Apr 27, 2018 07:40
Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1929) я всегда восприни-
мал как очкарика-сухарика канцелярского типа. Сухарик что-то там
пописывал на досуге -- и с одним своим произведением ("Горе от
ума") попал в тогдашнюю либерастическую струю, благодаря чему
прославился. "Горе..." таки ходило по рукам в списках (я даже сам
видел один такой список в гомельском краеведческом музее в своё
время; список, наверное, принадлежал княжеской семье Паскевичей).
В ранее советское время "Горе от ума" было востребовано, быть
может, в основном для того, чтобы Пушкин не чувствовал себя оди-
ноко в качестве прогрессивной личности в литературе середины
первой половины XIX века.
* * *
О комедии Грибоедова "Горе от ума". Не будь её, остальное на-
следие Грибоедова было бы спокойно предано забвению.
Есть твёрдо установленный факт: эта комедия была в России двух
последних третей XIX века весьма популярной, а в советское время
вошла в школьную программу русской литературы и там остаётся (что
и неплохо: она держит место, на которое могут современной мерзос-
ти насовать).
Касательно стихов в этой комедии имеются замечания, но они мел-
кие. К примеру, я ещё в школе имел нахальство указывать учитель-
нице русской литературы, что фраза "Прямые канцлеры в отставке --
по уму!" может пониматься и так, что причиной оставки "канцлеров"
стала недостаточность их умственных способностей. Но, разумеется.
можно сказать, что этот упрёк -- к Фамусову, а не к Грибоедову.
Кривизна у Грибоедова не замечается в основном потому, что она
намыливает глаз с детства. Возьёмём, к примеру его крылатое
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма.
Если газеты ЗАБЫТЫ, то у суждений не получится черпать из этих
газет никак: черпать удастся разве что из газет СТАРЫХ (можно
ДРЕВНИХ, если хочется гиперболы невтерпёж). Далее, самим Чацким
эти старые газеты не забыты уж точно, потому что он узнаёт их
материал. И кто же у нас тогда забыл зазеты?!
Подошёл бы, возможно, вот такой вариант:
Гребут суждения из выцветших газет...
Правда, одно слово мне и здесь не нравится, но пьеса -- в
общем-то грибоедовская, так пусть бы он сам с ней и возился.
По поводу грибоедовских стихов можно порезвиться немножко и
по-гусарски, к примеру, поинтересоваться смыслом утренней реплики
"Всё в доме поднялось". Впрочем, не исключено ведь, что Грибоедов
на это и рассчитывал. Но, с другой стороны, если бы он рассчиты-
вал в самом деле, то подобных мест было бы больше, а комедия про-
ходила бы не как сатирическая, а, может, как водевиль.
Тезисы о "Горе от ума":
1. Эта комедия -- гладко написанная, но не смешная, а только с
обилием острот и крылатых фраз.
2. Её обличительство мелкое, поверхностное, несущественное.
3. Не ясно, почему Чацкий должен считаться умным и хорошим, а
Молчалин -- неправильным, неполноценным, плохим.
Не понимаю, почему я должен презирать молчалинские "умеренность
и аккуратность": я как раз, наоборот, за доминирование этих ка-
честв в каждом человеке, хотя я при случае, вроде, непрочь вса-
дить фигуральный (а то вдруг, может, и настоящий) революционный
нож в некоторые животяры. По-моему, одно другому не мешает. Пото-
му что даже революционные ножи можно (точнее, нужно) всаживать
умеренно и аккуратно: поточнее отмеряя место, время, состав жертв
(минимально требуемый), иначе революция выйдет кривая, хлопотная,
"вызывающая споры", а главное -- себе дороже, как в 1917 году.
Я, может, на принципе умеренности своё мировоззрение выстроил,
а тут вылезает какой-то Чацкий-Грибоедов и этак презрительно о
моей умеренности отзывается. А не пошёл бы он после этого подаль-
ше?
Кстати, Молчалин -- чиновник, то есть, наверное, худо-бедно
работает на общество, пусть и плохо, а Чацкий -- таки бездельник
("Служить бы рад -- прислуживаться тошно!"), то есть, социальный
паразит, сосун крови трудового народа.
И меня устраивает даже молчалинское "В мои года не должно сметь
своё суждение иметь". На самом деле суждение, конечно же имеется,
но держится до времени при себе (Молчалин: "Не смею моего суж-
денья произнесть"). Меня это устраивает потому, что таки надоеда-
ют разные "молодые да ранние", забивающие информационное прост-
ранство своими бойкими размышленьицами, которым надо бы зреть ещё
лет 10-20 под благотворным воздействием жизненного опыта и толко-
вой литературы.
* * *
Социальная критика от Чацкого, составлявшая "изюминку" всей
как бы комедии:
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
И т. д.
На весь этот обличизм заметим следующее.
Что такое Чацкий как социальный феномен? Все культурные и не
очень глупые люди знают, что, как правило, старики выживают из
ума, богатства приобретаются нечестно, про официальных героев
можно раскопать хоть что-нибудь нехорошее, крепостные крестьяне
нещадно эксплуатируются и не считаются за вполне людей, русаки
зазря пресмыкаются перед иностранцами и т. д. и т. п. Все куль-
турные и не очень глупые люди также знают, что разное такое не
есть хорошо, но они не мусолят этих тем, потому что вдобавок
догадываются, что от мусоления, от призывов не изменится ничего,
потому что проблемы это очень сложные, а основным препятствием их
решению является человеческая природа, против которой не попрёшь.
Бывает, человек ХОЧЕТ стать хорошим, но НЕ МОЖЕТ, потому что из
тёмных глубин его психики лезут всякие неправильные желания, а у
него не хватает воли им противостоять. Но вот появляется какой-
нибудь Чацкий -- или религиозный подвижник-праведник -- и начина-
ет зудеть-обличать. Вроде, они всё говорят правильно, но только
без пользы: НЕ КОНСТРУКТИВНО. Праведники обычно хотя бы сами сле-
дуют своим рекомендациям (это им даётся, скорее всего, относи-
тельно легко из-за недоразвития некоторых влечений и переразвития
воли), а вот с Чацкими случается тот нюанс, что они сами нахально
продолжают наращивать личный опыт в обличаемых ими грехах (к при-
меру, этот конкретный Чацкий паразитирует на трудовом крестянст-
ве, носит фрак, бреется и т. д.), зато имеют что-то со своей
гордой критиканской позы: как минимум, тешат себя общественным
вниманием, но чаще ещё и кормятся, и пробиваются на хлебные
выборные должности.
Грибоедов,
литературная критика