В начале апреля, во время визита команды Zuk-club в Екатеринбург, по поводу разрисовывания детского дома, мы взяли интервью у одного из участников команды - Сергея Овсейкина.
- Привет, Сергей!
- Добрый день
- Скажи, пожалуйста, чем тебя заинтересовала эта акция по разрисовке детского дома?
- После летнего приезда в Екатеринбург у нас сложились очень дружеские отношения, и этот город мне стал интересен. Что касается детского дома, то для нас это очень интересный опыт поработать с детьми, плюс сделать такой подарок для детей от себя, которые действительно в этом нуждаются. И в плане эскиза мы стразу пытались придумать что-то более весёлое, детское, чтобы было понятно как детям, так и взрослым.
- А как дети реагировали, когда вы разрисовывали?
- Дети, во-первых, были в безумном восторге, потому что мы дали им порисовать, а это счастье для каждого ребенка. Они попшикали баллончиками себе на руки, на одежду, на стену и все они безумно рады этому. Плюс они поучаствовали в процессе создания нашей работы и были очень довольны.
- У нас есть такое сравнение, что дети и художники очень похожи. Что ты думаешь по этому поводу?
- Художникам до детей ещё очень далеко, потому что детские умы создают очень сильные работы и композиции.
- Давай вспомним то время, когда ты тоже был ребенком и расскажи, что ты любил рисовать маленьким?
- Смутно это всё помню на самом деле. Всякие войнушки, машинки бьются друг в друга… да всё рисовали! Сейчас сложно что-то такое вспомнить.
- Как ты считаешь, почему в нашей стране такая проблема, что очень много детских домов и очень мало усыновлений и очень много родителей, которые отказываются от своих детей?
- Я считаю, что это у нас не настолько популярно, как в Америке или Европе и чем мы больше будем об этом говорить, тем больше людей будет об этом задумываться и усыновлять детей.
- Скажи, а как тебе работа Herakut?
- Честно говоря, до последнего момента непонятно было, что они сделают и сейчас, когда я увидел работу, мне всё понравилось. Там гениальная композиция, люди работают с пространством и свои формы закомпановывают относительно объекта. Я считаю, что это очень сильная работа.
- Какие, по твоему мнению, у стрит-арта функции? Вы нарисовали потрясающую красочную композицию и скажите, думали ли вы о том, что она должна выполнять какую-то функцию?
- Да, конечно, в любом случае любой рисунок на стене активно работает на общество. Человек, проходящий мимо, даже не надолго остановившийся, о чём-то задумывается и у него уже складывается какая-то точка зрения, либо меняется представление об этой минуте. Соответственно, искусство влияет на людей и на всё дальнейшее. Я считаю, что художник вершит многое и задаёт правильный ход остальным людям.
- Вот есть композиция: она сложная, интересная и её, очень интересно рассматривать. А вы бы могли растолковать: если удачно получилось - оставим, не удачно - не оставим.
- На самом деле, в последнее время, нам интересно работать с большим количеством элементов. Это привлекает людей: им хочется посмотреть, что-то для себя понять. Когда большое количество элементов и композиция интересная, каждый человек найдёт в ней что-то для себя, пусть даже наш посыл будет не таковым, но что-то у человека останется от этого, любой найдёт своё любимое место, или не любимое место в рисунке и сложится какое-то мнение. Конкретно нашей картинки - мы используем разные культуры, разные стили, как китайские культуры, коллажные формы, что-то из поп-арта и всё это пытаемся комбинировать и создавать. Закладываем в этот сюжет сказочную «Алису в стране чудес». Есть, конечно, зашифрованные формы, которые известны только нам, и мы не хотели бы делиться.
- Что необычно для ZUK-KLUB, вижу что вы поиграли с тегом. Из хвоста кота вы сложили тег.
- Да, из кота получается название нашей команды Zuk-club, мы используем всяческие элементы для написания названия, но подобный элемент сделали в первый раз.
- Кроме Москвы, в каких городах вы работаете?
- Кроме Москвы мы работаем с Тюменью, это первый из городов, в который нас пригласили, огромнейший проект сделали в Перми, на тему античных богов и богов современности. Ещё с Петербургом мы ведем периодично контакты, а сейчас, в основном, выходим на европейскую и мировую арену.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, стрит-арт сцену Екатеринбурга, как Вы её видите, как Вы её понимаете, какие у неё перспективы?
- Честно говоря, для меня понятия стрит арт и граффити стали более слаженными, сильной грани я не вижу, т.к. художники граффити используют огромное количество элементов, в роде трафаретов. Я считаю, что это деление никому не нужно и человек, который рисует на улице, он одинаков с тем, кто тоже рисует на улице. Пусть это обычный, галерейный художник или это граффитчик, который разрисовывает поезда и вандалит где-то. Не вижу смысла в каком-то разделении, потому что все используют одни и те же приспособления для воплощения своих работ. Говоря про сцену, граффити-художники используют большое колличество трафаретных, плакатных техник, пытаются как-то закомпоновать свои работы в городском пространстве. На самом деле, не со всеми знаком на екатеринбургской арт-сцене, но из тех, с кем знаком, кого могу выделить, это бомберская команда ДСК. Они отличные люди, нам поднимают настроение, приглашают нас на различные мероприятия. Команда Rayons, на мой взгляд, одна из наиболее прогрессивных граффити-команд Екатеринбурга.
- Вы полагаете, что они выделяются в масштабах страны ?
- Да, конечно. Они делают очень интересные вещи, ищут свой стиль, экспериментируют и это хорошо. От себя могу сказать, что мы не останавливаемся и много думаем и постоянно делаем какие-то новые вещи, новые композиции, используем различные стили и в этом себя находим.
По художникам стрит-арта выделю Тимофея Ради, он, на мой взгляд, один из сильнейших художников страны. Также его команда помощников, которые занимаются около граффити-стрит-арта, это Сергей Монобров и девушка Ксюша, которая занимается графическим дизайном и, в том числе, создаёт какие-то композиции на стенах.
- Что Вы думаете на тему: искусство и деньги? Художнику стыдно получать деньги?
- Честно говоря, абсолютно не стыдно. Просто, насколько я знаю, в граффити-культуре складывается мнение, что человек, который рисует за деньги, он продажный и он изменяет граффити. Но, как в действительности получается, в итоге у граффитчика нет денег и не на что купить краску, холсты, фломастеры, всё, что для этого нужно. Я считаю, что если твои работы покупают и готовы за них платить, то это уже какой-то успех и почему бы этого не делать. Мы очень большое количество времени делали заказы на различные темы, сейчас по большей мере стараемся продавать свои собственные идеи, работы и абсолютно не стыдимся этого. Я думаю, так и должно быть.
- Скажите, а как вы видите траекторию успеха уличного художника?
- Лично для меня есть какие-то определённые ценности, какие-то мечтания что-то исполнить. Переходя к ним, достигая их, мы уже стремимся к чему-то следующему. Но, как узнать успешен человек или нет?
- Это просто. Taschen издаёт ваш альбом. Это успех?
- Я считаю что это успех.
- Выставка в Метрополитен-музее это успех?
- Естественно да, но не все граффити-художники стремятся попасть в галерейное пространство, т.к. галерея замыкает в себе и самого художника она ставит в рамки. Улица даёт намного больше. В галерею приходит более подготовленный зритель.
- А то, что в галерею приходит подготовленный зритель это хорошо или плохо?
- Я не знаю хорошо это или плохо, но, как минимум, на улице увидят творчество как можно больше.
- Вам хотелось бы, что бы проходящий мимо считал эту игру Алисы в стране чудес, где даже виден элемент Бёртоновской редакции. Или чтобы люди не показали собственное образование, а просто увидели и сказали «вау» или «какой прикольный кот»?
- Я думаю, что главное, чтобы им это понравилось или сложилось какое-то своё мнение. Если бы им хотели показать, что это «Алиса в стране чудес», мы бы написали это и всё преподнесли так, что по-другому и не подумаешь.
Я считаю, что художник делает где-то 50% и остальные 50% доделывает зритель. Мы стараемся оставлять пространство для домысливания.
- Как человек приходит на улицу? Какой возрастной рубеж является отсеивающим?
- Я считаю, что это возраст, переходящий от школы к институту, либо к армии. Т.е. человек в этом возрасте уже о чём-то думает, осознаёт какие-то вещи и уже делает выбор - чем ему заниматься дальше. Мы после школы пошли по специальности графические дизайнеры, и поэтому у нас это всё продолжилось и развивается в дальнейшем. Думаю, если бы мы пошли в машиностроительный институт, то не знаю куда мы попали бы.
- И вы до конца будете в этой профессии?
- Пока нам это нравится, мы будем этим заниматься. Мы фанаты этого дела!
- Так получается, что стрит-арт и граффити идут друг к другу. Есть много рассуждений о том, что граффити это часть хип-хоп культуры, или которая визуально аранжирует хип-хоп культуру. Что вы скажете на это тему? Лично моя позиция, что это не совсем так. Что это более фундаментальная вещь - рисовать на стенах.
- Монументально искусство было давным-давно, это всё делалось и в этот момент, когда зародилась культура хип-хопа, было несколько движений: скейтбординг, брейкданс и, в том числе, граффити. И каждый занимался тем, что ему близко. На тот момент все слушали хип-хоп, это происходило в Америке, затем пришло к нам через журналы и другие СМИ. Сейчас хип-хоп многие слушают, но я не считаю что нужно привязывать граффити к хип-хоп. Граффити с него началось, но сейчас оно продолжается отдельно.
- Когда мы интервьюировали граффитчиков в Екатеринбурге, мы столкнулись с тем, что они делились с нами штампами, которые у них заготовлены, что они рисуют на улице. Например: эта стена никому не нужна, но пройдет обязательно какой-нибудь не безразличный гражданин и скажет «А что вы тут делаете»? У них отговорка следующая: Мы рекламу рисуем. Скажите пожалуйста, у Вас, вот на старте, в такие ранние периоды отмазки какие-то были?
-Я могу сказать, что пока ты боишься рисовать на стене, то постоянно появляются какие-то проблемы. В тот момент, когда страх пропадает, никто ничего и не спрашивает такого, чтобы тебя прогнать отсюда или что-нибудь с тобой сделать. Простейшие, адекватные ответы человеку, объясняющие то, что ты делаешь, расставляют все точки над i и все улаживается.
- Удавалось вам попадать в милицию?
- Конечно удавалось!
- Тогда расскажите нам просто историю, связанную с этим.
- Из детских историй: мы спрыгнули на станцию ж/д путей и хотели делать стенки, но в итоге нас посадили в обезьянник в метро. Там мы сидели на скамейке. Милиционер нам грозился, что сейчас будет звонить нашим мамам и папам, что нас заберут и отругают. Но к нему приезжал родственник с Украины и он поехал того встречать и сказал: «Повезло вам, ребята».
- Вы позиционируетесь, как кураторы стрит-арт площадки фестиваля «Стенограффия». Каково Ваше видение проекта, какова задумка, что Вы хотите сказать, доказать с помощью этого?
- Если все получится так, как мы задумали, то это будет первый в России крупный фестиваль стрит-арта и в моих планах сделать то, чего в России еще не делалось в короткое время и на одной территории. Это будут различные художники, которые представят стрит-арт в том виде, в котором в Екатеринбурге его еще не видели. Это будут объемные композиции, скульптуры, работа с пространством, с площадями, с парковками, со всей городской средой и прочее, т.е. у нас большие планы на это все, главное чтобы все получилось.
- Теперь поговорим о мировоззренческих вещах: у каждого есть свой message. У Zuk-cluba какой message? Как вас прочитать? Мы думаем, что искусство должно быть функциональным, оно должно что-то говорить.
- Наше творчество периодично, т.е. в определенные моменты мы интересуемся одним, в дальнейшем другим. Сильное влияние на нас оказал наш знак - зебра. Мы много делали композиций, связанных с оптической иллюзией, градации черного с белым, в основном вообще цвет не добавляли в работу, так как может быть, не умели с ним работать и гармонично его показывать. Сейчас интересуемся какими-то коллажными формами, что-то связанное с поп-артом и прочее. Какой-то определенные message, в принципе, бывает в каждой работе, мы создаем работы исходя из мировой ситуации: какие-то кризисы, проблемы и прочее. Каждая работа несет какой-то посыл. В целом, о чем мы говорим, не могу сказать.
- Существует и интересна тема сиюминутности стрит-арта, имеется в виду, что человек не только высказывается на сиюминутную тему, но речь и о том, что объект стрит-арта может жить не долго. У вас какие были примеры самой короткой жизни вашей работы и самой длинной жизни?
- Как правило, нелегальные работы, они живут недолго. Исключение только если они сделаны в очень труднодоступных местах для людей и их будет видно с дорог, с мостов и прочее. У нас был ряд работ, которые мы рисовали ночью и с утра, приходя туда, этого уже не было и не остались даже фотографии того, что мы делали. Это очень жаль, но в этом интересен сам процесс. Мы учились на ошибках, и нам было приятно и радостно этим заниматься. Из самых долгих работ, честно говоря, так сказать не могу, у нас много сохранившихся работ есть и, как правило, заказные работы живут очень долго - пока стены не снесут или что случится.
- Были когда-либо примеры, когда люди с улицы дорисовывали ваши работы, вносили деталь, как вам показалось, удачную?
- Однажды мы делали большой заказ для энергетической компании и там рисовали, в основном, различные пейзажи и какие-то натюрморты и там ребята очень гармонично вписали в наш пейзаж с пальмами свои какие-то шрифтовые композиции и когда мы приехали на доработку картины, мы сначала даже не сразу поняли, что что-то там появилось, но это было так по цвету качественно, что мы подумали: всё-таки это отлично.
- А с другой стороны, если работа существует долго, и вам бы уже не хотелось, чтобы это было, но, к сожалению, она на стене, люди даже фотографируются на её фоне?
- Думаю, такого у нас и не было. Всё, что мы делали, супер-категорично к этому не относимся, так или иначе она чем-то нравится. Помимо этого, чем дольше живет работа, тем более интересной становится: где-то краска выцветает, где-то что-то облетает и получается, что она живет на этой стене, иногда там какая-то трава начинает из стены расти. Даже если человек что-то подрисовал, то это общее существует на этом месте и уже к этому все привыкли и считают как родное.
- Есть случаи, когда вы следите как ваша работа живет? Приезжаете, смотрите как она там?
- Конечно, мы стараемся смотреть на работы, которые мы делаем, что с ними происходит, но я считаю, что нет смысла их где-то доделывать, подкрашивать. Потому что краска со временем выцветает и становится более интересной, не такой контрастной и это плюс с пылью становится все такое более живое.
- Когда погода и город дорисовывают?
- Конечно, условия показывают, какой она действительно должна быть. Какой она будет существовать.
- Вы говорили про продажность, про деньги и художника. Я хотел спросить про рекламу и стрит-арт. Например, Banksy высказывался, что это плохо.
- Сейчас объясню следующую позицию: граффити-художники изначально прятались и не хотели, чтобы их видели и узнавали: они одевали капюшоны, маски, даже интервью давали с закрытым лицом. Потом, когда на сцене появилось такое течение, как стрит-арт, а это те люди, которые не стали прятаться и открывать свои лица. В дальнейшем, художников стрит-арта начали приглашать в разные галереи и с ними работать, покупать плоды их творчества и художники граффити задались вопросом: «а почему у нас не берут? Мы так долго этим занимаемся» и начали тоже открывать свои лица, показывать, что они тоже могут что-то сделать. Banksy им говорит же про то, что как он не открывал своего лица, так и не будет его открывать и из этого его работы становятся все дороже и дороже. И если он себя раскроет, то все это упадет и он не понимает тех людей, которые покупают его работы за такие бешеные деньги, он такой же как мы все.
Поэтому, если держать какой-то свой стиль и образ до конца, то это будет работать рано или поздно. Нужно сформировать свое мнение.
- Т.е. вы не против использования стрит-арта в рекламных целях?
- Смотря какие рекламные цели. Мы все больше и больше делаем заказные работы в своем стиле. Мы не делаем коммерческую рекламу на асфальте, какой-нибудь пиццерии или кафе. Это нам не так интересно. Становится больше заказчиков собственного творчества, поэтому я считаю, что чем больше работаешь с этим всем, тем больше людей тобой интересуется и все придет.
- А Вы верите, что Banksy, это человек, а не проект?
- Честно говоря, я про это не сильно задумываюсь и для меня это не важно. Мне больше интересны работы, которые появляются и делают это сто человек, или один, мне абсолютно все равно. Хорошо, что это существует и у людей появляется уникальная возможность это все наблюдать.
- Все хотел спросить: почему зебра?
- Это очень старая история. У нас давным-давно команда называлась ZUK, в дальнейшем, когда мы собрали большое количество наших друзей и все с нами общались, мы сделали приставку CLUB, потому что это был клуб по интересам различных людей. И эта аббревиатура ZUK расшифровывается: зебра улетела куда. Это было изначально, очень давно, очень смешно, непонятно. И мы оставили до сегодняшнего дня. Зебра с нами сопутствует по всему пути творчества команды.