Короткая прекрасная эпоха танкеток

Aug 30, 2021 10:10

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/ARTICLES/Sage.htm)

В "Малой советской энциклопедии" 1930 года танкетки -- это
"быстроходные малые танки (1.5-2.5 т), обслуживаемые каждый одним
или двумя людьми". Имели на вооружении 1-2 пулемёта или огнемёт.
Если пулемёт был один, то он мог быть крупнокалиберным. Вращающа-
яся башня отсутствовала.

Наиболее популярной танкеткой конца 1920-х и первых двух третей
1930-х (а вне этого периода танкетки и не производились) была
британская "Карден-Ллойд" Mk.VI. От неё произошли советская Т-27
и итальянская CV-33 -- самые массовые из танкеток.

При проектировании танкеток стремились обеспечить им в первую
очередь минимальные размеры. Функциональность танкеток строилась
на их малоразмерности. Высота CV-33 и её родственниц составляла
всего 120 см: эти машины могли скрываться даже в высокой траве.

Танкетки были эффективны в атаке, если у противника не было
бронебойных патронов, крупнокалиберных пулемётов, противотанковых
ружий, противотанковых пушек и если применялись они при этом
группами по 5 и более, чтобы прикрывать одна другую и тем самым
компенсировать отсутствие возможности быстро маневрировать огнём
(в противном случае можно было расправляться с ними так, как это
делали эфиопы в итало-эфиопской войне 1935-1936 гг.: заходили
сбоку и сзади, вскакивали на броню и потом тыкали саблями в смот-
ровые щели).

После того, как войска разных стран обильно обзавелись средст-
вами пробивания лёгкой и средней брони, условия эффективного
применения танкеток очень сузились. Для атак эти машины уже не
годились, но ещё годились для засад, обстрелов издалека.

В условиях гражданской войны 1936-1939 гг. в Испании итальянцы
применяли танкетку для буксировки пушки калибра 47 или 65 мм:
артиллеристы с танкетчиками действовали как одна боевая группа, и
танкетка в этой группе дополнительно использовалась как приманка
для вражеских танков, которые подставлялись под пристроенную в
засаде итальянскую пушку.

* * *

Что могло быть добавлено в конструкцию и оснащение танкеток,
чтобы компенсировать отсутствие у них башни, пушки и т. д.:
1) перископ заднего вида;

2) возможность стрельбы из самозарядного пистолета через
смотровые щели (пистолет-пулемёт для применения изнутри
танкеток был, наверное, крупноват);

3) двустворчатость крышек люков, прорези в крышках люков, пред-
назначенные для стрельбы (экипаж должен был иметь возмож-
ность стрелять во все стороны, слегка высунувшись из люков,
но оставаясь при этом за броневыми щитами;

4) малокалиберная мортирка, подвижно встроенная в крышу кабины
и используемая изнутри кабины, но также легко демонтируемая
для применения вне танкетки;

5) открытый как бы багажник или кузовок сзади -- для перевозки
десанта (2, а лучше 4 человека: солдатам не требовалось по-
мещаться в этот багажник полностью) и небольшого груза (если
применять танкетку для буксировки противотанковой пушки, то
надо ведь как-то перевозить также артиллеристов и запас сна-
рядов к ней);

6) возможность быстрого съёма пулемётов и последующего примене-
ния их из люка, на особом упоре, в произвольную сторону, в
том числе против самолётов, а также с позиции вне танкетки.

Если бы рассматривали (и применяли!) танкетки как вооружённые
тягачи для противотанковых пушек, разведывательные и посыльные
машины, мобильные пулемётные установки для использования из кус-
тов, из окопчиков, из-за естественных препятствий, а не как сред-
ство прорыва укреплённых позиций, танкетки могли быть очень хоро-
ши не только в 1930-х, но и в 1940-х. Для применения их в качест-
ве разведывательных машин требовалась радиосвязь. Для размещения
радиостанции частично годился бы упомянутый выше багажник.

В дополнение к багажнику (или вместо него) можно было применять
особые небольшие тележки, годящиеся, среди прочего, для перевозки
раненых и для использования в качестве минимального походного
жилья (благодаря убирающимся тентам). Требовалась возможность
быстрого отцепления буксируемого средства изнутри танкетки.

Надо было использовать танкетки в первую очередь как вооружён-
ное средство транспортировки пулемётов, пулемётчиков, десанта и
пр., имеющее кое-какую защиту от пуль и способное сходу вступить
в бой (а то и стрелять на ходу), а не как боевую машину.

То есть, следовало немного приблизить танкетку к бронетранспор-
тёру, что было возможно при добавлении даже совсем небольшого
багажника, увеличивающего длину машины сантиметров на 60.

При указанном подходе танкетные подразделения стали бы грозным
орудием блицкрига: средством для стремительных действий в тылу
противника и на флангах (для захвата мостов, тоннелей, перевалов,
перерезания железных и шоссейных дорог и т. д.). Заполучать в тылу
врага отборные моторизованные отряды, до зубов вооружённые пулемё-
тами, мортирками, противотанковыми пушками, способные отбиваться
от самолётов и довольно обеспеченные боеприпасами (багажники, те-
лежки!) -- это ли не мечта решительных военачальников 1920-х -
1940-х?

Возможный типовой состав танкетного отряда для рейдов: 10 тан-
кеток, 20 танкетчиков широкого профиля, 2 противотанковые пушки,
6 артиллеристов, 8 тележек, 2 радиостанции (для надёжности), 2
радиста, 20 парцергренадёров-диверсантов, 2 техника, 1 санитар,
1 повар. Потеря части машин не лишала бы подразделение подвижнос-
ти, потому что предусматривалась бы избыточная вместимость теле-
жек. При необходимости подразделение могло бы разделяться на два
отряда равных (правда, кому-то доставался бы только повар или
только санитар; выход: готовить поваров-санитаров).

Заметим, что тут не говорится "броню бы потолще" или "помощнее
бы двигатель": нет, всё базовое пусть осталось бы "as is". Пред-
ложенные добавления (багажник, мортирка, перископ) вряд ли утяже-
лили бы конструкцию более, чем на 5% (а при заполненном багажнике
-- на 15%). И они не являли собой чего-то позднейшего, в конце
1920-х ещё не изобретённого. Но, разумеется, конструкторскую
мысль (для обеспечения легкосъёмности пулемётов и т. д.) пришлось
бы несколько напрячь.

Если бронетранспортёры не только выживали, но и были популярны-
ми в 1941-1945 гг. -- в Вермахте -- то продержались бы в этот пе-
риод и танкетки. Собственно у немцев они и продерживались (машины
старых выпусков): благодаря тому, что немцы -- любители следовать
разумным правилам -- не направляли танкеток туда, куда направлять
их не следовало. Недостаток танкетки в сравнении с бронетранспор-
тёром -- никакая вместимость для кого-то или чего-то ещё, помимо
экипажа и боекомплекта: для транспортировки эти боевые машины (в
отсутствие у них предложенных здесь багажников и прицепных теле-
жек) не годились, почему и оказались невостребованными.

танки, война

Previous post Next post
Up