Београд - Музеj ваздухопловства

Apr 20, 2017 16:03

Про этот музей часто пишут, что достаточно забежать на часок перед вылетом.
Люди забегают, быстро щелкают сбитый в 1999 американский самолёт, уличную экспозицию, тот велосипед, из которого выкатилась сербская авиация - и что придётся. И убегают.
Это они конечно зря, хотя музей очень заброшен, и это видно.
Внутри всё пыльное, нет привычных уже интерактивных экранов, подписи к экспонатам выцвели часто до такого состояния, что прочитать их невозможно. Многие подписи сделаны и вовсе на печатной машинке! Переводов на английский почти нет, есть названия и краткие характеристики на английском - у самолетов. Но там, в музее, много других экспонатов, историческая экспозиция, чьи-то портреты, какие-то схемы, и можно лишь угадывать, что это - пытаясь прочитать сербские слова, напечатанные на пожелтевших от времени листах бумаги - конечно на печатной машинке.

Персонала в музее не так уж много - я увидела двух молодых людей на входе, мужчину постарше, и он присматривал за уличной экспозицией - и девушку, которая мыла пол. Всё. Ходишь там в одиночестве, никому до тебя дела нет.




На самом деле музей интересный (ну хорошо, мне интересны все музеи такого рода), и я совершенно не жалею, что туда отправилась.

В музей я решила поехать обычным городским автобусом, чтобы посмотреть на город и людей - ну и остановка Зелёны Венац, откуда все автобусы собственно и уходят, была не так уж далеко от моего отеля.
Это такой переход в другой мир. Вот ты выходишь на своей красивой пешеходной улочке, вот ты проходишь ещё по паре красивых утренних улиц (я по дороге забежала в туристический инфоцентр на Кнез Михайлова) - и вот ты вдруг оказываешь в параллельном мире.

Ну то есть вот Воевода Вук указывает мне направление


Вот я внезапно выхожу вот к такому.
Бардак, шум, гам, автобусы, торговля чем-то прямо на тротуарах, улица с закрытыми магазинами, лавочки со странной косметикой - ну типичная привокзальная площадь. Сразу захотелось держать сумку покрепче.


Ну а когда я уже нашла нужную остановку, видела вот это. Реклама "Гарри Поттера" и столик, которым наверное никто никогда и не пользовался. Ну может и пользовался, но я бы побрезговала. Как раз рядом с моим автобусом (кстати автобус в Земун оттуда же уходит).


Автобус ехал долго, то есть очень долго. Мне показалось, что почти час, хотя особых пробок не было, я даже в какой-то момент испугалась, что еду не туда и после обратно не выберсь. Просто он объезжал все окраины и долго ехал мимо каких-то складов, автомастерских, полей - и я никак не понимала, каким образом такси проскочило всё это так быстро. Но мне было интересно посмотреть именно на эти окраины и на людей. Несколько раз в автобус садились группки школьников, один раз прямо-таки целый класс, именно в этом автобусе я увидела живого контролера и более всего я переживала, что еду не туда. Ну в самом деле страшно - если бы автобус высадил меня среди этих складов и полей, я бы обратно не выбралась наверняка :)
Но наконец мы остановились у палатки "Хлеб и кифле", я задумалась о том, куда же мне пойти - и немедленно рядом остановился, судя по всему, работник аэропорта имени Николы Теслы и спросил, чем он может мне помочь. Сначала я дар речи потеряла от восторга - парень был ростом под 2 метра, если не выше, после сказала, что я ищу, и он отвел меня прямо до входа. Сказал, что музей у них очень хороший, и он мне наверняка понравится. Был кажется приятно удивлен, что я специально приехала именно в музей, а не между рейсами зашла.

Никола Тесла встречает гостей столицы


А если кому не надо в музей, то можно пойти в заведение с таким почти родным названием


Ну а нам надо вот сюда


Нас встречает старенький, 1931 года, Юнкерс JU-52


И наш родной транспортный МИ-4


Главный вход
Его охраняет SOKO J-12 "Jastreb"


Вид с лестницы. Это на самом деле грустная картина - вокруг музея выставлены списанные из ВВС самолёты (и не только из ВВС, вон самолет Caravelle JAT - Югославских авиалиний). Посмотреть на всё это вблизи нельзя, территория огорожена, но при этом один из сотрудников сказал, что все это якобы можно купить. Seriously?




А ведь это француз - Sud Aviation Caravelle Se.210


Эти картинки наверное показывают состояние и авиации сербской, и страны в целом - остатки прежней роскоши. Когда-то в Югославии была своя авиация, и пишут, что очень хорошая авиация. В Земуне работал завод, были свои разработки, и я не знаю, осталось ли сейчас хоть что-то. Не уверена. Если я не права - поправьте меня.
В музее более 200 экспонатов, то есть богатый музей, есть уникальные, а основан он аж в 1957 году! Правда это новое современное здание построили в 1989, и фамилия архитектора - Штраус :) Музыка в архитектуре и самолетный вальс.

У входа вас встречает - кто? Ну конечно президент Российской Федерации. Слава богу, не сам, а в виде магнита, вымпела и детского рисунка.
Мне продают билет, и я отправляюсь в путешествие по внутренностям практически елочной игрушки - очень большой елочной игрушки. Круглой, и внутри - как конфеты на веревочках - подвешены на тросах сокровища. Игрушки, которые когда-то могли взлетать высоко-высоко, а теперь пылятся в круглом ангаре на радость бестолковым людям. Вряд ли они когда-то поднимутся в небо снова, и люди не те, и времена не те. Но я рада, что смотрители этого музея, те самые бестолковые люди, сумели сохранить все эти сокровища даже в 1999, музей пережил и распад Югославии, и все, что было после - и теперь работает на самоокупаемости (и надеется, что когда-нибудь у государства появятся деньги и на него, ну и на Путина тоже слегка надеются, ну да там все на него надеются, по-моему).

После, уже на выходе, я всё-таки спросила, почему Путин. Почему не свой родной президент, не патриарх, не Тито, в конце концов - и услышала неожиданное He is our protector.
Второй сотрудник музея, постарше, тут же поправил младшего товарища: "Говори по-русски. Не смей говорить на языке врага. Если бы он был у вас в 1999, а не этот ваш алкоголик Ельцин, там наверху не было бы этого сбитого американского самолёта. Они бы не посмели".
Наивная вера в чудо... Они бы посмели всё, потому что давно плевать хотели и чувствуют себя везде хозяевами. Но я этого конечно ребятам не сказала, покивала только, зачем их расстраивать?

Ну да ладно. Самолёты.
При входе в музее авиационное искусство.




И модель самолета JAT


Для меня этот музей был интересен ещё и тем, что я ничего не знаю о югославской авиации - ну кроме того, что она была. Поэтому мне очень не хватало информации - в тех же британских авиационных музеях тебе достаточно пальцем в экран потыкать, чтобы узнать всё про то, что ты видишь. А тут - в лучшем случае напечатанные на печатной машинке таблички, и то не везде - ну или Гугл нам в помощь.
Но опять же - тем интересней :) Больше возможностей почитать про то, что тебе интересно, и покопаться в информации о том, что ты любишь.

От картин пойдём дальше - в музей.

И дальше надо пойти верх по лестнице - несколько пролётов, первый уровень (здравствуй, дорогой друг Mikoyan-Gurevitch 21, и почему это мы с тобой везде встречаемся?)


- тут главное не засмотреться на него, этот самый первый уровень, а взять себя в руки и сразу проскочить на второй.
Начинаем знакомиться.



Для начала познакомимся с глайдером.
Красивый оранжевый глайдер парит под куполом музея.


Его имя - Ikarus Košava
Он легкий, это деревянная конструкция, но история у него славная. Построен он в 1953 году на фабрике "Икарус-Земун" в Белграде, и разработали его Miloš Ilić и Adrijan Kisovec.
Его первого пилота звали Božidar Komac, и на этом глайдере он же в Борово выиграл национальное первенство. Košava и её пилоты побили все национальные рекорды в родной Югославии в категории полетов на двухместных глайдерах.
Звёздный час этого глайдера - 1954 год, когда в Великобритании команда пилотов Božidar Komac и Zvonimir Rajn выиграла мировое первенство по полетам на двухместных глайдерах.
Тут я немного теряюсь, потому что в музее твердо написано, что именно на этом вот глайдере был выигран чемпионат в Британии, а вот другие источники говорят, что это был второй такой же (в музее представлен глайдер YU-5022, а в Британию летал YU-5023). Но в любом случае их было всего два - два построено, а уцелел один-единственный, вот этот, и в музее он с 1966 года. Единственный в мире.
Красивый, изящный почти игрушечный. Да хотя бы ради него можно было приехать в этот музей :)





А мы идём дальше, по кругу - и следующим номером у нас вертолёт. Тоже нарядный, жёлтый.


Многоцелевой вертолет Миль Ми-2. Был сделан в Польше, а служил вполне мирным целям, перевозке медицинского персонала или эвакуации людей, пострадавших от дорожно-транспортных происшествий (вмещает до 4 раненых и одного специалиста медицинской службы). Его номер - 12513 Югославских военно-воздушных сил, c/n 541307129, службу этот вертолет начал в 1970, и служил до 1989 года, когда и был передан в музей.


У следующего самолёта смешное название - Utva 65S Super Privrednik



Он тоже сугубо мирный, сельскохозяйственный самолет. Боле того, это первый самолет, предназначенный для нужд сельского хозяйства, полностью разработанный югославскими инженерами - Branislav Nikolić, Mirko Dabinović и Smiljan Cotič. Privrednik был создан всего за восемь месяцев в 1965 году, мог поднимать до 700 кг удобрений, резервуары для всей этой химии был сделан из стеклопластика, что позволило исключить негативное воздействие на стенки резервуаров. При проектировании этого самолета было уделено особое внимание безопасности пилотов (как тут не вспомнить про любимый мирный трактор?), кокпит и фюзеляж Privrednik'a могут выдержать нагрузки до 25G.
Самолёт поставлялся на экспорт, в том числе в Турцию и даже в Индию.
В 1986 году он завершил свою службу, и этот экземпляр передали в музей.

И только один вопрос меня волнует еще с той поездки - Privrednik как переводится? :)



Следом снова вертолет, Сикорский - Sikorsky/Westland WS-51 Mk-IB



Предназначался для перевозки людей и раненых, отличился во время Корейской войны. Рассчитан на перевозку 4 человек - пилота и 3 пассажиров, но мог дополнительно комплектоваться двумя дополнительными опорами по бокам - для перевозки еще двух раненых.
В Британии выпускался под красивым именем Westland WS-51 Dragonfly, тоже мне стрекозка :) Но именно эти британские вертолеты были получены Югославскими ВВС.
В Югославии они эксплуатируются с 1954 года

Маршал Тито осматривает новые вертолеты Sikorsky/Westland WS-51 Mk-IB


Конкретно этот вертолет, номер 11503 ВВС Югославии, c/n WA/H/97, как утверждается, проходил испытания по взлету и посадке в том числе на воду и на снег.
Находились вертолеты в эксплуатации вплоть до 1967 года. В музей вертолет передан в 1974 году, и это последний (и единственный) из тех 10, что были переданы югославам в 1954 году.



Так как без котика нельзя, вот котик - Mačka


Котик этот, то есть конечно пилотажный планер Mačka, был создан инженером по имени Miloš Ilić и совершил свой первый полет в 1956 году и впоследствии неоднократно принимал участие в различных авиашоу. Прославился своей маневренностью и, как пишут, считался одним из лучших в свое время.
Бортовой номер - YU-4107, c/n 03, в музее с 1979 года.
Чудесный, правда?


Слева у нас хвост ракеты Vulkan




Но справа - самолетик Soko 522, жёлтый.


Создан на заводе "Икарус", первый полет состоялся в 1955 голу, пилот - подполковник Mihailo Grbić.
После успешных испытаний производство самолета было передано только что открывшемуся заводу Soko в Мостаре, и с 1958 Соко использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов в Летной Академии в Задаре. Всего было построено 112 самолётов Soko 522, официально из эксплуатации выведены в 1978, но некоторые все еще пилотируются фанатами на различных авиашоу.
У самолета в музее номер 60132, c / n 32, выпущен он был в 1959, и в музей попал в 1979, с авиабазы в Батайнице.



Далее - Letov KB-6 Matajur



Словенский гость, разработан в Любляне, группой под руководством инженера Dušan Cener и профессора Anton Kuhelj. Первый полет состоялся в 1952 году в Любляне, и после успешных испытаний в 1953 году началось серийное производство а авиационной мастерской "Летов". Впоследствии, в 195, была выпущена ограниченная серия - трехместная. Самолет заявлен как учебно-тренировочный, и использовался для базовой подготовки пилотов (пишут, что входил в разворот very gentle).
Официально ни один из самолетов этого типа не использовался в Югославский ВВС, все 6, которые числись на бумаге, на самом деле эксплуатировались Словенской Ассоциацией Воздухоплавания.
Конкретно этот - YU-SFD, c / n 177 - единственный сохранившийся экземпляр. Летал в аэроклубе Celje, откуда и был предан в музей.

В молодости выглядел вот так.


По-моему, неплохо выглядит :)


А у нас тут чудо - деревянный глайдер Čavka, как я понимаю, переводится как Галка :)


Чавка - маленький одноместный глайдер, созданный в 1939 году словенским авиаконструктором Ivo Šoštarič, выпускался на фабрике UTVA-Pančevu. ДО войны сделали 10 экземпляров, после войны - "много" :) Использовались в аэроклубах, в начале 1970-х были выведены из эксплуатации, но несколько экземпляров сохранили. Один - в музее, несколько - в руках энтузиастов. Утверждается, что сохранился всего один такой глайдер в полностью рабочем состоянии, в Словении, и он летает и демонстрируется на встречах фанатов ретро-самолетов.
Вот он, красавец




А вот кокпит


И пара исторических фотографий


Эта - 1948 год


1964


Фото Чавки я взяла здесь

И вот - на осеннем солнышке пригрелся Utva 213-3



Создан вскоре после войны группой инженеров Ivo Šoštarić, Stevan Čurić, Mirko Dabinović и Stanko Marjanović, первый полет состоялся в 1948 году.
Выпускались серийно с 1951 по 1958 год на заводе Utva.
В 1960 выведены из эксплуатации, музейный экземпляр - номер 1352, c / n 92 - последний и единственный, который сохранили. До того как попасть в музей "работал" на факультете Машиностроения в Белградском университете.



Следующий - снова яркий Ikarus Aero 2Be


Самолет создан инженерами-конструкторами Djorjde Petković и Boris Сijan в 1940 году, тогда же был совершен первый полет, но из-за войны самолет не пошел в серийное производство. Но сразу после неё, уже в 1946 году, на заводе "Икарус" в Земуне начался выпуск прототипа Aero 2B, первого самолета, сконструированного в Югославии. Серийное производство начали в 1948, самолет выпускали вплоть до 1953, всего выпущен 271 самолет в 8 разных модификациях. Использовался в основном как учебно-тренировочный, хотя в чале эксплуатации произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом (впоследствии были внесены изменения в конструкцию крыла).
В ВВС самолеты этого типа служили до 1959 года, после этого 154 самолета были постепенно переданы Ассоциации спортивной авиации, ну а в 1975 и там их служба завершилась.
Экземпляр музея - номер YU-CVB, YAF 0875 - сделан в модификации Be (всего было выпущено 40 штук).



Глайдер - Utva Jastreb 54


Разработан в 1940, конструктор - Ivo Šoštarič, из-за войны производство было отложено, и первый полет состоялся только 1946 году, пилот - тоже Ivo Šoštarič.
Музейный экземпляр - номер YU-3029, c / n 195, изготовлен на заводе "Летов", в музей был передан в 1971 от аэроклуба "Белград".


Следующий самолёт вряд ли нуждается в представлении - легендарный ПО-2, он же У-2.


Мы все неоднократно видели его в кино («Небесный тихоход», «В небе „Ночные ведьмы“», «В бой идут одни „старики“», «Валерий Чкалов», «Если завтра война», «Лётчики»), ну а маршалу Тито этот самолет подарил маршал Жуков в 1944 году (в том же году, когда умер авиаконструктор Поликарпов, и У-2 переименовали в память о нем в ПО-2). ПО-2 считается одним из самых массовых самолетов в истории - порядка 40 000 экземпляров было выпущено. Самолет эксплуатировался в 14 странах, на нём воевали Герои Советского союза.
В том же 1944 Югославия получила около 30 ПО-2, и их там называли "Polikarac”.
После в югославские ВВС передали более 100 таких самолетов, до 1948 они эксплуатировались как военные, после - постепенно стали переходить в распоряжение спортивных аэроклубов. Использовались как для обучения пилотов, так и для нужд народного хозяйства - например в медицине. Была создана специальная сельскохозяйственная модификация - для борьбы с вредителями и защиты лесов от паразитов (пишут, что в этм деле равных ПО-2 не было :)) ).

Музейный экземпляр - YU-CNT, номер YAF 0089 - последний сохранившийся в Сербии оригинальный ПО-2 с оригинальным двигателем (в коллекции есть ещё один, модифицированный).





Эту часть про музей авиации я пожалуй завершу соответствующей песней - и продолжу в следующей, там ещё много красоты

image Click to view



Да, некоторые фото я утащила с сайта музея авиации - мои даже сняты были оттуда же, но у них конечно качественней и ярче. Но всего несколько :)

Сербия, самолёты, Музеj_ваздухопловства, Белград, картинки

Previous post Next post
Up