ЗПШ - 2014

Feb 06, 2014 01:12

Ночная Москва проводила темнотой из окон машины до Ленинградского вокзала, и отпустила уже в зале ожидания. Психологи  были заметны сразу: кто ещё будет в этой толпе, где царит Саша Фенин? Так я и попала в некий портал, который перенесёт меня в другой, питерский мир. Мир погружения, профориентации и изменения. Теперь меня окружали психологи, и у всех 1 вопрос, который я буду слышать на протяжении всей ЗПШ: «Зачем ты здесь?». И да, интересная установка: если ты едешь за ЗПШ - значит, ты психолог. Что же, пришла пора разрывать шаблоны. Позже я узнала, что из непсихологов я одна среди московской делегации, стало ещё интереснее. Радовало лишь то, что Саша всех рассказал со словами: «Дайте я всё-таки Лизу обниму!». Как потом выяснилось, он боялся, что я вообще не поеду. Но, к счастью, этот человек стал моим проводником на протяжении всей школы.

Далее была ночь в поезде. Спать под стук колёс я так и не научилась, было весело. Только представьте: полный вагон психологов (а кто-то даже ехал в других, потому что мест не было).  Познакомилась с некоторыми социальными психологами из МГУ, с Инной потом общалась до конца. А дальше меня внезапно нашла Саша Молокостова (вожатая на ЛМШ) и повела социализироваться. Дальше… 20 человек как минимум на 3 скамейках, день рождения Наташи, тортик, шампанское по кругу, разговоры о науке, шутках Алдара, обсуждение глагола «взнуздать», песни под гитару. Это сейчас я знают, как зовут людей, которые там сидели, но тогда это были просто чужие люди. Но не те, которые отталкивают, нет. К таким тянешься. Пусть и не очень долго.

Питер я ощутила, когда мы толпой двигались в сторону метро с вокзала, и я увидела вывеску «Кура гриль».  Дальше - оккупация автоматов с жетонами, при этом все делятся друг с другом, помогают с деньгами и чемоданами. Позже был лёгкий культурный шок от раздвигающейся стены, за которой сразу находится вагон поезда. Помнится ещё прекрасный диалог с Улановским (преподавателем):
 - Ты в каком вузе учишься?
- В Вышке.
- А на каком курсе?
- На третьем.
- А почему я тебя не знаю?
 - Я просто юрист.
Но так было только в начале. В последний день школы несколько человек с удивлением обнаружили, что я не психолог, хотя я точно им об этом говорила. Значит, прижилась.

Оргкомитетский рандом поселил меня с чудеснейшей соседкой. Мы с первого дня решили держаться вместе, и это никуда не ушло. Я уже и не вспомню всё хорошее, что происходило у нас в комнате, все эти разговоры о жизни. Помню, как мы рассматривали фотографии на первом этаже и видели в облаках зверей, а в слове «кучинг» явно не хватало одной буквы. Помню, как делились впечатлениями от мероприятий, на которых успевали побывать. Помню, как один раз меня даже потянуло читать стихи, даже те, которые я не читала с весны. Но не только стихи, но даже свои сказки, и не ошиблась. Вика приняла их и поняла, за что большое ей спасибо.

Как вообще всё проходило: утром были занятия в рамках сквозного проекта, который мы выбрали. Днём было некое внеучебное мероприятие, далее 2 подряд проекта, представление проектов на следующий день, вечерний проект и вечернее мероприятие.
Что могу сказать точно: я очень правильно выбрала «сквозняк»: «Социально-психологические установки: организационный контекст». Мне ещё в Москве показалось, что здесь я хотя бы буду понимать, о чём речь. Так и получилось. Радостно было и то, что всё, к чему многие приходили за годы учёбы и практики, у меня рождалось совершенно спонтанно, и даже оказывалось правильным и интересным. Что ещё радовало: было много групповой работы для решения текущих задач, и всё это называлось моделью научной лаборатории. Весь первый день мы шли к тому, чтобы сформулировать определение установки, на следующий - в игровой форме испытывали на себе действие установок, а третий день запомнился чистой организационной практикой, когда мы предметно говорили об установках в компании и способах их изменения. Не могу оценить, сколько всего я вынесла для себя, в том числе и как вожатая (держитесь, дети!). Но главное - это, наверное, методика определения удовлётворённости работника условиями в организации. Она есть в открытом доступе, и сейчас тестируется. Плюс в том, что результаты очень наглядны и получаются довольно просто.

Было ещё и множество дневных и вечерних проектов, которые остались в памяти. Радовало то, что по направлениям они были разными, и можно было прикоснуться к интересным темам. Но ещё больше радовало то, что мне было большей частью понятно, о чём идёт речь. Просто о сложном - разве это не идеал? Теперь я что-то понимаю и про социальный капитал, и про задачи взросления, и про некоторые негативные эффекты развития технологий, и про организацию мероприятий без бюджета, и про использование психологических фишек в кино… Это всего лишь за неделю, даже меньше. И главное - каждый раз я именно принимала информацию, не было мыслей  a la «хорошо, что это уже закончилось». Но что ещё интереснее - на каждом таком мероприятии я пыталась смотреть на мир глазами психолога. Не знаю, получалось ли, но очень хотелось погрузиться в эту среду так, чтобы позже начать творить что-то для неё. И когда я в понедельник доказывала Пашину неэффективность опознания, основываясь на законе фигуры и фона, поняла, что преображение начинается.

Из внеучебного я помню только сказку от организаторов в начале, победу нашей команды в квесте (разгадывать почти с лёту психологические ребусы и показывать аддикцию в «крокодиле» - это сильно) и ЧГК, конечно. «Слёзы Рикеля» оставили приятные воспоминания, особенно когда мы взяли бонусный вопрос в начале второго тура. И да, ещё был ночной глинтвейн, это незабываемо! Когда разговариваешь за 2 часа со столькими людьми, а потом идёшь греться к костру и рассказываешь страшные истории про организаторов. Когда рвёшь шаблоны и делишься со всеми глинтвейном, а потом делятся с тобой. Когда скромно отвечаешь: «И на Солнце бываю пятна», но думаешь, что это всего лишь строчка из песни, а теперь эту фразу называют моей.
Но самым главным вне программы стала для меня «Тамболия», на которую меня чудом затащил Саша Фенин. Я не буду письменно рассказывать о сущности игры, скажу только, что уже со второго хода она превращается в групповую психотерапию. И спасибо большое Дамиру за такое ведение! За такую атмосферу, когда мы интерпретировали даже падения, стук в дверь и тому подобное, когда Улановский становился «голосом карты», а среди нас была такая атмосфера доверия. Есть во мне такое, что я обычно заигрываюсь, но сейчас то, что происходило, проживалось особенно. Случилась модель жизни. Что-то такое, с чем лучше столкнуться в таких комфортных условиях, чем в настоящей реальности. И самое яркое для меня - это момент, когда тебя анализируют одновременно  ведущий, позитивный психолог и гештальт-терапевт. Вернее, каждый пытается помочь, пусть это так и не воспринималось в том состоянии. Но тому человеческому преображению, которое начинается сейчас, я обязана именно вам.

И теперь немного об особенно запомнившихся мне людях, с которыми удалось получить что-то общее. Всё, что личное, я сказала уже в письмах вам, сейчас же только о вас. Вика, извини, про тебя я уже рассказала выше.

Первым скажу о Дамире Каримове, человеке, который вёл для нас ту самую «Тамболию» 5 с половиной часов подряд. Первое впечатление - до чего же гармоничный человек. Я ни разу не услышала, как он повышает голос, при этом его везде слышно. Особенно слышно его смех: мы то ли с Женей, то ли с Наташей поняли, что так должен смеяться джин. Именно так: глухо, мягко, обволакивающе. А всё ещё и потому, что в этом человеке есть прекрасная уверенность в себе и в своих силах. Именно уверенность, которая складывается из знания и веры. Радостно, что мне удалось поговорить с тобой в субботу. Очень.

Дальше… Саша Фёдоров, с которого стоило бы начать, но нет. Аспирант, коуч. За твою деятельности мы прозвали тебя «бойцовским клубом», надеюсь, не обидишься. С тобой я точно чувствовала обмен информацией, навыками. Этот прекрасный диалог о том, в чём разница между позитивным правом и позитивной психологией. Этот прекрасный час, когда мы правили твою презентацию. И тут уже был мой личный разрыв шаблонов, ведь я ничего не понимаю ни в коучинге, ни в искусстве презентаций, а вызвалась быть твоим критиком. Как-то так оно и шло - сотрудничество.  Надеюсь, продолжится ещё.

Саша Фенин, про тебя я вряд ли что-то, кроме письма. Мне тебя не хватало, но дело во мне и в твоей публичности. Лишь скажу спасибо за то, что это всё случилось для меня.
Так всё и было. И надеюсь, что не в последний раз. Хочется теперь приехать, зная некоторых людей, чувствуя себя своей. Да будет так!

Уезжала я уже не так радужно, но спасибо Варьяше за то, что мы всё-таки поговорили. Мне определённо нужно приехать ещё раз теперь.

воспоминания

Previous post Next post
Up