Oct 02, 2012 12:15
На самом деле, господа, писать этот пост о Мао мне следовало бы вчера ночью. Благо спать особенно не хотелось, мысли в голове спустя неделю после окончания просмотра должны были дойти до нужной кондиции, а за окном лил точно такой же дождь, как в финальном эпизоде дорамы. Но я пишу этот пост сегодня утром. Так что не взыщите.
Вероятно, этой ночью тоже кто-то умер под дождём. Но это не важно. Важно то, что люди не должны умирать не вовремя.
Акутагава Рюноскэ совершил самоубийство, решив, что достигнуть совершенства в искусстве невозможно. Я говорю: "нет".
Генерал Ноги сделал то же самое, когда посчитал свой долг перед Императором исполненным. Я говорю: "не знаю".
Окита Соджи и Такасуги Шинсаку хоть и стояли по разные стороны баррикад, однако своими действиями одинаково торопили собственные смерти. Но оба они прекрасно знали, ради чего это делают. Я говорю: "да".
Потому что даже не питая особых симпатий к Ёшиде Шоину, я не могу отрицать, что его слова "Если предстоит умереть, оставшись навеки в памяти потомков, то нужно быть готовым к смерти в любой момент. Если впереди жизнь с великими свершениями, то надо жить - неважно, в какое время, невзирая на обстоятельства" совершенно верны.
И Мао говорит вам: "Не убегайте от правды". Но вы бежите. Мао кричит вам вдогонку: "Того, что произошло, уже не изменить!" А вы, даже осознавая невозможность, стремитесь именно к этому. Или вам просто так кажется. Вы прячетесь в тени чужого счастья. В той самой, где обитает чья-то печаль. Но вместо того, чтобы вырваться на свет, вы хотите превратить в тень всё. Потому что свет режет вам глаза. В своей тени вы отвыкли от него, но даже не подумали пробыть на солнце чуть подольше и понять, что оно не причинит вам вреда.
Вы знаете, что жизнь каждого человека связана с жизнями других, хочет он того или нет. И думаете, что последовав примеру садиста-школьника, обрывающего одну за другой лапки мухе, наконец-то оставите мучительно умирать беспомощную тушку. Вы забываете о том, что общество - это не муха. Общество - это паутина. И если бы пауки могли говорить, они подтвердили бы, что колебание паутины, начавшись на любом участке, проходит постепенно её всю, а каждый разрыв незамедлительно отражается на общей форме сетки.
Прошлое может упростить вам настоящее, может усложнить. Но ваше настоящее - результат вашего прошлого, нравится вам это или нет. Тем не менее, заслуги прошлого не всегда окупаются в настоящем. Не стоит забывать, что жизнь - дорога со множеством перекрёстков и поворотов. В ней нет путей, отмеченных знаками "всё хорошо" и "всё плохо". Прямую дорогу с востока на запад вы найдёте только в планах древнеримских городов.
Отказываться от своего настоящего или его отрицать - то же самое, что отрицать своё прошлое, от которого вы в любом случае никогда не избавитесь. Потому что единственный способ избавиться от собственного прошлого - стереть себя с самого начала. Но это невозможно.
Ситуация, в которой вы не можете сделать выбор. Прошлое, которое вы именуете своим, вам не принадлежит. Оно лишь описывает вас. Ваше прошлое - факт. Но ваше настоящее - непрерывный выбор. Да, вы можете поставить точку. Но в таком случае предложение "Ваша жизнь" закончится, описав лишь столь ненавистное вам прошлое. В то время как в настоящем у вас всегда есть шанс поставить запятую, написать короткое слово "но" и продолжить дальше.
Предложения бывают разными. Они могут быть односложными или растягиваться на строки и страницы. Но точка в предложении должна стоять только там, где мысль действительно находит своё завершение.
Хиджиката Тошидзо умер от случайной пули. Его смерть фактически стала точкой в войне Бошин. Я говорю: "да".
Герои Мао умерли от случайной пули и ножа потерявшего рассудок идиота. Их смерть, не завершив и не начав чего-то иного, стала точкой в их жизнях, в которых они тоже многого не успели закончить. Я говорю: "нет".
Круг замкнулся, но я вовсе не уверен, что кому-то от этого стало легче и лучше.
вот что я скажу,
thoughts,
one's speach,
sinemaтограф,
bakumatsu (1853-1867)