(no subject)

Apr 06, 2021 14:00

На выставку Виноградова "Нарисованная жизнь" стоило сходить хотя бы ради того, чтобы посмотреть на весь этот свет, неправдоподобно синее море, портреты его жены в белых платьях на фоне этого синего моря, ради тихих усадеб, видов Риги и детских портретов.

Я честно хотела записаться на экскурсию, но мне не хватило билетов, поэтому я, как всякий честный жулик, подслушала экскурсию чужую.

И кстати хорошо, что отложила посещение до весны.
На самом деле собиралась ещё зимой, чтобы хоть немного эту нашу сами знаете какую зиму разбавить, но зимой вообще трудно куда-то ходить, особенно по Ленинградке, а тут и погода подошла, и картины на эту погоду прекрасно "легли" (я ходила на выставку 28 марта).
Если бы не трансляция показательных ЧМ в Стокгольме, можно было бы гулять и дальше, но тут дело такое. Праздник всё-таки.

Так вот, Сергей Арсеньевич Виноградов.
Я припоминаю, что видела что-то где-то, в репродукциях, на картинках, может и в интернете, это всё слишком похоже на импрессионистов ("Вид на Кремль из Замосковоречья")



или на Дега ("Балет", пишут, что это или "Корсар" или "Талисман"),



поэтому такую красоту я пропустить не могла.

Это совершенно солнечная живопись, с усадьбами, дачами, цветочными клумбами и детьми.
Виноградов, как я подслушала на экскурсии, принципиально рисовал красивое, даже прекрасное.
Не знаю уж, правда ли это, но жизнь на картинах и правда другая - светлая, яркая, наверное немного выдуманная, война и революция проходят мимо, а тут всё радостное и лёгкое. Я такую концепцию одобряю.

"Алупка"


"Дама на балконе" ("На солнце")
Это жена Сергея Виноградова, Ирина Казимировна Войцеховская.
Они вместе поехали в Крым в 1915, Ирина Казимировна стала его музой, поженились они позже - и были неразлучны до самой смерти художника. Умер он кстати в Риге.


"Летний день. Крым"
Это тоже Ирина Казимировна.


"Алупка. Крым"


Виноградов был не только художником, он ещё и консультировал московских коллекционеров - например Морозовых, ездил с ними в заграничные поездки, помогал приобретать полотна тех же импрессионистов, бывал у них в гостях, где снова рисовал мирную дачную жизнь в усадьбах.
Глядя на эти картины, и не поймёшь, что где-то идёт война (портреты Ирины Войцеховской в Крыму написаны в 1915 году), а впереди вообще 1917.

"Кафе ночью" (это ещё 1901 год)


Картина написана под впечатлением от Парижа, первой поездки Виноградова во Францию.
Виноградов восхищался Ренуаром, Моне, Дега, и собственно во многом благодаря ему мы можем ходить в тот же Пушкинский и смотреть на коллекции Ивана и Михаила Морозовых.
Интересная деталь - Михаил Морозов новые приобретения показывал во время воскресных завтраков, и Виноградов после в своих мемуарах писал, что запомнил аромат дорого табака и розового шампанского. Почему розового? Только на этой выставке я узнала, что до вечера классическое шампанское пить - это плохой тон, к завтраку положено подавать розовое :) Буду иметь в виду.

"Играет"


А это ещё одно поместье, где любил гостить Виноградов - Головинка, в Тульской губернии.
На картине - Софья Мамонтова, пережившая и революцию, и войну, и СССР.

А вот и сама Головинка


Имение принадлежало младшему сыну Саввы Мамонтова.
Головинку Виноградов писал много, в разное время года, при разном свете, и сами видите - цвет, дворянское гнездо, усадьба с розами.
Кстати не только Головинку - он и в Ясной поляне былал, и с Толстым знаком был, и с Шаляпиным, он вообще, как пишут, "знал многих, и многие знали его".

Главный дом усадьбы.
Елена Дмитриевна и Соня Мамонтовы читают в гостиной.
Здесь наверное не видно, но "живьём" там очень интересно рассматривать все переходы цвета, этот блестящий пол, свет в окнах.
На стене на картине кстати есть и монохромная картина - копия "Сикстинской мадонны" Рафаэля. Видите, слева?
Мамонтовы повесили эту репродукцию в память о путешествии по Италии, где их сопровождал Виноградов.



Вот ещё тот же дом


И ещё


Честно говоря, у Виноградова даже портреты крестьян выглядят как рисунки для коробки конфет.
Вот "Тульские бабы" например


Или "Солнечный денёк"


Это Никольская часовня Варваринской церкви, в Плёсе, сохранилась до сих пор.

Картины на выставку собирали из самых разных музеев по всему миру, из российских, из Риги, из Минска, из частных коллекций.
Дело в том, что вдова художника после его смерти перебралась из Латвии в Канаду и продавала там картины, поэтому они разошлись по миру. Чудо, что в условиях всей этой истории с ковидом их вообще собрали. Например из Риги привезли не всё что планировали.

Чудесные девочки на его картинах.
"Пишет" (это снова Соня Мамонтова)


Всё-таки жену Виноградов рисовал с особой любовью.
Вот картина с историей - "Портрет жены художника в интерьере"


Ирина Казимировна здесь в особняке на Софийской набережной. Сейчас это особняк посла Великобритании, тот самый, нежно-голубой, но здесь, на картине - это ещё особняк сахарозаводчика и мецената Павла Ивановича Харитоненко (хотя уже нет, это 1919 год). С его семьей Виноградов был дружен, помогал со собором коллекции живописи. В 1918-1919 годах Виноградов был назначен хранителем уникальной коллекции в особняке - "имел я на охрану «мандат». Там Виноградову пришлось три дня защищать коллекцию и особняк от банды анархистов, возглавляемой бывшим актером Мамонтом Дальским. Были сложные переговоры, я уж не знаю, как он три дня уговаривал этих людей ничего не трогать, но связался с Коровиным, тот ещё с кем-то, в итоге кто-то связался с Троцким, он и помог.
Но на Виноградова это всё произвело такое впечатление, что он принял решение уехать из страны, потому что страна не в состоянии защитить культурные ценности.

Для понимания картины мира - "Демонстрация на Невском" (Виноградов умудрился войти в те годы в в комиссию по оформлению московского Кремля к первой годовщине революции)


Демонстрацию здесь не разглядеть даже в выставочном зале. Это не революция, это какой-нибудь парижский бульвар Писсаро.
Там были на экскурсии дети, экскурсовод спросила, что дети думают про нарисованный праздник. Дети решили, что раз праздник, значит Новый год. С другой стороны что нынешние дети знают про ту революцию? Им поди Ленина даже в комиксах не рисуют.

В итоге он вошел в оргкомитет по организации в Америке выставки современного русского искусства, после которой не вернулся и остался в Риге.
Кстати вместе с ним выставкой занимался и Константин Сомов, оставшийся в итоге в Париже.
Ну а например Грабарь вернулся обратно в Россию.
Выставка, как рассказали, имела большой успех.

Вот эта картина написана уже в Латвии, в имении Лоборж (Латгалия), а владел им когда-то Жемчужников (один из создателей Козьмы Пруткова).
"Женщина в русском национальном костюме"


В усадьбе сохранилось много старинных костюмов, предметов быта. Один из сохранившихся костюмов - как раз на этой женщине.

А это - "Зимний пейзаж. Вид на Ригу"


И "Вид на православный собор в Риге"


В Латвии он как будто и не уезжал - писал крестьян, женщин в русских костюмах, усадьбы, преподавал живопись в студии Богданова-Бельского.

Вот тут видно, что этот крестьянский мальчик - не наш, а латышский


А эту "Купчиху" он нарисовал в Риге, незадолго до смерти - как сказали, тут видна тоска по Родине (самовар, баранки и прочее)


Мне конечно хочется утащить сюда всё - и прекрасную "Южную ночь


И таинственную "Красную дачу"


И несравненную испанскую танцовщицу Отэро


Но это невозможно.
То есть всё возможно конечно, но наверное и так хорошо.
Например "Зимний пейзаж" на экране компьютера выглядит обычным российским зимним пейзажем, а на выставке он сверкает - как настоящий снег под солнцем.
А "Ночной сад" на мониторе выглядит как какая-то темная репродукция, и ни капли таинственности и аромата сирени в цифровом изображении нет (а между тем он есть - и какой!).
Мне конечно хочется утащить сюда все картины женщин в белых платьях на фоне синего-синего моря, они выглядят как открытки и напоминание о какой-то иной, очень счастливой жизни.
Жизни нарисованной.

Я рада, что всё-таки дошла до этой выставки.

И я не могу не показать лицо самого Сергея Арсентьевича Виноградова - он удивительно красив.
Такие лица - у Рахманинова например похожее лицо - мне очень нравятся.
Сам он был родом из Костромской губернии, из семьи священника, состоял в "Мире искусства" и был одним из основателей «Союза русских художников». Слыл большим модником, но благодаря его чутью на моду в искусстве у нас есть портрет Жанны Самари :)

Автопортрет


И ещё один, поздний


Жалею, что не сфотографировала фотографии - на выставке был прекрасно сделанный стенд с фотографиями и вехами биографии. В интернетах фотографий мало :(




москва, картинки

Previous post Next post
Up