Эпизод 46. Большая авантюра Тоса В сентябре 3-го годя Кэйо (1867) Рёма приплыл в Тоса и привёз с собой 1000 ружей, в надежде на то, что если не в Тёсю, то хоть тут "глобус" сработает. Ямаучи Ёдо выгруженные прямо в замке ящики с ружьями не нравятся, настырный Гото тоже не радует. Но на размышления наводит. А пока встреча с Ямаучи Ёдо висит под вопросом, Рёма отправляется домой. Семья Сакамот претерпела небольшие изменения в составе (минус мачеха, плюс ребенок Харуи), в остальном же всё осталось по-прежнему. И вскоре по поводу приезда Рёмы утраивается праздничный ужин.
[О делах Ятаро в Нагасаки, петиции о Тайсэй Хокан и наконец-то снова о прекрасной семье Сакамото]Ятаро же в Нагасаки продолжает шагать по пути создания собственной торговой компании. Попавшие из отдаленной провинции в центр событий и окунувшиеся в царящие там настроения Джоши поддерживают его в этом начинании и даже помогать просятся. В общем, в Нагасаки пока всё хорошо и спокойно. Чего не сказать о поднятой на уши Тоса, которая, как и её правитель, до сих пор не пришла к единому мнению в вопросе о выборе сторон. За перемены выступают в основном Каши, против - Джоши, и тут всё понятно, потому что когда сытно и вольно, менять ничего желания не возникает, а когда наоборот - руки чешутся. Всё, как пел кот Леопольд (если ______ , это хорошо, а когда наоборот - плохо).
Меж тем Гото всё же добивается встречи Рёмы с Ёдо. И Рёма без лишних промедлений начинает говорить о деле: напишите, мол, господин, письмо вашему другу сёгуну, пусть отречётся, так всем будет проще. А потом ещё раз и с извечным пафосом пересказывает, что в стране сейчас не так, и как надо жить правильно. Ёдо слушает, спрашивает, а потом уходит.
А это просто так, Гонпэй и кактус. Кактус и раньше мелькал в кадре, но первым планом только тут. Рёма обещает брату после достижения своей цели вернуться домой и продолжить род Сакамото. Ямаучи Ёдо пишет петицию о воплощении Тайсэй Хокан. На вопрос, почему Рёма верил в то, что Ёдо напишет письмо Токугава, Сакамото ответит: потому что вы навещали Такэчи-сана в тюрьме.
Гото с Рёмой во второй раз пожмут друг другу руки.
На берегу моря Рёма снова пообещает О'Томэ, что они всей семьёй отправятся путешествовать по миру. "Следующей весной" - скажет он. До следующей весны Рёма не доживёт. Обратный отсчёт: 40 дней. Занавес. Экскурсия про последнее пребывание Рёмы в Тоса. Забавности перевода японского субтитра, в ходе которого мы замучили jisho и google-переводчик: Рёма скрывался в сортире (он жил во флигеле). А что за зверь такой камень 袂石 ( たもといし / tamotoshi) мы так до конца и не поняли. Большой камень, похоже вместилище очередного синтоистского божества, потому что на некоторых фотографиях на него надета всем хорошо знакомая белая бумажная гирлянда, название которой я если и знал, то определенно очень качественно забыл.
Эпизод 47. Переданная власть Киото, октябрь 1867 года. Эдзя най ка во всей своей пестроте.
А Ятаро постепенно налаживает дела своей компании - все готовятся к войне и новые ружья расходятся, как горячие пирожки. Рёма планы Ятаро как всегда своими выходками портит. Торговцы Нагасаки, замечательные как единый образ (а Оура и Гловер и сами по себе) с интересом наблюдают за развитием событий и болеют скорее за Рёму, чем за собственную выгоду, которую сулит война.
Рёма тем временем ищет встречи с Нагаи Генба. Вокруг Нагаи телохранителями бегают Шинсенгуми. Что удивительно - Рёму на этот раз не узнают, хотя вечный местный состав Кондо+Хиджиката+Окита+немного массовки его уже много раз видел. Кстати, про Окиту: во-первых, он до сих пор резво бегает в патрулях, хотя уже октябрь 1867; во-вторых, Рёма так быстро и уже не в первый раз его скручивает, что становится окончательно и бесповоротно обидно за представительство Шинсена в дораме.
Но Рёма всё же добивается своего и говорит с Нагаи, чем запускает очередную цепочку влияний всего на вся. Нагаи высказывает своё мнение Токугава -> Токугава вызывает на совет всех находящихся в Киото представителей кланов -> Сацума и Тёсю приводят войска в полную боевую готовность -> Рёма пишет Гото, что в случае провала Тайсэй Хокан, он вызывает из Нагасаки Кайентай и намерен спасать страну ценой головы Ёшинобу. А Ятаро экстренно распродаёт все ружья. Никто не может с точностью предсказать итоги собрания, и все должны быть готовы к любому из двух результатов.
13 октября обсуждение состоится. Участие в нём примут Токугава Ёшинобу и Гото Шоджиро. Остальные 39 представителей, включая Комацу Татэваки, промолчат.
Вечером, пока результаты сорвавшегося совещания ещё не известны, а сделать уже всё равно ничего нельзя, Рёма, Муцу, Токичи и не то Чия Тораноскэ, не то Такамацу Таро (я их до сих пор путаю, да) смотрят на полярную звезду и мечтают о новом плавании. Утром же Рёму разбудит улизнувший из-под домашнего ареста Кацу Кайсю. Начало на 29-й минуте - не пропустите ;) Хотя вообще-то Кацу пришел по делу. Если Ёшинобу всё же осуществит Тайсэй Хокан, кто-то должен будет сдержать рвущихся в бой Са-Тё и показать новый путь оставшимся не у дел вассалам Токугава. Рёма обещает. И в этот же момент влетевший в дом Муцу сообщает о том, что Ёшинобу отрёкся. 14 октября 1867 года правлению сёгуната Токугава пришел конец.
Сацума, Тёсю и многие вассалы Токугава разом подумали о том, что Рёмы быть не должно. Причём давно, но все они непростительно надолго затянули с решение этого вопроса. А Рёма красиво попрощается с Кацу, ещё раз обещав ему изменить страну, потому что Тайсэй Хокан оказалась вовсе не концом, а началом преобразований. Это же было очевидно! - скажет Кацу. И под шум ещё не закончившейся суматохи Эдзя най ка Рёма снова станет что-то писать с той же нетерпеливостью и погруженностью, как 8 корабельных пунктов. Отличительный признак этого документа - три кружка. Но о них чуть дальше. Обратный отсчёт: один месяц. Занавес. Экскурсия про отречение Ёшинобу в замке Нидзё-дзё, письмо Рёмы к Гото и прибежище Кайентая в Киото.
Эпизод 48. Дух дракона Начало у эпизода как минимум странное, как максимум дурацкое: Рёма встречает на берегу всех своих умерших товарищей разом. Товарищи хором кричат, что Рёма молодец и скоро будет с ними. Короче говоря, помрёт. Рёма улыбается и просыпается. А теперь вернёмся к оставшимся под вопросом в прошлом эпизоде трем кружкам и документу, их содержащему. Документ этот - программа из 8 пунктов для нового правительства. Т.е. практически всё те же 8 корабельных пунктов. А кружки предназначаются для того, чтобы вписать в них имя главы нового правительства. [О планах Рёмы насчёт состава нового правительства, растущих недовольствах со всех сторон, Ятаро и слитой концовке]А дальше Рёма делает окончательно самоубийственный жест - рассылает письма с программой в кучу адресов, чтобы все гадали, чья кандидатура достойна занять это место. И все гадают. И им приходит в голову столько неприятных мыслей, что останься Рёма в живых и я бы серьёзно задумался о природе происхождения сего мифического существа. Мацудайра Шунгаку его предупреждает окольным путем, пытаясь показать природу власти. А Ятаро предупреждает в своей стандартной манере "терпеть тебя не могу, но ты по сторонам смотри внимательно и вообще имей в виду", но уже практически прямым текстом, что Рёма играет уже слишком долго и начинает делать слишком опасные ходы. Рёма, похоже, тоже понимает обстановку - странно было бы, если бы не понимал. Но не то действительно ему жизни не жалко, не то после стольких прецедентов он думает, что и на этот раз всё как-нибудь, да уладится, но о принятии даже минимальных дополнительных мер по защите собственной безопасности речи не идет.
Тем не менее умирать Рёма не хочет даже больше, чем обычно: у него уже есть грандиозные планы на будущее, наобещать всего на свете разным людям он тоже уже успел. А в письме к О'Рё просит её выучить английский и упоминает о том, что поручил Кайентаю составление англо-японского разговорника.
А бурное обсуждение кружков продолжается. Тёсю уговаривают Кидо поехать в Киото на обсуждение, а Накаока убеждает Сайго повременить с выводами и отправляется проверить Рёму на предмет Токугавоприверженности. По пути нарывается на Шинсен всё в том же коронном составе и начинает драться с Кондо. В итоге Кондо порежет руку и укусит Накаоку.
А потом они отскочат друг от друга, побеседуют о планах на будущее и разойдутся.
Следующая же сцена состоится с Ятаро. Мне, к слову сказать, Ятаро крайне симпатичен как персонаж, говорить о нем, как о реальной исторической личности я пока не готов, а те немногие известные мне факты весы ни в одну из сторон пока не сдвинули. Ятаро получился очень живой: с постоянным вызовом себе и всему миру; знающий грани и пределы, но старающийся за них не заходить; готовый пойти на риск, но лишь предварительно рассмотрев все варианты; умеющий крутиться и делать вид, что прогибается, немедленно возвращаясь в собственное "я" при отпадении необходимости; временами злой или просто раздраженный, но так же искренне и радостный. Ятаро получился даже слишком живой, всё же умения изображать несколько карикатурных, _подчеркнутых_ образов, идеально передающих содержание и не раздражающих при этом приторностью, у Кагавы Тэруюки не отнять. И поэтому следующую сцену я просто процитирую - без видео мне её всё равно не передать. Ятаро здесь встречается с будущими убийцами Рёмы, вышедшими его искать:
- Что вы хотите сделать с Рёмой? Убить хотите? Кто вы такие? Сторонники Бакуфу? Шинсэнгуми? Или Мимаваригуми? Или Сацума? Или Тёсю? А может, проигравшие в споре об Ироха Мару Кисю? А может вас прислал Губернатор Нагасаки? - Сколько же людей ненавидят Сакамото. Ты один из них? - Именно! Этот парень заслуживает смерти! Постойте! Постойте! Однако... Однако Рёма не сделал ничего... Ничего, за что его можно бы убить. Он... он думает только о Японии. Он может перейти черту, но у Рёмы никогда не было дурных намерений. Чёрт! Не убивайте Рёму! Постойте! Постойте! Не убивайте его! Не убивайте! Не убивайте!
Дальнейшие события всем прекрасно известны: Накаока приходит к Рёме, они обсуждают состав нового правительства и выборы его главы, которые должны были состояться по задумке Рёмы, Рёма просит приготовить ему шамо-набэ. Затем в дом врываются пятеро самураев - приверженцев не существующего уже Бакуфу, поднимаются на второй этаж и смертельно ранят Рёму с Накаокой. Кровищи в кадре получается слишком мало для количества ран, которые были нанесены ранее, потому что судя по количеству поразивших цель ударов, господа революционеры должны были походить на два решета. После ухода убийц они ещё довольно долго проговорили ни о чём - довольно неплохой до этого момента эпизод был напрочь перечеркнут всего парой минут экранного времени. Гораздо лучше, мне кажется, раз уж господа всеми силами пытались занять остаток времени, было бы показать, как их нашли, и дальнейшее весьма сумбурное окончание можно было тоже сделать куда вразумительней. Если говорить проще, концовку слили вчистую. Последний раз занавес. Экскурсии про убийство Рёмы, Накаоки и Токичи в Оми-я, начало истории компании Мицубиси, конец жизни Ивасаки Ятаро и его дневниковые записи о Рёме.
Ещё немного про последние экскурсии: если к предыдущим трем мы смогли найти японские субтитры и, воспринимая на слух и взгляд одновременно, смогли без особых усилий сделать перевод, то к последнему эпизоду субтитры были только корейские. С ними и японским голосом, мы, конечно, тоже перевели - невыполнимых задач не существует. Хотя смеялись в процессе очень долго. И было над чем: гугль-преводчик переводит корейское написание Кайентая (в латинице это выглядит как haewondaedaewondeul-ui, оригинала у меня не сохранилось) как Sea Monkey daedaewon. Морские обезьяны, значит. Или вот дневниковые записи Ятаро можно понимать весьма двусмысленно: вообще-то он пишет про встречу с Рёмой в одном из ресторанов и состоявшуюся при этом дружескую беседу. Но это если серьёзно переводить, а если нет, то выходит (особенно прекрасно с корейского, как всегда, потому что его мы не понимаем вообще), что Ятаро бил Рёму по рукам, пока не устал, но в итоге получил согласие на интим х)
Насколько смог я попытался показать, какой противоречивой и скачущей от края к краю получилась эта тайга: от идеального воплощения образа до полного слива, от скучнейших моментов к невероятно прекрасным, от ярких красок к темноте. Всё это много раз туда и обратно. Туда и обратно. Честно говоря, если бы мне предложили начать переводить Рёму сейчас, я бы отказался. Есть вещи гораздо лучше, чем эта, есть вещи, гораздо важнее и нужнее, чем эта тайга. И если бы я решил переводить что-то сейчас, определенно выбрал бы что-то другое (хотя пока у меня нет четкого намерения это делать и не могу сказать, что именно я бы выбрал). Но три года назад мы начали переводить именно Рёму. И мы наконец-то его закончили. Было интересно. И, надеюсь, не только мне)