У нас прошла первая полноценная учебная неделя. Если, конечно, а) наш отдых можно назвать учебой; б) из 20 человек в классе хотя бы половина относится к происходящему с малейшей долей серьёзности. Вообще говоря, одноклассники постепенно начинают меня раздражать. Разве что новоприбывшие пока радуют. Но про них ещё рано делать какие-либо выводы. К тому же я не жаловаться пришел. Потому как начинать в таком случае придётся с главного - с себя. Любимого, но неуправляемого. Из неуправляемости каковой растёт в итоге столько проблемьих ног, что сороконожки при виде их должны от стыда обращаться в гусениц. А вообще у нас тут всё хорошо и прекрасно. И даже не холодно больше (хотя температуры всё те же, просто я наконец-то к ним привык).
В третий раз меня понесло в Тофуку-джи, потому что за два предыдущие визита я так и не удосужился посмотреть на местный сад камней. Теперь я понимаю, что нанесу Тофуку-джи ещё как минимум четвёртый визит, ибо зимой местный мох явно чувствует себя не очень комфортно, а солнце светит не так пронзительно ярко, как мне хочется его там видеть.
А всего месяц назад все эти голые деревья горели момиджи...
5.
Знакомьтесь, мох. Мох обосновался на своём месте в северном саду зала ходжо в 1939 году - совсем недавно - и буквально пахнет замечательным, постоянно открывающим что-то новое и ещё не испорченным вездесущей компьютерной графикой дизайном первых двух третей 20-го века. Неизменно выданная мне на входе брошюрка сообщает, что сад камней Тофуку-джи - единственный в своём роде, потому что сад окружает все четыре стороны павильона. И композиции, расположенные с трех из них имеют определенное значение. Про шахматный мох написано лишь, что он очень хорошо смотрится на фоне красных момиджи. Кто бы спорил! Но то, что не имеет установленного значения, может быть понято воспринмающим, как ему угодно. Что вижу на этой фотографии я: там, где мох окружен ровными рамками камней, он пушист и зелен. Он знает, что ему делать можно, а что не следует. Он размеренно и спокойно процветает на выделенном ему участке земли. И очень красиво смотрится в тандеме с окружающими его камнями (и окружающим их мхом~). Мох на необрамленной территории хаотичен. Он растет клочками, тонким слоем и имеет не самый здоровый цвет. Этот мох постоянно в метаниях - у него слишком много территории и он просто не знает, что с ней делать. Не знает, какой участок лучше выбрать для произрастания, откуда начать и где закончить своё распространение по территории. Он сам по себе. И ещё он там совершенно один. И это я не о том, что границы лучше свободы. Я о том, что красота появляется в тот момент, когда объект находит подходящее для него место в мире. И когда находит что-то, с чем можно взаимодействовать.