Возможно, я старею. Ушли года, когда мое черное сердце услаждали звуки гитарных запилов и ритмичное изнасилование ударных. Не радуют душу и предсмертные крики врагов, не хочется восседать на троне из костей злодеев, обняв мускулистой шварценеггеровой рукой грудастую наложницу. Хотя нет, вру, наложницу иногда еще хочется.
Я постарел.
Как постарела и очередная песенка, заставившая меня залипнуть. Не далее чем на прошедших выходных я слушал ее всю ночь с субботы на воскресенье, будучи занят работой.
Click to view
Если бы попса 80-х была королевством, Фил Коллинз был бы там королем. Никто и никогда не был так восхитительно прототипичен в звучании, в легких воздушных синтезаторах, в звонком танце клавиш, в единении простых и незатейливых звучаний в единый ансамбль, не мешавший голосу. Возможно, в этом главный секрет музыки того десятилетия - профессионализме и простоте. Вот почему песни 80-х про любовь не превзошла еще ни одна эпоха.
Любовь не должна быть переусложненной. Не должна звучать чересчур коммерчески, но вместе с тем быть достаточно профессионально оформленной. Я не люблю современный поп за то, что там слишком много профессионализма техников и слишком мало искренности авторов. Певцы и певицы всеми силами пытаются сказать "Я люблю! Слышишь, я люблю! Люблю-люблю, еще как люблю, ты-дыщ!" А я не верю. У них глаза рыбьи, они даже о любви к гонорарам спеть не могут. Не таков был Фредди Меркьюри, когда своим "Born! To love you!Born! To love you!" выжигал аккумуляторы у машин. Ему почему-то верилось.
Фил Коллинз же, хотя и был всегда прожженным коммерческим исполнителем, за что его и обожал Патрик Бейтман, имел достаточно души, чтобы его песни звучали искренне. Да, конечно, школота из поколения родившихся в конце девяностых скажет, что наоборот, какая-нибудь Тейлор Свифт звучит лучше и искренней. Только нет. Она звучит коммерчески идеально. Фил Коллинз звучит идеально эстетически.
"A Groovy Kind of Love" Фила - это перепев хита 60-х годов, который, в свою очередь, был создан под влиянием классической композиции Муцио Клементи (удивительные открытия с википедией - корни попсы 80-х лежат в итальянской классике). Шестидесятые так и прут из самого названия, ибо термин groovy устарел к восьмидесятым безнадежно и всерьез уже не использовался. Однако в случае Коллинза он сработал. Дело в том, что оригинал был веселой песенкой, которую пел молодой человек своей молодой подруге. Если вслушаться в текст, то настроение такого варианта легко понять. Ничего сложного: "Я люблю тебя, ты любишь меня, мы такие милые". А теперь вслушаемся в версию Коллинза. Тот же текст, но как он спет! Медленнее, печальнее, с какой-то неуловимой тоской. Это скорее баллада, чем задорная прелюдия к хиппи-сексу. Тот факт, что клавишные все делают грустнее и возвышеннее, лишь усиливает эффект. Ну, и видео соответствует.
Песня Коллинза - не о молодой любви. Она о верной любви, сильной любви, той любви, что прочнее и сильнее быта. И нет тут какого-то особого контекста или "гениальности". Это просто красивая песня, талантливо сыгранная и спетая.
А ведь Коллинз сначала хотел записать эту песню с вокалом своего друга... Стивена Бишопа. Похоже, Бишоп для меня превращается в аналог Олдфилда для Шведоньки. Куда ни пойди, всюду он! Но я рад, что именно эту песню записал сам Коллинз. У Бишопа слишком молодой и тонкий голос, эффекта ностальгической грустинки не получилось бы. А так - очередное маленькое сокровище для меня, наглухо долбанутого недохипстера.