Поддавшись тлетворному влиянию блога некоего Д. Кузьмичева (коварного и аморального типа), я снова начал активно читать комиксы. А поскольку я всегда последователен, то вместо супергероики, от которой испытываю несварение, я начал искать что-то поинтереснее. Когда "Торпеда" оказался дочитан до момента усталости от конкретного продукта, я переключился с нуара на криминально-шпионскую тематику. С этим делом в комиксах как-то не очень, и понятно, почему: специфика жанра делает очень сложной задачу нарисовать в картинках то, что в книге можно описать, а в кино показать в движении. Поэтому многие комиксы про шпионов скатываются в незамысловатые боевички. Ну, по крайней мере, те, что я знаю. Не считая "Самого холодного города", который в тупой боевичок переделали именно в экранизации про атомное блондинко.
Каково же было мое удивление, когда я увидел тайтл "Agent 47: Birth of the Hitman" по нежно любимой мной игровой франшизе про лысого клона со штрих-кодом, убивающего коррупционеров, педофилов, наркобаронов и прочих подонков типа белоказачьего отродья. Ничего не могу с собой поделать - с детства люблю истории, где упор делается на истребление негодяев. Девяностые оставили именно такой отпечаток. К счастью, лысый протагонист игр про Хитмана не был чокнутым вигилантом, а был профессионалом, выполняющим свою работу. Делал он это тонко, умно и красиво, что выделяло игры из общего ряда экш0нов того времени, и, в отличие от какого-нибудь Сэма Фишера, душил людей удавкой Сорок седьмой не во имя великой американской справедливости, от которой уже тогда сводило зубы. Помогал такэе тот факт, что первая часть, с которой я познакомился в 2001 году, была одновременно похожа на бондиану с ее путешествиями по экзотическим местам, и на боевики нежно любимого мной Джона Ву, где мужественный стоик с суровым видом палил из двух стволов. Ну, когда не прятал трупы в туалете. И Гонконг. Лучше, чем в Хитмане, Гонконг не показывал в играх никто.
В третьей части вместо утренней свежести и электронной музыки добавили азиатчину и нуар
И вот после не самого успешного эксперимента с выпуском очередной игровой части в виде шести эпизодов было решено нарисовать комикс-приквел. До того был только промо-комикс к одной из двух имеющихся экранизаций, и был он так же плох, как обе экранизации. О двух дымящихся кучах дерьма, каковыми являются попытки перенести приключения лысого на большой экран, говорить не стоит, Красный циник уже все сказал. А вот комикс...
Обложка прямо каноничная, но это же "динамит". Даже если хорошо начинается, они найдут способ все испортить.
Сюжет мини-серии (на данный момент вышли пять выпусков) повествует о юности и становлении объекта 47 из подпольного центра клонирования доктора Орт-Майера. Параллельно рассказывается история его будущего куратора в международном агентстве наемных убийц - Дианы Бёрнвуд. Тут я сразу насторожился по двум причинам. Во-первых, в современном комиксе женский персонаж - как мина, в любую секунду может скатиться в карикатуру на феминизм от современных продвинутых толерастов. А во-вторых, к Диане у меня с юных лет особое отношение.
Выражаясь словами Элтона Джона, кэн ю фил зе лов тунайт?
Пока все нормальные игроки фапали на треугольные сиськи Лары Крофт, я тащился от невидимой женщины, нашептывающей мне подсказки в микрофон и иронично рассказывающей о том, как ловко мы выманили японского торговца оружием из логова, притравив его сынка-якудза рыбой фугу. Оттенки и динамика отношения взрослой умной Дианы и сурового неразговорчивого Сорок седьмого были для меня едва ли не самым интересным во всей серии игр, и разработчики прекрасно понимали сильные стороны персонажей, которых создали. Не было перебора, все подавалось изящно, дозированно, элегантно. Этакая мрачная версия Бонда и Манипени наоборот.
Ах, Диана, ты была моей femme fatale, когда я еще не понимал, что такое femme fatale
После роскошного финала четвертой игры, где Диана сначала усыпила лысого, сделав вид, что сдала клона врагам на опыты, а потом разбудила поцелуем прямо на похоронах, чтобы тот всех негодяев перебил, было очевидно, что раскрывать отношения коллег про кровавому бизнесу будут обязательно. И через шесть лет вышла Hitam: Absolution, о которой... о которой лучше говорить поменьше. Я не испытываю к этой игре ненависти, как многие хардкорные фанаты франшизы, но многое, очень многое там было сделано совершенно неправильно, и не только с точки зрения игрового процесса. Серьезно, киллер в костюме с галстуком против реднеков, и все это с мрачным нуарным оттенком - слишком сложная мешанина. Я знаю, что были и нуар-вестерны, но в случае с лысым вышло 30% роскошных атмосферных городских уровней и 70% какой-то странной шняги.
А еще там в самом начале лысый убивал (ну, якобы) Диану, а потом отправлялся выполнять ее последнюю просьбу.
Единственное, за что я хвалю Absolution: Диана там рыжая и голая
Впервые показать лицо таинственной помощницы главного героя для того, чтобы тут же ее из сюжета убрать - такой подлянки я не ожидал. Ведь что может быть лучше взрослой, умной и красивой женщины с сексуальным британским акцентом? Взрослая, умная и красивая рыжая женщина с сексуальным британским акцентом. И тут у нас ее отнимают, заставляя возиться с какой-то мелкой соплюшкой-клоном. В общем, было за что ругать Absolution. Хорошо еще, что Диану в конце сюжетным поворотом "воскресили".
Но вот в 2016-м вышла шестая часть, и пусть эпизодическая, но она была намного лучше. И Диана там в отличной форме, не смотри, что хронологически на пятом десятке.
Знойная женщина, мечта лысого клона-убийцы
Все было хорошо, даже несмотря на попытки Sony воткнуть разработчикам раскаленную кочергу в задницу в попытке выдоить фрашизу до дна. Не зря все-таки IO interactive от японцев убежали в прошлом году.
И вот тут мы переходим к комиксу. Диане там посвящена ровно половина сюжета, их с Сорок седьмым юные годы протекают параллельно. По задумке сценаристов это должна была быть история о том, как жестокость и злая воля сильных мира сего направляет невинных, не понимающих еще жизни подростков по кровавому пути убийств и погружения в мир криминала. А получилось...
Получилось именно то, что получается, когда за дело берутся люди, пусть и знающие канон первоисточника, но не понимающие его, не чувствующие.
Начнем с Дианы. Кем она была в играх? Умной, элегантной помощницей, единственным, на кого мог положиться Сорок седьмой, а иногда и вовсе тем, кто спасал положение с помощью ума и нестандартного подхода к делу - натуральной сильной независимой женщиной, какой она и должна быть. Без нытья, без стервозности, без претензий и постоянной попытки выдать себя за жертву, зато с уважением к себе и компетентностью в том, чем занимаешься.
Какой же предстает нам Диана в возрасте от 14 до 27 лет в комиксе-предыстории? А предстает она... жертвой. Ее родителей, общественников. взрывают в машине за попытки наехать на отравившее местный водопровод химическое производство. Да-да, нельзя же в приквеле показать просто нормального человека, который стал тем, кем стал, без слезливых оправданий темным или аморальным сторонам его личности. Ах, Диана, дочка родовитых англичан, чуть ли не баронетов, работает куратором профессионального наемного убийцы! Так нельзя, надо придумать что-то, что свернуло ее с пути поста, молитвы и радио "Ракдонеж" чая с рогаликами и чтения газеты "Таймс". Поэтому давайте замутим убийство ее родителей, которое превращает милую рыжую девочку в одержимую местью психопатку, в подростковом возрасте пытающуюся набиться в "торпеды" к бандитам.
До чего я не люблю это дурацкое представление нынешних сценаристов о силе воли. Они хотели показать Диану сильной личностью, которая ради мести превратила себя в сосуд лжи, стратегического мышления и безжалостности. Только вот трансформация ради одержимости - это не сила воли, это обычная одержимость идеей, расстройство психики, которое лечится терапией. Вот и сделали они из моей любимой невозмутимой рыжей бестии невротичку с детской психотравмой. Спасибо, блин, большое.
Мстя, как обычно, будет страшна
Но этот недостаток, хоть и является признаком того, что у автора силы слабые, понятен. Трудно писать предысторию к сюжетной линии, где образы героев самодостаточны и ярки без лишних подробностей. В таких случаях приквел, где у персонажа должны быть отдельная дуга характера, только мешает. Спросите у Энакина Скайвокера, если не верите.
Беда в том, что развивается сама история как несусветная хрень. Диана действительно идет в услужение английской мафии, которой, разумеется. руководит женщина. Современный комикс - и без ненужных персонажей-женщин в нелепом положении? Нонсенс. Ну, хотя бы избежали неудобных вопросов об отношениях взрослого бандюка и девочки-подростка.
А, нет, не избежали. Лесбийская педофилия - еще один псевдофеминистический штамп
И все бы ничего, если бы эта сюжетная линия не состояла из превращения Дианы с Мэри Сью напополам с нелепой и невнятной ерундой. Девочка-подросток побивает в драке взрослую гопоту, потом к ней внезапно проникается симпатией женщина-главарь. Да-да, в мрачном мире Хитмана только так и бывает. Бандитка хочет сделать из Дианы невъезжаться киллершу, а уроки ее заключаются сначала в баловстве типа вождения машины без прав и незаконного хранения оружия, а потом... а потом, чтобы научить скромности и терпению, бандитка велит гопоте втроем избить девочку-подростка. типа пусть понимает, что нельзя брать более сильного противника с наскока. Поэтому три битюга пинают тощего ребенка ногами. Сцены с замазыванием синяков выше - оттуда. Потрясающе, просто потрясающе, где-то на уровне Елены Звездной, а может быть, даже и выше.
По крайней мере, тут героиня раскидывает членомразей не просто так, а с помощью секретного комбо - ломика в рукаве
Сердце рыжей няши ожесточается, но недостаточно, чтобы нажать на спусковой крючок, глядя в глаза одному из заказчиков убийства родителей. Тут нас как бы подводят к мысли: Диана стала куратором, потому что сама слишком добрая, чтобы убивать. Но мозгов на организацию убийства у нее хватает, поэтому школьница (ШКОЛЬНИЦА, КАРЛ!!!) организует перехват власти вб анде у своей наставницы и трансформирует банду в бригаду киллеров-вигилантов.
Тут я разбил лицо фейспалмом. Мало того, что это нелепо, это еще и беспомощно с точки зрения задумки. Диану пытаются подвести к статусу куратора, раскрывая ее недюжинные способности к планированию и манипуляции людьми. Но вместо того, чтобы показать, как пусть даже травмированная смертью родителей, но адекватно прописанная молодая девушка взрослеет, становясь циничной и холодной, манипулируя родней и сверстниками, надо придумать глупую инфантильную сказку о подростке во главе ОПГ.
Сюжет разворачивается с 86 по 99 год, и взрослеющая Диана все больше походит на агрессивную типа-сильную героиню каких-нибудь Марвел. К счастью, до избиения картонных женоненавистников с криком "Неполиткорректное мнение об Израиле!!!" не доходит. Группового изнасилования наглой сопли толпой чавов-подручных свергнутой лидерши тоже не случается, но при попытке отомстить влиятельным людям всю банду быстро разделывают под орех. Диана прячется, отбивается от присланных по ед душу ребят, а спасает ее известный по шестой игре Содерс, ветеран того самого Агентства, удивленный организаторскими способностями юной рыжухи и решивший взять ее на работу.
Сценарная лень торчит из каждой панели этого комикса. Мало того, что на настоящую, социальную жизнь Дианы отводится по паре панелей на одной странице в одной главе, так и заменяющая адекватную историю типа криминальная типа драма смотрится сущим анекдотом. События поданы смято, неубедительно - вот она впервые держит пистолет, вот она общается с бандиткой, вот ее вдруг бьют, а вот она уже в 16 лет становится во главе целой организации. А потом будут прыжки во времени, потому что надо же синхронизировать ее сюжетную линию с линией Сорок седьмого. В результате неясно и не интересно, как это она почти десять лет управляла группой вигилантов, будучи студенткой.
И не надо заводить шарманку про "Это ж комикс!" В хорошем комиксе эпизоды и биографии, растянутой надолго, можно показать как самостоятельные отрывки, лакуны между которыми можно достроить. Вон, в "Хранителях" Мур полвека супергероики описал, и ничего. А тут нам показывают, как за пять минут Диана из ничего вдруг стала всем, даже не вспотев. Потому что Мэри Сью. И получается-то у нее все, как в сказке, и любят ее все, и помогают, и бог из машины прибегает только потому, что такая она вся замечательная.
Хуже всего, когда бездарное произведение не ужасно, как у Милочки Князева или еще какого Деревянко, а попросту плохо сделано, без вдохновения и старания. Эта сьюшность эта нелепость истории - результат работы на "отвали". И такая халтура, откровенно портящая образ, созданный за два десятилетия, теперь канон. Обидно.
Но что мы все о Диане да о Диане. Хватит гиноцентризма, где наш любимый лысый уберменш с удавкой в кармане?!
Н-да, тут все еще хуже.
Подростковые терзания
Каким было прошлое Сорок седьмого? Покрытым мраком. Сам он его помнил отрывочно, и игроку показывали максимум короткие флэшбеки или пересказ третьих лиц о лабораториях Орт-Майера. Предысторию протагониста мы собирали по кусочкам в вырезках из газет, показанных между уровнями, в разговорах персонажей, в брифингах, письмах и прочих второстепенных материалах. Первая игра, по сути, представляла собой мозаику, из которой складывалось представление о том, с чего все началось, и как связаны вроде бы случайные контракты Сорок седьмого.
Вот почему подробное описание взросления и быта протагониста игра в комиксе - это зло. Чем обогащает мифологию рассказ, как лысый спал, ел и ездил выполнять задания, которым уделена пара страниц на пять выпусков? А никак. Все, что делают эти сюжетные вставки - разрушают таинственность фигуры Сорок седьмого как этакого воплощения кары за грехи его целям.
Тут проблема еще и в типаже. Хладнокровный молчаливый убийца - не самый мейнстримовый протагонист. Из него выходит отличный враг, но герой, которому по идее надо сопереживать и наблюдать за дугой характера... скажем так. Надо очень расстараться, и выйдет скорее нечто вроде "Самурая" Мьевиля, а не бондианы с веселыми приключениями и ассоциацией себя с эскапистски крутым мужиком. Ну, или выйдет нечто вроде Голго-13 из самой длинной манги в истории - машина для драк, погонь, перестрелок и секса, лишенная индивидуальности. Но Голго, по крайней мере, выезжал на таинственности собственной личности, за полвека манги его предысторию так и не раскрыли. Плюс Голго с годами превратился в этакий фактор неотвратимости, бога или дьявола из машины, вокруг наличия которого крутится сюжет с другими, проработанными персонажами: целями, полицейскими, случайными свидетелями. Ну, и Голго всегда был откровенным Марти Стью, созданным для мальчиковых фантазий.
Агент 47 и Голго 13
Сорок седьмой же - персонаж куда более самостоятельный, а значит, требующий бережного отношения. У него есть личность за рамками рожи кирпичом, он имеет вкусы, пристрастия, любит животных, стал католиком в разгар экзистенциального кризиса, примирился с собой, стесняется женского внимания (потому что девственник)... и все эти мелкие черты личности не демонстрируются нам целиком, а разбросаны по всему повествованию, их замечаешь, а не разглядываешь в упор. Вот почему любая история, фокусирующаяся на Сорок седьмом как на человеке, обречена быть плохой. Сорок седьмой - это не человек, это машина убийства, наделенная разумом, и в этом интерес, а не в том, как ему по ночам кошмары о румынской психушке снятся. Когда я испытываю любопытство к тому, кто такой Хитман, это любопытство должно сохраняться и подпитываться, а не удовлетворяться целиком. Вот парадокс и сложность задачи.
Ну, а комикс... а комикс повествует о том, что в юности суровый таинственный клон-убийца был чокнутым психопатом с жаждой крови.
Нет, это не пьяная драка в совхозе, это супер-киллер убивает обычных киллеров
В самом деле, человек-призрак, незаметный, ловкий и сильный, обязан на страницах каноничного комикса вести себя как Чак Норрис, правда? Ведь нет никакой разницы между Хитманом и Фрэнком Каслом, не так ли? Заляпать его кровью с головы до ног, добавить истерик - что может пойти не так?
Флэшбек из несчастного детства и спойлер к игре
И ведь с кем-то другим такая предыстория могла бы сработать: стремящийся освободиться от оков судьбы байронический герой, которого все равно поглощает пучина мира убийств. Но только не Сорок седьмой. Сорок седьмой через эту арку прошел во второй части, когда в монастырь ушел. Приквел же просто сделал то же самое. но хуже.
По сюжету клоны 47 и 6 вместе задумывают план побега, и номеру 47 срывает крышу, он идет в лоб и пытается замочить всех. Но сначала обязательная порция клюквы. Чтобы избавиться от вмонтированных в тело микроскопических бомб, принуждающих к покорности, братья-клоны... рушат Берлинскую стену. Серьезно, они чуть ли не самого Хонеккера заставляют открыть границу, чтобы поймать хирурга-перебежчика.
Дальше все пытаются увязать с началом первой игры. Бунт не удается, Шестой сбегает, а Сорок седьмого обрабатывают химической формулой. чтобы заглушить эмоции и сделать послушным. Великолепно. Фирменный стоицизм, оказывается, это не особенность личности, а инвалидность. Не он сам так крут и спокоен, ему гипоталамус марганцовкой прижгли. Более того, когда остальные клоны уподобляются овощам, Сорок седьмой сохраняет активность и силу воли... путем фокусирования внимания на убийствах вплоть до одержимости. То есть, мыслящий человек. личность, способная единственного на свете друга пощадить, спасти жизнь неудачнику-коллеге, защищать прошедшую через такие же опыты девочку... спокойно травит таблетками клонов-сомнамбул, потому что долго работы не было.
То есть, они превратили Сорок седьмого, несомненного антигероя и парня не самого положительного, в тупого маньяка-психопата. Спасибо, блин, большое, мне только этого не хватало. Ведь так не хватает сейчас в искусстве откровенных психов. подонков и цинично поданных негодяев в главных ролях. Ведь надо обязательно взять и сломать сложившийся образ, помогающий отличать Хитмана от обычного головореза. Какой после такого ангел смерти, несущий возмездие? Какой экзистенциальный герой? Обычный клинически больной убийца.
Ну, и вишенка на торте. Связующее звено двух сюжетных линий - гибель родителей Дианы. Их убил... Сорок седьмой. Разумеется. Ведь нельзя не прицепить двух персонажей друг к другу самой Судьбой. Сценарист явно перепутал мир Хитмана с далекой-далекой галактикой, где на цикличность саги влияет великая Сила. Тут это просто дешевый прием, оправдывающий параллельный показ двух ветвей истории.
Вот, собственно, основные мои претензии к этому комиксу. Ну, и рисовка. Рисовка местами неплоха, а местами напоминает попытку зазумить и перерисовать сканы какого-нибудь Гена-13 из девяностых в высокое разрешение. Я не художник и не претендую, но с детализацией явно какие-то проблемы. Но это вообще проблема современных комиксистов, в линейках Марвел иногда вообще забивают на пропорции, углы обзора и используют модельки из Sims с одинаковыми фигурами для "рисования" персонажей.
Хотя о чем я, местами за секси-Диану я готов многое простить.
Должен... сопротивляться... рыжим волосам!
Вот такой вот он, комикс по моей любимой серии игр.
Какая досада.
Ну, и как же в современном комиксе - и без фантазий об убийстве Трампарампа