)
проехала-проплыла в 1954-1956 гг. через обе Америки от Анкориджа
(Аляска) до Ушуаи (Огненная Земля) на армейском автомобиле-амфи-
бии с самодеятельно надстроенной крытой кабиной, да ещё тащила с
собой собаку Дину -- немецкую овчарку. Двигались в основном как
бы по Панамериканской магистрали, но её в некоторых местах не бы-
ло ещё вовсе, и приходилось плыть морем вблизи берега, а в неко-
торых других местах она являла собой тот ещё ужас. Всего преодо-
лели 20 000 миль, затратили полтора года, плюс ещё лет семь на
подготовку. Много раз имели возможность утонуть или сорваться в
пропасть. Один раз нарвались на враждебность индейцев, один раз
улепётывали от контрабандистов.
Книга написана с юмором. Интересные географические и этнографи-
ческие сведения в ней имеются. Насколько можно понять, основная
часть времени (процентов 90) у этих путешественников ушла на пре-
одоление всяких едва преодолимых участков пути и на починку авто-
мобиля.
Задерживались на 1-3 недели в некоторых местах только из-за по-
годы, ремонта автомобиля или ожидания присылки нужных автомобиль-
ных деталей. И Элен ещё тифом переболела в дороге, хотя прививку
от тифа они делали.
Я бы за это время пожил в 18 странах по месяцу и посмотрел бы
в каждой много чего. Денег ушло бы у меня на поездки наверняка
больше, чем у этих Шрейдеров, зато я бы, наверное чуть меньше
рисковал и чуть меньше изнашивал свой драгоценный организм.
Подряд 18 стран я бы, конечно, не осилил: мне нужно время на
подготовку, на последующую обработку результатов. Вдобавок при
серьёзном подходе к путешественнической работе наступает через
2-4 недели переполнение информацией и перенапряжение в ногах,
так что требуется... отпуск.
По-моему, это путешествие Шрейдеров было показушным, ради сла-
вы и самоутверждения. Частично из этих соображений появился пере-
оборудованный невиданный джип. И огромную жручую собаку они с со-
бой взяли скорее ради зрелищности своей группы, а не для охраны.
Из-за собаки они, кстати, имели много сложностей с заселением в
гостиницы, это не говоря уже о необходимости добывать для живот-
ного еду, выводить у него блох и т. д.
Куда бы эти Шрейдеры ни заезжали, везде уже жили люди, более
или менее включённые в глобальную циилизацию. Кое-где Шрейдерам
даже удавалось заказать у них детали для ремонта своего джипа, и
это детали потом доставлялись с почтой на самолётах. Вопрос:
ЗАЧЕМ было забираться в эти места вычурным способом?
На первые страницы газет они попадали, с первыми людьми многих
городов и деревень встречались, американскими послами в разных
странах в гости приглашались, книжку про своё путешествие издали,
и она вот даже на русский язык была переведена. Правда, к 2023
году, когда я купил её в букинистическом магазине по минимальной
цене, никто про этих Шрейдеров уже не помнил, а я про них и вовсе
не знал. Ну, слава должна быть своевременной, и она у них свое-
временной и была. Лет 10, наверное, они могли с неё что-то
стричь.
На подходе к их тогдашнему возрасту у меня тоже имелись задумки
подобных подвигов, даже с нелегальным переходом границы СССР (ле-
гально бы меня не выпустили). Но меня хоть подгоняли безнадёга по
части обустройства и невыездючесть, а эти Шрейдеры ведь жили в
благодатных США. Я, кстати, горжусь тем, что я не попёрся: хвати-
ло здравого смысла (его у меня, похоже, уйма). Наверняка до чёрта
таких путешественников потонуло, разбилось в пропастях, было за-
резано аборинегами и съедено хищниками, умерло от страшных тропи-
ческих болезней, покалечилось и т. д. Конечно же, кто-то уцеле-
вал. Шрейдеры вот уцелели. Но из этого не надо делать вывод, что
не так уж велик риск: соль в том, что погибшие ведь остаются в
безвестности, никто их не учитывает, так что об их количествах
можно только догадываться. Ну кто их там считал?!
(Довелось узнать про то, что по пути на Эверест хватает валяю-
щихся замёрзших трупов, которых никто не убирает, поскольку там
бы хоть самим остаться в живых. Наверное, это был единственный
раз, когда всплыла правдивая информация об "экстремальных путе-
шествиях". Но это уникальный случай: высокогорье -- вечный холо-
дильник, трупы сохранялись, хотелось это кому-то или нет, а вот
если кого-то съедали крокодилы, акулы, белые медведи или просто
волки, то это было уже с концами.
По-моему, всякий говнюк, прямо или косвенно подталкивающий лю-
дей к "экстремальным путешествиям", -- неявный убийца. И всякий
честный и сколько-нибудь нормальный в психическом отношении вы
живший "экстремальный путешественник" должен начинать свои по-
вествования приблизительно со слов "лучше бы я того не делал" и
"не будьте дураками, не берите с меня примера".
Кстати, интерес к "экстремальным путешественникам" отчасти
потому и проявляется, что людям любопытно выяснять, что там за
припылки.)
Насколько я понимаю, в 1950-х и начале 1960-х была мода на вся-
кие такие экстремальные путешествия, и с подобными путешественни-
ками сначала немало носились, но потом переключились на космонав-
тов (а теперь игнорируют и их). То есть народ в дальнейшем ещё
таскался -- и до сих пор таскается -- по планетке необычными на-
пряжными способами, но эффект уже не тот. Кто-то там эпизодически
огибает мыс Горн на маленькой яхте, вообще, "вокруг света" спла-
вывает, а общественности на это накакать. Мне, кстати, тоже.
Эти Шрейдеры в 1960 году ещё и по Индии аналогично поездили-по-
плавали, на таком же переоборудованном "прикольном" джипе и с той
же собакой (а может, и тихо подменили её), но уже с меньшими уси-
лиями и с уделением большего времени на изучение и описание уви-
денного. Но на родине интерес к ним уже был наверняка не тот:
приелись.
Можно ли в наши дни прославиться (= и заработать) посредством
путешествий? Наверное, можно, но надо придумать что-то шибко осо-
бенное и угадать большую потребность СМИ, властей или производи-
телей чего-нибудь, чтобы влиятельные субъекты начали про тебя ин-
тенсивно трындеть в СВОИХ целях. На "народом" уровне раскрутишься
очень вряд ли: почти наверняка утонешь в информационном шуме, в
том числе создаваемом огромной массой других путешественников. Ес-
ли у кого-то всё же как-то получилось раскрутиться, значит, ещё
один способ был исключён из списка твоих возможностей: ниша ока-
залась уже занятой.
Брать КОЛИЧЕСТВОМ посещённых стран -- это тоже попытка что-то
выжимать из путешествий в аспекте самоутверждения и карьеры в
наше пресыщенное время.
Посещение "горячих точек" под предлогом "военного корреспон-
дентства" -- по сути ещё одна форма выжимания чего-то там из
экстремальных путешествий. Лично я к военным крреспондентам от-
ношусь очень настороженно, потому что зачастую они не работают
на скорейшее [примирение сторон] снижение накала в конфликте, а
подливают масло в чужой огонь, подталкивают других в драку и
удовлетворяют свою некрофильскую извращенческую потребность. Да-
же если они не прячутся за чужие спины, не врут, не строчат ради
денег, не сосредоточиваются на трупах, не призывают больше уби-
вать и разрушать, это ещё не означает, что они "хорошие", а озна-
чает только, что они не из самых вредных.