(Добавление сюда:
http://bouriac.ru/ARTICLES/Misanthropism.htm)
Почитывая в очередной раз про кавказских долгожителей, протяги-
вавших по 100-150 лет, я обратил, наконец, внимание на одну мел-
кую, но существенную детальку: они все были пастухи-деревенщины.
То есть, они не просто дышали чистым горным воздухом, ели кисло-
молочную продукцию и не знали шоколадных конфет: они вдобавок
ПОЧТИ НЕ КОНТАКТИРОВАЛИ С ЛЮДЬМИ -- этим основным источником
стрессов. Никто не напрягал их своим внешним видом, вонью, матер-
щиной, выяснением отношений в очереди и т. п. А если кто-то всё-
таки пробовал чем-то напрячь (скажем, начальство какое -- произ-
водственными показателыми), так в удалённых аулах этот вопрос на-
верняка решался простенько -- посредством большого кавказского
кинжала: все слишком неудобные для окружающих человечки куда-то
пропадали, а добропордочные сельские жители потом только сокру-
шённо качали головами и говрили "инша'алла".
Разумеется, эти горцы с их вынужденной нелюдимостью сильно рис-
куют: держаться подальше от вирусов и бактерий, разносимых чело-
вечками, значит, не иметь соответствующих иммунитетов. Приедет
какой-нибудь корреспондент центральной газеты, чтобы выяснить се-
крет твоего долгожительства, чихнёт на тебя,-- и тебе конец.
Мизантропы всякое такое учитывают и отстраняются от людей дози-
рованно и избирательно: чтобы нужное от них получать (не только
заразу), а от ненужного по возможности уклоняться. Мизантропизм
ведь и сложился как путь решительного обеспечения личного благо-
получия -- и ничего сверх того. Выживание, здоровье, долголетие
-- это не побочные продукты мизантропизма, а его цели. Они дости-
гаются в мизантропическом подходе следующими способами:
1. Мизантроп не живёт "как все": к жизни "как все" у него стой-
кое отвращение. Поэтому всякие вредные популярные увлечения
обходят его стороной: курение, пьянство, автомобильство и т.
п.
2. Мизантроп избегает соседства с человеками сверх физиологичес-
кого и жизнеобеспечного минимума. Соответственно человеки
имеют мало возможностей "напрягать" его, а половина болезней
ведь -- от "нервов".
3. Мизантроп довольно небрежно относится к карьере и социальному
статусу (у него заведомо высший, сверхчеловечий статус: куда
уж более; выше только боги, если они существуют), так что он
и по этим поводам избегает больших напрягов.
4. Мизантроп -- "жлоб": скажем, у большинства -- война, сверхна-
пряжение духа, а он в это время отправляется путешествовать
и т. д. Человечковые душиловки касаются его лишь как угроза
его внутреннему равновесию и источникам его простых здоровых
радостей. По поводу своих радостей он, конечно же, беспокоит-
ся, но не настолько, чтобы впадать в ярость, лишаться сна и
т. д. Оправдание у него элементарное: впечатление такое, что
вы этой войны ХОТИТЕ (ну, местами и не хотите, да, только не-
достаточно сильно: не так, как мизантропы), поэтому она --
ваша, вы и воюйте, а если будете жить, как я, то войны у вас
не будут и начинаться, и как же вы тогда без них-то?! Если
мизантропу придётся всё же убивать [за еду] за свои радости,
он будет стараться делать это спокойно, и обед у него будет
по расписанию.
5. Мизантроп более-менее доволен собой (совсем довольным быть
вредно: не будет стимула развиваться), легко впадает в само-
любование, а это влияет на здоровье очень положительно. Если
стадный дурак склонен любоваться собой в составе "мы" ("мы
победили" и т. п.), то у мизантропа такой возможности нету,
вот он и вынужден делать это "индивидуально". И если дурак
просто самолюбуется (в составе "мы"), то мизантроп делает это
(в составе "я") вынужденно, для сохранения организма: времен-
но отключает критический анализ своей неоднозначной личности.
И уточним, что мизантроп бережёт своё здоровье ДЛЯ СЕБЯ, а не
для родного государства. Тем более что он этому государству --
сбоку припёка, только похожая на человека. А оно, конечно, норо-
вит, чуть что, забрить здоровячков и отправить на фронты в пер-
вую очередь. Якобы не государство должно существовать для челове-
ков, а человеки для государства. Впрочем, когда говорят такое, то
имеют в виду, конечно, что большинство граждан -- расходный
материал для деградировавшей несменючей верхушки, мало способной
на что-то толковое. При готовности умереть за [други своя] родную
верхушку якобы повышается общая выживаемость коллектива, даже ес-
ли верхушка -- так себе. Ой ли. Надо ещё смотреть, что будет, ес-
ли коллектив проиграет борьбу: его членов съедят, сделают рабами,
заставят принять совсем уж нехорошие ценности, пошлют воевать так
или иначе, но в составе другой армии, или всего лишь переподчинят
другой верхушке (возможно, более приличной). Короче, надо ещё раз-
бираться, в чём меньшее зло и стоит ли овчинка выделки. Собствен-
но, люди (не только мизантропы) во все времена зачастую именно
так и поступали (а отношение к ним за этот практицизм определя-
лось потом в зависимости от того, какая сторона побеждала). Вся-
кая сторона в дурацкой сваре зудит про святость верности и жесто-
ко расправляется с предателями, так что у неё не остаётся сил на
то, чтобы делать себя ЗАСЛУЖИВАЮЩЕЙ верности. Её вожди и активис-
ты считают, что вы должны быть верными ей ПРОСТО ТАК. Ну, или из
страха перед расправой. Или из-за зова инстинкта самопожертвова-
ния (в каждом нормальном человеке -- и даже в сверхчеловеке --
есть такой механизмик самоликвидации, только, включить его быва-
ет сложно, и пропагандоны стараются вовсю -- и ради денег и при-
вилегий, и чтобы самим не оказаться в "тонкой красной линии").