О жарком лете, которого как всегда не хватает зимой. История
Mar 01, 2016 17:15
Киото летом - это Гион-мацури. Нет, серьёзно. Не цикады, не пляжи с арбузами, не огурцы на подходах к Киёмидзу. Киото летом - это Гион-мацури, настигающий вас, куда бы вы не решили от него спрятаться. На самом деле фестиваль начинается гораздо раньше, чем все мы думаем. Или же просто никогда не заканчивается? Потому что репетиции музыкантов ведутся практически круглый год, и уже в апреле тут и там снова можно будет услышать знакомую мелодию. Ну и кроме того, Гион-мацури прожил в Киото столько лет, что давно уже стал частью города.
Смотрите сами, господа. Киото, то есть тогда ещё Хэйан-кё, обосновался на своём теперешнем месте в 794 году. В 863 Император повелел устроить в саду Синсен-эн, существующем, к слову, и поныне, пусть и в урезанном виде, фестиваль духов. А в 869 разражается эпидемия, и для избавления от неё сооружаются 66 повозок хоко, которые затем держат свой путь в оный сад Синсен-эн, дабы попросить о помощи бога Гозу Тенно. Т.е. Киото ещё и ста лет нет, а повозки уже есть.
Шаг второй. В 970 году повозки, которые регулярно до того катали в Синсен-эн для профилактики инфекционных заболеваний, впервые доезжают до святилища Гион (ныне Ясака-дзиндзя). Доезжают, видимо, особо удачно, потому что с тех пор до Гиона каждый год катаются. К 1157 году процессия становится настолько значительной, что богатые жители города верхом на лошадях её сопровождают. Т.е. Киото ещё и двухсот не исполнилось, а... В общем, вы меня поняли, господа.
Считается, что примерно так Гион-мацури выглядел в эпоху Хэйан. Хотя вопрос спорный, потому что никто ничего никуда не тянет. В общем, в интернете ведутся споры, и кому верить, каждый решает сам. Я вам просто картинку покажу.
[Мало картинок, много дат и текста. Токи начал скучать где-то в конце 19го века. А на сколько хватит вас, господа?]Шаг третий и далее. В 1225 году в святилище Гион начинает обретаться Нагината-хоко. И даже несмотря на то, что в 1332, например, фестиваль отменяется, чтобы повозки не использовали в качестве оружия, или проведение ритуалов в святилище Гион было приостановлено в 1378, фестиваль продолжается. Да, бывает без ритуалов, но повозки по городу ежегодно ездили аж до 1467 года, когда началась война Онин, и стало ну как-то уж совсем не до праздников. За 33 года город несколько восстановился, и любимый горожанами фестиваль был возобновлен в год под круглой цифрой 1500. В процессии в тот год участвовали 36 повозок, а для определения очередности их выезда впервые была проведена лотерея. В 16-м веке синтоистские святилища притесняли буддисты секты Хокке, но даже они процессии помешать не смогли. Ну, без ритуала. Как будто в первый раз.
На знаменитой ширме Кано Эйтоку 洛中洛外図 (Подаренной Уэсуги) фестиваль изображен проплывающим по узким улочкам Киото. Вот бы хоко и сейчас так возвышались над домами~
В 1757 году фестиваль и всё с ним связанное были задокументированы в "Гион-мацури Сайки". Законспектированы очень, мне думается, вовремя, потому что Киото в те времена с завидной регулярностью горел. В 1708 был великий пожар эпохи Хоэй, в 1788 - великий пожар эры Теммей, потом ещё господа революционеры постарались в 1864 с инцидентом у ворот Хамагури. А сколько было пожаров мелких никто не считал. Меж тем в 1839 году появилась одна из зрелищных церемониальных черт фестиваля. Сидящих во главе повозок кукол решено было заменить на живых детей.
С 1873 года начинается новая история фестиваля. Во-первых, в 1873 Япония перешла на Грегорианский календарь. Все праздники и фестивали тоже плавно переехали, и фестиваль стал проводиться 11 и 18 июля (А в 1888 зачем-то переехал ещё раз на современные 17 и 24 числа). А во-вторых, его признали общественно-ценным и стали всячески учитывать. В 1875 для поддержки фестиваля была создана специальная организация Сейсейкося, в 1876 фестивальный реквизит отдали под строгий надзор городского музея, а в 1923 году была создана Ассоциация по сохранению фестиваля Гион.
К слову, выглядел фестиваль в начале 1900х примерно так:
А в 1920х - вот так:
Обратите, насколько больше стало проводов, и как подросли здания на заднем плане.
В 1943 Вторая Мировая Война началась и для Японии, вследствие чего фестиваль на 4 года был прекращен. В 1947 начинаются первые шаги по возрождению фестиваля. Бюро по туризму города Киото начинает переговоры с американским Генштабом о возобновлении проведения фестиваля, получает разрешение, и в июле Нагината-хоко (похоже, что в одиночку) проезжает по привычному маршруту 17 и 24 числа.
В 1948 году возвращается церемония ритуального очищения переносных храмов микоси-арай, а в 1949 проводится первая послевоенная жеребьевка порядка повозок в процессии. В 1950 возрождается процессия ато-мацури. А уже в 1952 году в процессиях участвует довоенное количество повозок + частично восстановленный Кикусуй-хоко. Кроме того фестиваль признается Важным Культурным Наследием и снова начинает бдительно охраняться.
В 1953 Кикусуй-хоко восстанавливается окончательно и принимает участие в процессии впервые за 88 лет. С этого же года жеребьевка порядка повозок проводится перед зданием городского муниципалитета. Ещё годом спустя, после 18 лет забвения возрождается процессия Неримоно. Возрождается, впрочем, с основной целью - обеспечить студентов подработкой, а потому быстро забывается снова в 1961 году.
А затем Япония входит в период быстрого экономического роста, и начинаются обсуждения, а что же делать с фестивалем, который перекрывает движение транспорта в центре города. В результате чего в 1956 изменяется маршрут саки-мацури. Процессия, которая до того двигалась по улице Сидзё и, доходя до Терамати-дори, поворачивала на юг, теперь стала поворачивать на север и продолжаться до Ойке-дори, на которой даже были установленны платные сидячие места для наилучшего обзора.
1957 год отмечал 10й год послевоенного возрождения фестиваля. Мэром Киото учреждается тематическая премия, выпускаются юбилейные сигареты, производится аудиозапись фестивальных мелодий в исполнении Симакура Тиёко и Ямагата Хидео.
А уже в 1961 году маршрут саки-мацури снова меняют. Улица Каварамати казалась организаторам удобнее Терамати и маршрут сдвинулся чуть-чуть на восток. Больше саки-мацури мучить не стали. Именно в виде 1961 года процессия и известна всем нам.
Вот схема, как менялся маршрут процессии. Прошу прощения за кривое фото, гугль мне симпатичные схемы давать отказался:
В 1962 году под улицей Сидзё ведется строительство железнодорожной линии Ханкю, делая проход процессии невозможным. В тот же год как Объекты Важного Культурного Наследия регистрируются уже сами повозки, а точнее 29 из них.
В 1963 интерес к фестивалю резко снижается. Из-за того, что не находится достаточного количества желающих тянуть тяжелые повозки по городу, фестиваль задерживается, а несчастная повозка Хосё-яма, которой в итоге так и не хватило волонтеров, снимается с колес и переносится на руках. И вот в 1966 году две процессии сливаются в одну. Повозки проходят по городу только 17 июля. А вместо ато-мацури организована красочная процессия с цветочными зонтами ханагаса.
В 1968 году в парке Маруяма строится Gion Yamahoko Hall и 10 повозок выставляются в нем для обозрения. Там же состоится премьера фильма "Гион-мацури" с Накамура Кинносуке в главной роли.
В 1977 году строится киотское метро. Фестивальные повозки, которые из-за этого не могут вернуться на свои места через Карасума-дори, чуть продлевают свой путь и возвращаются на места по Синмачи-дори. И делают так, кстати, до сих пор, и никто почти их там не ждет. Так что фотографировать повозки нужно таки идти туда. Так в следующем году и сделаю.
В 1979 процессия повозок на Гион-мацури снова признана чем-то важным и охраняемым. Выглядел же фестиваль 70х примерно так:
Затем на протяжении нескольких лет в процессию включались всё новые и новые возрожденные повозки. А в 1992 году организация по сохранению фестиваля Гион стала корпорацией.
В 1994 году проводится, судя по описанию, офигительно мероприятие. Со всей страны в Киото сгоняются повозки ямахоко, когда-то взявшие за свою основу дизайн повозок Гион-мацури, и 16 гигантов проезжают по городу, знаменуя собой общенациональный фестиваль Гион.
Ну и к чему всё шло, в 2009 году фестиваль Гион зарегистрирован как Объект Культурного Наследия ЮНЕСКО. А затем начинаются дискуссии о возрождении фестиваля в его былой форме, заканчивающиеся тем, что с 2014 года обратная процессия ато-мацури возрождается и проходит по тому же маршруту, что и саки-мацури, лишь в обратном направлении.
А в прошлом 2015 году состоялось ещё одно большое для фестиваля событие. Впервые за много-много лет в процессии принял участие Оофуне-хоко.
На чем наш, оказавшийся совсем не кратким, экскурс в историю фестиваля предлагаю считать законченным.