(Добавление сюда:
http://www.proza.ru/2016/12/18/1579)
Такие номинальные науки, как психология, психиатрия, социоло-
гия, экономика, политология, история, искусствоведение и т. п. на
самом деле являются по большей части совокупностями представлений
философского типа. В психологии, психиатрии и социологии, правда,
даже проводятся некоторые эксперименты, в экономике -- исследуют-
ся формальные данные наблюдений (и иногда тоже ставятся как бы
эксперименты), но соотношение между доказуемым и недоказуемым в
них -- с большим перекосом в сторону недоказуемого, слегка обос-
новываемого.
Любой индивид сплошь и рядом формирует не вполне обоснованные
представления общего характера или берёт на вооружение готовые и,
исходя их них, действует. Философия, философская система начина-
ется там, где не вполне обоснованные утверждения общего характера
образуют систему или хотя бы чуть упорядоченную по смыслу подбор-
ку.
Представление о малополезности, бесполезности, а то и вредности
философии в целом или каких-то её разновидностей -- это тоже
представление философского типа, потому что его истинность невоз-
можно доказать формально, и оно скроено "на глазок" на основе
каких-то впечатлений.
Так называемые научные гипотезы бывают двух видов: 1) ожидающие
скорого доказательства (или опровержения), 2) не ожидающие скоро-
го доказательства (или опровержения), но относимые к научным, по-
тому что их высказали научные работники и/или потому что эти ги-
потезы примыкают к гипотезам 1-го вида.
Научные гипотезы 2-го вида отличаются от философских представ-
лений только тем, что приписываются к науке, а не к философии.
Если их вырабатывают философы и приписывают к философии, эти ги-
потезы фигурируют как очередная сосанная из пальца бредятина или
как жалкие попытки отъятия хлеба у научных работников.
ЛЮБОЙ научный работник, занятый делами, имеющими высокий уро-
вень научной сложности, имеет в голове какие-то представления
философского типа о своей предметной области, о науке, о челове-
ческих делах вообще. Не иметь таких представлений (точнее, иметь
их в весьма убогом варианте) может позволить себе только научный
работник, подвизающихся в делах с низким уровнем научной сложнос-
ти: скажем проводящий эксперименты и обрабатывающий их результаты
в рамках задач, поставленных другими -- людьми с много более
широкими взглядами.
Даёт ли философия людям что-то практическое напрямую, а не че-
рез посредство наставленных ею (ну, или сбитых с толку) научных
работников? Да, даёт: к примеру, мораль (или моральку: у кого
как). Про научное выведение морали что-то не слышно со времён
Спинозы (хотя этологи трудятся), а жить как-то надо -- и почти
каждодневно решать всякие моральные проблемы: к примеру, кому
уступать место в общественном транспорте, кого игнорировать, а
кого, может, даже сгонять с сиденья.
* * *
Все религии начинались как наборы представлений философского
типа, а то даже философские системки: люди приходили к выводу,
что без привлечения идеи высших существ объяснить мир у них не
получится.