Београд - Музеj ваздухопловства. Часть 4

Mar 10, 2018 22:41

Труд всей жизни надо бы завершить.
Даже спустя два года, раз уж время есть.

Закончила я на Спитфайере, Supermarine Spitfire Mk Vc/Trop, он в Белграде тоже есть, куда же без него...
Тут вот при мне забрели какие-то бритиши целой семьёй в музей. Единственные посетители кроме меня :) На фото представитель семейства, который просто фотографировал всё подряд, фотографирует Спит.



Музейный экземпляр построен в 1943 году, номер - YAF serial 9489, c/n 17545, и он снова единственный в мире. Единственный в мире сохранившийся Mk V с тропическим воздухозаборником с пылевым фильтром. Ну а в музей он попал в 1961 году, после того, как поработал в разведке.
А таким он прибыл в музей



За ним, в тени практически, притаился маленький-маленький Link Flight Trainer AN-2550-1 - тренажер, названный "Линк" по имени инженера Эдварда Линка.
Кодовое название - "синий ящик" :) Ну потому что синий.


Для ВВС Югославии такие тренажёры приобретались трижды - в 1939 и после войны, в 1945 и в 1946 годах. Этот экземпляр был передан в музей в 1992 году, из аэроклуба Franjo Kluz в Земуне.
Считается, что он позволял будущим и тренирующимся пилотам испытать ощущение реального полета,а инструктору - отслеживать действия ученика в режиме реального времени.

А следом стоит истребитель Яковлев ЯК-3.
Наш советский ЯК-3, снова единственный - как они утверждают в музее, единственный подлинный, аутентичный ЯК в мире.


Идея самолета проста - "simplicity doesn’t mean backwardness” (простота не означает отсталость). Первые ЯК-3 попали в ВВС Югославии в конце 1944 года и по-прежнему носили маркировку советских ВВС. Летали в составе 112 и 113 полков, командиры - Sava Poljanec и Miljenko Lipovšćak.
После войны было несколько инцидентов с союзниками, связанные с ЯК-3. Югославские пилоты в ответ на провокации союзников сбили несколько западных самолетов. Например пилоты Dragomir Zečević и Dragan Stanisavljević в августе 1945 сбили американский самолет C-47, вторгшийся глубоко в воздушное пространство Югославии без соответствующих разрешений. Спустя 10 дней пилоты Vladimir Vodopivec и Milorad Knežev, снова на ЯК-3, сбили ещё один C-47, а в октябре того же года пилот Željko Čermelj заставил сесть на аэродроме в Нише очередной С-47, на сей раз британский.
В 1953 году в распоряжении югославских ВВС было всего 15 Яков, и они были переданы в учебные подразделения, а в 1957 - окончательно выведены из обращения.
Музейный экземпляр построен в 1945, YAF serial 2252, c/n 8545.

Таким он прибыл в музей


И вид сверху


А в музее рядом с истребителем ЯК стоит штурмовик ИЛ-2, Ilyshin Il-2m3 Shturmovik.
Легендарный самолёт, и я только сегодня видела очередной автомобиль с наклейкой ИЛ-2 на борту. Все хотят быть штурмовиками :) Ну или не все готовы признать себя танкистами, но готовы порулить "летающим танком".


Первые ИЛ-2 попали в югославские ВВС в конце 1944, в Земун, для перевода летчиков на новый тип самолетов. После войны именно ИЛ-2 стали основными самолетами в югославских ВВС, ичасть из них частично модифицировали на заводе "Икарус". Выведены из эксплуатации в 1955 году, музейный экземпляр прибыл в Белград в подарок из Болгарии в 1961 году, номер YAF serial 4154, c/n 308831.



Большой, тяжелый Republic F-47D-40-RE Thunderbolt, разработка конструктора Александра Картвели.



Что тяжелый - это не я сказала, это он считается самым тяжелым одноместным самолётом в Второй мировой.


При этом у этого тяжеловеса были исключительные летные характеристики, мощное вооружение и устойчивость - но при этом конечно же большой расход топлива по сравнению с другими самолетами.
Первые Thunderbolt поступили в югославские ВВС в 1951, в рамках программы взаимопомощи, от американцев. Всего в ВВС страны поступило до 150 таких самолетов, и выведены из эксплуатации они были лишь в 1961 году.
Музейный экземпляр - бывший номер USAF 44-90464, в YAF - 13056, в эксплуатации с 1953 года, поступил изначально в Пулу (нынешняя Хорватия). Служил учебно-тренировочным самолетом в Сомборе, а в 1986 году передан в музей.


Ikarus S-49C рядом с ним выглядит изящным и небольшим.


Самолет начали создавать в 1948, за основу взяли наработки по созданию самолета IK-3, ещё довоенного.
Создавали его конструкторы Kosta Sivčev (руководил раотами), Ljubomir Ilić, Slobodan Zrnić и Svetozar Popović.
Сначала был создан вариант SD-49 A, оснащенный советским двигателем Климов ВК-105 (впоследствии двигатель заменили на французский, Hispano Suiza). Серийное производство начали в 1952 году на заводе "Икарус" (частично - на заводе "Соко" в Мостаре).
Пилоты называли эти самолеты Eses, и этот, музейный, YAF serial 2319, c/n 50, и он снова единственный сохранившийся в мире S.49C. Служил в 185-м полку, в Любляне и в Пуле, затем был переведен в 116 полк в Скопье. После выставлялся в техническом музее в Загребе, откуда и перебазировался в Белград в 1981 году, причем его поменяли на F-47D Thunderbolt.
Кроме того, в музее сохранился единственный в мире экземпляр S-49A (YAK serial 2319, can 0301118).






И переходим к Локхиду - Lockheed IT-33A-1LO




Первые два самолета этого типа приземлились на аэродроме в Батайнице ​​10 марта 1953 года и были переданы 117-му воздушному полку, прибытие транслировали по Радио "Белград".
Окончательно они были выведены из эксплуатации в ВВС в 1984, но пишут, что ещё летают Локхиды, служившие в том числе и в югославских ВВС. Надёжные машины, старожилы и ветераны. Естественно уже не как боевые машины :)
Экземпляр в музее - YAF serial 10024, US serial 52-9958 -изначально был тренировочным, а после - самолетом-разведчиков. Поступил на службу в 1954, как раз на авиабазу в Батайнице. Впоследствии эксплуатировался в Пуле, Скопье, Тузле и Загребе. Последнее место службы - в составе 515-й тренировочной эскадрильи, Батайница, откуда 13 января 1979 года был передан в Музей авиации в Белграде.



А экспозицию продолжает Republic F 84G-31-RE Thunderjet


Тоже разработка Александра Картвели, и этот самолет мог нести атомную бомбу. Прототип был создан в 1946 году. Thunderjet участвовали в корейской войне.
Первый такой самолет попал в Югославию в 1953, в состав того же 117 авиаполка, что и Локхид, в Батайницу. В 1955 году некоторые из этих самолетов были преобразованы в самолеты-разведчики RF-84G.
Музейный экземпляр, YAF serial 10525, USAAF 52-2939, попал в Югославию в 1953 году, и в 1954 году на нем совершил полет маршал Тито. Этот самолет служил в Скопье, Задаре и Серклье. В марте 1969 года стал самолетом-разведчиком и был перебазирован в Мостар, а в 1974 года был передан в Музей авиации.







Следующий американец в музее авиации Белграда - F 86D-50-NA Sabre Dog


F-86 Sabre - первый реактивный истребитель со стреловидным крылом, принятый на вооружение ВВС США.
"Long nose Sabre", как его прозвали пилоты югославских ВВС, поступил в Югославию довольно поздно, в 1961 году. Из 130 Sabre, попавших в Югославию, 30 немедленно разобрали на запчасти. Изначально базировались в Батайнице, из эксплуатации выведены в 1974 году. За время эксплуатации не более 40 самолетов использовались на службе, а 29 были модифицированы в самолеты-разведчики (версия IF-86D, вместо ракетных пусковых установок на них были установлены камеры K-24). Из-за сложной настройки оборудования Sabre были не очень популярны среди механиков и обслуживающего персонала югославских ВВС.

Самолет, который выставляется в музее, YAF serial 14102, USAAF 52-10023, c/n 190-748, был создан 29 сентября 1954 года. Он служил в составе 117 авиаполка в Загребе с 1961 года.





Среди самолётов - вертолет Sikorsky / Westland / Soko S-55 Mk-5


В 1949 году Игорь Сикорский спроектировал транспортный вертолет, который, помимо двух членов экипажа, мог перевозить на носилках 10 солдат или шесть раненых. Помимо США эти вертолеты также по лицензии производились в Великобритании. В ВВС Югославии они поступили как раз оттуда, четыре вертолета - в октябре 1957. Уже в 1961 их начали производить по лицензии на заводе "Соко" (Мостар), двигатели делали в Белграде. Это были первые вертолеты, построенные в Югославии.
Кроме транспортных модификаций S-55 и S-55-5, была также создана модификация S-55 Mk-7 - противолодочный вариант, для обнаружения подлодок, и эта модификация оснащалась поплавками, позволяющими приземляться и взлетать с поверхности воды. Первые два таких вертолета были получены из Великобританиив 1960 году, а еще четыре были изготовлены по лицензии на заводе «Соко» в Мостаре. Это были первые противолодочные вертолеты в югославской авиации, оснащённые к тому же самонаводящимися торпедами.
Из эксплуатации Soko S-55 были выведены в 1974 году.
Музейный экземпляр, YAF serial number 11714, c/n WA9-10-2319, был изготовлен на заводе "Соко", в Мостаре, в 1965 году, и был в летных подразделениях в Батайнице, Ниш и Дивулье.
В 1974 году передан в музей в Белграде.

Внешний круг первого этажа музея включает ещё два самолета.
Один из них - Folland Gnat F.Mk.1



Прототип этого самолета Fo 141 создал британский инженер William Edward Willoughby "Teddy" Petter (причем в музее утверждается, что при разработке он использовал идеи Яковлева), в 1956 году самолет совершил первый полет. В Британии на этот проект не обратили должного внимания, все разработки делались по личной инициативе конструктора. Но - самолет заметили в Финляндии и в Индии, там даже выкупили лицензии на производство самого самолета Folland Gnat и двигателей к нему. Самолёты использовали в 1965 году, в боях за Кашмир в Индо-Пакистанской войне.
Gnat производили вплоть до 1973 года, причем в Индии выпускали модернизированную версию Ajeet.



В Югославию первые такие самолеты прибыли в 1958 году, всего два, для испытаний. Но выяснилось, что самолеты дороги и сложны в эксплуатации, поэтому закупать или же производить их по лицензии не стали. Этот экземпляр, YAF serial 11601, c/n FL-14 (G-39-8), был передан в музей в 1963 году.





И последний в этом круге - дорогой наш друг МИГ-21 Микоян-Гуревич (помнится я очень обрадовалась, увидев его в Даксфорде).



Прототип совершил свой первый полет 14 февраля 1955 года, последующие модификации МИГов где только не летали (и где только не воевали!), практически во всех воздушных конфликтах своего времени.
Википедия говорит, что это самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории, также самый массовый истребитель третьего поколения. В процессе серийного производства неоднократно модифицировался в направлении повышения лётно-технических характеристик и развития функциональных возможностей (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик). Думаю, не врёт :)
И она же говорит нам, что МИГ-21 - самый распространённый военный самолёт в истории авиации. Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F7 снята с производства в 2017 году, как и двухместный JJ-7.
До сих пор состоит на вооружении в целом ряде стран (в том числе в Сербии и в Хорватии).
Ну и вообще - котик :)

В Югославию они, в модификации Mig-21F-13, впервые попали в 1962 году.
Музейный экземпляр, Mig-21F-13, (L-12), (YAF serial 22532, c/n 741702), поступил в ВВС Югославии в 1964, служил на авиабазах Батайницы и Приштины, в музей попал в 1981 году.
Также в музее выставляется модификация MiG-21R (L-14i).



И романтический снимок ночью :)


***

Штуковина.
Ну то есть радар Westinghouse AN/TPS-1D.


***

Песня от Николая Анисимова, на видео - ИЛ-2.

image Click to view

Сербия, самолёты, Музеj_ваздухопловства, Белград, картинки

Previous post Next post
Up