+Рий. День 3. О Хорю-дзи и традиционных демонических оленях
Jan 28, 2015 16:27
Пока Рий ещё не решила меня погрызть за то, что я столько времени тяну с отчетом (этим и следующими, у нас была очень насыщенная осень), продолжаю.
На третий день мы чисто теоретически собирались расслабленно гулять по Нара - добрести наконец-то до старой части города, пожмякать олеников, опять посомневаться, а пролезут ли некоторые через ноздрю Будды или застрянут в ней, как самые настоящие Винни Пухи, но в итоге, кажется, прямо по пути, Токи осенило, что прямо под боком от Нара находится Хорю-дзи (Храм процветания закона [Будды]), до которого я по причине наличия на пути Нара, разумеется, так и не доехал.
При Хорю-дзи имеется административное здание тире небольшой музей, в котором объясняется, кто, когда и как комплекс строил. Вопрос "когда" впрочем, особых проблем с ответом, кажется, не вызывает. С учётом того, что строили храм однозначно в бородатый период Асука (538-710), точное указание на 607-611 года немного впечатляет. Хотя ничего удивительного - если в Японии где-то что-то не задокументированно, это роковая случайность или очередной из миллионов пожаров, которые полыхали в деревянно-бумажной стране на протяжении веков. Кто строил храм - тоже не вопрос. Строили принц Сётоку Тайси и императрица Суйко, исполняя предсмертное желание императора Ёмэя (умирать император, на самом деле, не очень хотел, и храм он планировал построить для собственного выздоровления, но так уж вышло). Соответственно, главной статуей храма является Будда-целитель Нёрай (изображения которого, к слову, очень просто отличить от изображений прочих будд, потому как в одной руке он держит баночку с лекарствами, а ладонь второй обращена к смотрящему "не преживайте, - мол, - всё будет ОК"). Таким образом, Хорюдзи - один из первых буддистских храмов Японии, располагающий на своей территории старейшие сохранившиеся в мире деревянные постройки (даже несмотря на то, что согласно Нихон Сёки 30 апреля 670 года храм выгорел дотла - что, впрочем, бурно оспаривается историками начиная с 19 века), одну из немногочисленных оставшихся в Японии пятиярусных пагод и 190 национальных сокровищ различного калибра. В 1993 году всё вышеперечисленное привело к тому, что Хорю-дзи стал первым объектом в Японии, внесенным в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. А "зевающие" (на самом деле глубоко скорбящих) товарищи на фотографии - одно из изображений внутри пятиярусной пагоды. Выполнено из земли.
3.
Дальше можно посмотреть диораму о процессе строительства пагоды. На заснятой стадии самое начала строительства - стоят только две опорные колонны.
4.
А вот уже почти готовые первые два этажа и бодро бегающие по ним рабочие.
5.
Что делает этот товарищ с серьёзным лицом, я забыл. Но судя по форме, кажется, что колонны для главных ворот. Они сделаны по хитрой системе, когда для колонны берется не целое дерево, как это обычно бывает, а четверть одного огромного ствола. При обычном методе годовые кольца целиком оказываются внутри и со временем, рисуя радиус в окружности, в колонне появляются трещины. Если же годовые кольца оказываются в колонне лишь в качестве дуг, даже в сложных климатических условиях, трещины не появляются.
6.
Затем идет длинный ряд плакатов, поэтапно объясняющих процесс строительства пагоды. Прошу прощения у всех англо-нечитающих. Но у меня сейчас очень мало свободного времени, а отдыхать я по-прежнему люблю.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Мороженое со вкусом аннин-дофу.
13.
Ворота на территорию храмового комплекса. Сравнительно новые - всего 1438 год, эпоха Муромачи.
14.
15.
А это уже ворота, ведущие в сам Хорю-дзи и виднеющаяся на заднем плане пагода. крупным планом я их почему-то не заснял, а глиняные скульптуры хранителей этих ворот, меж тем - старейшие в Японии (хотя они чуть новее самого храма, ибо уже Нарские)
16.
Те самые вырезанные по хитрой системе колонны. Необъятные. Представить себе дерево, в окружность сруба которого таких укладывается 3-4 штуки мне сложно.
17.
Главный холл - Kondo, в котором находится бронзовая статуя Будды Шакьямуни (период Асука), выполненная в честь принца Сётоку известным (учиться и учиться, Токи, в первый раз вижу это имя) скульптором Тори, сидячая статуя Будды Якуши Нёрай (изготовленная в честь императора Ёмэя, тоже Асука) и сидячая статуя Амида Нёрай (изготовленная в честь матери принца много позже - в период Камакура) - выглядит эта композиция вот так. Сам же холл много раз пересобирали заново, так что по некоторым сведениям от первоначальных материалов в нём осталось всего 15-20%. С учётом того, что холл выполнен из дерева...
Это здание - новострой уже в прямом смысле слова - 1998 год. Интересно то, что у него внутри, потому что не все, но многие из мелкокалиберных сокровищ Хорю-дзи находятся именно в нём. И эти сокровища стоить видеть - авторитетно заявляет Токи, как в общем-то не большой любитель рассматривания коллекций среднестатистических храмовых сокровищниц. Шаблонные представления о буддистской скульптуре тут периодически рвутся, история изменения стандартов красоты в оной скульптуре прослеживается невооруженным глазом и без необходимости бегать туда-сюда и сравнивать, а возможность украшать что-либо крыльями жуков долго ещё не хотела укладываться в моей голове.
29.
30.
Повпечатлялись, и можно опять поесть. Мороженое со вкусом каштанов и винограда.
31.
32.
А Нара мы внезапно попали на парад в честь чего-то незвестного, но очень торжественного. Присутствовал оркестр, девочки в гимнастической форме и красивые машины.
33.
34.
35.
36.
37.
И дальше начались нескончаемые олени.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Потом мы ещё немного побродили по территории парка, пофотографировали Рий с фонарями и фонариками и вернулись к пагоде, которая показалась нам интересным объектом для практики съёмки в ночное время.