(Добавление сюда:
http://bouriac.ru/CRP/Einstein.htm)
Мне говорят, что существенного социального креатива у Гитлера не
было:
"Общество при Гитлере ничуть не отличалось от предыдущего, вре-
мен Веймарской республики. Это если брать фактическое положение
дел, а не звонкие фразы на митингах. С этой точки зрения, измене-
ния в России после 1917 гораздо глобальнее. У Гитлера их просто
нет. Не считать же изменениями то, что на постах стали другие
люди. Этак каждое увольнение манагеров в магазине можно тогда
записать в социальные катаклизмы."
"Социальное устройство общества оставалось прежним. Банкиры
остались банкирами, рабочие -- рабочими. Крупный капитал -- круп-
ным капиталом. Что до элиты, то ей как оставался крупный капитал,
как и остался. Элитой, а не ряженой в черные мундиры ПСЕВДОэлитой
с рунами."
Как бы не так.
В Третьем рейхе одеяло было перетянуто от частников на сторону
госаппарата, а в госаппарате заправляли всё больше СС.
Еврейский "капитал" был ликвидирован полностью.
Капиталисты стали вроде служащих государства: выполняли спущен-
ные им планы. Многие воротилы бизнеса членствовали в партии, а то
и в СС.
Значительная часть населения переместилась в концлагеря.
Уголовная преступность была в основном уничтожена (исчез соци-
альный слой уголовников; ну, частью перешёл на госслужбу, это да).
Религии были оттеснены на периферию общественной жизни.
Целью нацистского государства было построение монорасового об-
щества, и к этой цели нацисты решительно шли, а если продвинулись
не совсем далеко, так не успели ведь.
Созидательность общества была существенно активизирована: стро-
ились автобаны, санатории для трудящихся, выпускались "фольсваге-
ны" и т. п. (Правда, потом немцы сосредоточились на войне, изде-
лиях из человеческой кожи и т. л.)
Нацисты по сути строили не только ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО, но, может
быть, даже ДРУГУЮ ЦИВИИЗАЦИЮ, с новым "культурным кодом", новой
эстетикой, новой моралью. Их общество оказалось чем-то вроде ра-
ковой опухоли человечества, но и это говорит против того, что
"социальное устройство общества оставалось прежним". Появилась
система новых социальных институтов: НСДАП, СС, СА, нацистские
молодёжные организации (Гитлер-югенд и др.), Имперская служба
труда и др.
Конечно, далеко не все инновации нацистского общества были про-
писаны в "Майн кампфе". К примеру, в "Майн кампфе" ничего нет про
ведущую роль СС. Часть этих непрописанных инноваций шла не от
Гитлера, но общее направление было задано в его популярной книге:
- фюрерское государство вместо демократии и монархии;
- нацеленность на приобретение "жизненного пространства"
(с этим Гитлер особенно сильно ошибся, но идея по-прежнему
популярна: к примеру, в России в связи с Украиной);
- расово однородное общество;
- первоочередная деевреизация (не истребление евреев: это
пришло потом);
- признание неравенства наций/рас в аспекте организационных
способностей и моральных предрасположенностей как сущест-
венного обстоятельства, деление наций/рас на "высшие" и
"низшие";
- снижение значимости формального образования (мало ли у
кого что), выдвижение людей по способностям, ломка "клас-
совых барьеров";
- отношение к войне как средству оздоровления общества;
- отношение к насилию как к "повивальной бабке истории";
- приоритет государства, а не частного капитала;
- существенная забота о качестве "человеческого материала";
- уважение к простому труду: рабочие, крестьяне и т. п. --
не "низшие", а те, ради кого существует государство.
Если бы такой комплекс идей появился до Гитлера, то основателем
национал-социализма считался бы кто-то другой. Вообще, быть очень
новым невозможно не только в теоретической физике: любой новый
подход состоит в существенной части из заимствованных деталей, а
основная его новизна -- в их подборе, в акцентах, нюансах, дора-
ботках. Почти все идеи "Майн кампфа" появились до Гитлера, но
компактно сплавил их в целое и доходчиво изложил ярким языком с
прицелом на практику именно он.