(Добавление сюда:
http://bouriac.ru/ARTICLES/Films.htm)
Российская комедия "День выборов" (2007).
Посмотрел я отрицательные отзывы на неё в интернете -- не
понравились: ругань какая-то вымученная. Якобы в фильме не
рассмотреть сюжета. Якобы музыкальные номера притянуты за уши.
Якобы некоторые персонажи непонятно зачем вставлены. Чепуха эта
ваша критика. Не так надо. Но начнём с положительного.
Фильм очень нескучный, местами смешной. Никто из актёров не
играет плохо или не подходит для своей роли. Некоторые нехорошие
российские реалии ухвачены и высмеяны: "казаки", к примеру
(правда, и сам фильмец -- пример нехороших российских реалий, см.
ниже). Лично мне больше всех понравились своими персонажами
Камиль Ларин, Михаил Ефремов, Евгений Стеблов... (стоп, надо ж на
ком-то остановиться).
И песня "Ночной ларёк" проняла меня, несмотря на волосатость её
исполнителя. И песня "Твист" от Валерия Сюткина.
Теперь критическое:
1. Слишком много нижепоясного юмора. По большому счёту --
пропаганда промискуитета и бездетности. А ведь это дешёвочно
и деструктивно.
2. Слишком много алкогольного юмора. По большому счёту --
подталкивание русачков к выпивке. И это тоже дешёвочно и
деструктивно.
3. Слишком много дегенератства (очень положительный "голубец",
бородатый трансвестит с дебильской причёской, полуматерная
песенка от некого Серёги, пошлятина от так называемых
"иванушек", Андрей Макаревич со своим "таёжным прибором" и
пр.). Это не реализм, а "опускание" зрителей.
4. Слишком много евреев (это особенно нехорошо выглядит в соче-
тании с первыми тремя "слишком: от такого растут ряды антисе-
митов, а их и без того девать некуда). В жизни подобное слу-
чается, ладно, но вот хотя бы в кино надо бы задавать правиль-
ную процентную норму, чтобы она отпечатывалась у всех на под-
корке и потом непроизвольно воспроизводилась в реальности. А
евреи ж в этом фильме вдобавок интенсивно пользуют эффектных
блондинок славянского вида (это типа вызов, да?!).
5. Корявость словесной части в песне от Макаревича. С его-то
опытом так позориться! Не важно, что пипл хавает.
6. Не показали толком голоногих медсестричек при исполнении
песни "Стоматологи" Дмитрием Певцовым и др. (а девушки ж
старались!) Это чтобы не оттягивалось внимание от Нонны
Гришаевой? Против указанной песни и её исполнителей у меня
возражений нет: остроумно, смешно, хотя и без пошлостей.
7. Сделали kiss Путину в известное место -- в развязных квазина-
родных частушках: присовокупились к вылепливанию образа тита-
на.
8. Немножко поучаствовали в привитии лёгкого отношения к нарко-
тикам: "тут их и накрыло" в квазинародных частушках; обкури-
вание полного зрительского зала анашой -- это якобы весело.
А за собственных детишек не страшно разве? А они ж наверняка
имеют побольше шанс "подсесть" на гадость, чем детишки
большинства зрителей этого фильма.
9. Зачем-то вставили в фильм "иванушек". Больше некого было?!
Один из них внешне довольно похож на Анатолия Чубайса --
"любимца" русского народа. Этакий подслащённый вариант
"эффективного менеджера". Своей слащавостью он и раздражает.
Припоминаю интервью от "иванушек", в котором кто-то из них
хвастался, как в Бресте их группе на заказ привезли продаж-
ных девиц больше, чем надо было, и выстроили в ряд, чтобы
было удобнее выбирать (в жизни-то всяко бывает, но зачем
потом хвастаться?!). Это помимо того, что меня, как говорит-
ся, тошнит уже от одного только дурацкого названия группы
"Иванушки International".
10. Два эстрадных старопёра дегенератского вида юмористично
исполняли песенку от Виктора Цоя "Мама -- анархия, папа --
стакан портвейна". Типа чтобы народ помнил, и чтобы в массо-
вых мозжишках не оставалось места для вещей вроде "И вновь
продолжается бой..." и "Hasta siempre, Che Guevara". Если бы
старопёры исполняли песню сатирично, я бы не возражал.
Детальнее про убогое рифмоплёство у Макаревича. Из песни
"Снежинка":
Где не любят слова и ужимки
Где похожая на самолёт
Над костром пролетает снежинка,
Как огромный седой вертолёт.
Это чётко просматриваемая деградация русской речи и русского
стихосложения. Потому что, во-первых, грамматически правильно
будет "не любят СЛОВ и УЖИМОК". Во-вторых, поэт, не любящий
слов, почему-то не смог определиться, на что его снежинка похожа:
на самолёт или на вертолёт. Подсказываю: на автожир, наверное.
В-третьих, хлёсткость рифмы "самолёт-вертолёт" заставляет подо-
зревать, что у Макаревича какой-то психический непорядок со сло-
вовоспритием. В-четвёртых, снежинка над костром не пролетит ни-
как: она мгновенно растает в тёплом воздухе. Далее, если Макаре-
вич полагает, что "Тургенева восемь томов" в рюкзаке -- это смеш-
но и остроумно, то он ошибается: на большинство современных рус-
скоязычных людей (включая меня даже) Тургенев наводит тоску и
сон, поскольку успевает опротиветь ещё в школе -- своей неакту-
альностью. И приобщённость к Тургеневу соответственно воспринима-
ется как дурачковая претензия на интеллигентность и как признак
узости кругозора. Собственно, вся эта песня -- дурачковая претен-
зия на интеллигентность (вот нашли ж на что претендовать, держи
меня Аллах!).
А ещё в этой песенке от Макаревича подсовывается дурацкая --
или хитрозадская -- идейка, что правильным особям мужеска пола
должно нравиться таскаться с рюкзаком и салом по отечественным
лесам, а не вывозить валюту за бугор, и что отвержение современ-
ной суеты должно выливаться вот в это самое. НЕТ УЖ, лично мой
эскапизм будет выливаться в таскание по заграницам: Парижам,
Мадридам и пр. Можно в принципе и по лесам, но только где-нибудь
в Греции, Турции и т. п. А с салом по родным чащобам пусть бродит
Макаревич. Чего он, кстати, тоже наверняка не делает, иначе не
трынданул бы глупости про не тающую над костром снежинку, якобы
показавшуюся ему (после мухомора, да?) размерами с вертолёт.
Вообще, квартет "И", составивший актёрский и сценаристский
костяк фильма, -- слишком современистый в дурном смысле, слишком
встроеный в московскую дегенератскую тусовку (как мне это видится
из безопасного далека).
Чтобы понять их место, я не буду сравнивать их с другими тепе-
решними пошляками от кино и пр.: я их, к примеру, с Леонидом Гай-
даем сравню. А почему нет? Так вот, против Гайдая они --
верноподданные пошлые дешёвки, позитивно приниявшие теперешнюю
гнусную действительность, в которой иззакулисно рулят Имманулы
Гедеоновичи, на подхвате у которых организуют манипулирование
общественным мнением Михаилы Натановичи, а front-end формируют
опять же Барацы и Хайты, и в которой способность эффектно врать
и забавлять ценится много больше способности исследовать, конст-
руировать, учить, лечить, защищать и т. д. И они не просто при-
няли такую действительность и стали её юмористически "отражать":
они сами участвовали в её формировании.
Деструкторы они -- по большому счёту. Приподзамаскировавшиеся,
талантливые, изящные, но -- деструкторы. Возможно, не сознатель-
ные, а всего лишь плывущие по течению. Вылавливать надо таких и
... (ну, в общем, что-то потом с ними делать).
Ещё можно сравнить указанный фильм, к примеру, с американской
комедией "Один дома" (1990). Она, конечно, несколько садистская и
шибко надуманная, вдобавок пропагандирующая многодетность в усло-
виях глобальной перенаселённости (совсем хорошо не получилось,
увы), зато она без алкоголя и непристойностей. То есть, даже в
отсутствие Гайдая и СССР фильмы у некоторых всё равно получаются
смешными, даже когда без алкоголя, промискуитета и пр. Таки обра-
тим на это внимание.