Вообще я конечно придурок :)
Потому что поехать в Кембридж для того, чтобы там пересесть на автобус и рвануть в этот самый Duxford - ну да, это надо быть мной.
Нет-нет, это не потому что Кембридж сам по себе не заслуживает внимания - заслуживает и ещё как! Но - Imperial War Museum манил меня не меньше.
Даксфорд - это не только музей авиации, хотя самолеты там конечно на первом месте, и в сувенирном магазине (боль моей души!) вы обнаружите большое количество прекрасных товаров, посвященных двум легендам британского авиапрома - легендарному Спитфайеру и британской пилотажной группе Red Arrows, которая увы в Россию не прилетает (в прошлом году я даже позавидовала Эшу, когда тот сознался, что они тренируются над домом его тещи). Я смотрела видео - летают они весьма элегантно :)
Ну помимо того там очень много всего, связанного с 1 и 2 мировыми войнами, Черчиль во всех видах - и огромное количество книг, над которыми я медитировала так долго, что чуть было не опоздала на последний автобус (и это было приключение то ещё!).
Так вот - Кембридж очень красив, и то немногое, что я увидела, я оценила сполна - но так как я вроде с приветом, я попрощалась с девушками где-то около центральной площади - и да, пошла искать автобусную остановку до музея.
Не то чтобы она была явно обозначена на карте (а на сайте расплывчато написано, что автобус идет от центра) - но в итоге вот - с этой точки он и уходит петлять по невероятно красивым окрестным деревням - и кстати едет весьма и весьма долго. туда мы ехали наверное час, ежели не больше - потому что автобус делает очень много остановок.
Ну то есть сначала по городу
А после выезжает на оперативный простор - и едет-едет-едет
Это деревня, если кто не понял
Вместе со мной в автобусе - нормальном и привычном, на 2 этажа, и я конечно успела запрыгнуть на второй этаж и занять правильное место перед окном - ехала группа каких-то юных скаутов. Все они влезли на тот же второй этаж - и там голосили всю дорогу так, будто их режут.
С ними был руководитель - такой, знаете, хомяк-энтузиаст лет 40 - который периодически пытался их убедить вести себя потише - безуспешно. Они пели, орали, носились по салону и играли в какую-то игру, суть которой кажется сводилась к тому, чтобы при виде мини-купера на дороге (или на стоянке) заорать хором: "МИНИ!!!".
В общем, к концу поездки даже у меня, закаленной детскими экскурсиями, слегка заныла голова - и даже великолепные пейзажи за окном не могли в полной мере компенсировать весь этот бедлам. Разумеется юные исследователи ехали в тот же самый музей.
Когда мы выходили, руководитель стал передо мной извиняться, тут я созналась, что это ок, когда дети шумные, что было бы странно, ежели бы они не шумели - и что мне это все знакомо. Поулыбавшись друг другу (да, правда из России, ну конечно я устрою вам экскурсию по Москве, и вам хорошего дня, спасибо!), мы все же пошли в разные стороны - мысль о том, что этот ор будет и в ангаре, меня как-то не впечатлила (и поэтому блондинка не увидела Конкорд - зато полетала на биплане, что как бы компенсирует).
Вообще Даксфорд - это конечно - ну как и наше Монино (ну и ЛИИ конечно) - не просто музей.
Позволю себе рассказать немного о нём - ну вдруг вы не знаете? :)
Это до сих пор действующий аэродром - там базируется малая авиация, там проводятся аэрошоу, причем с участием ретро-техники времен 2 мировой (я читала о том, что эти самолёты традиционно осыпают розовыми лепестками Букингемский дворец и королеву в День Победы).
Аэродром Даксфорда был построен во время Первой Мировой Войны и считался одним из первых мест базирования Королевских ВВС.
Впоследствии Даксфорд стал еще и местом, где была организована учебно-тренировочная база для летчиков Royal Flying Corps (RFC). Более того, 1 апреля 1918 года были объединены Royal Naval Air Service и Royal Flying Corps - и создали то что и сейчас называется Royal Air Force.
В том же году на базе даксфодского аэродрома открыли лётную школу. После 1 Мировой Войны аэродром использовался еще и в качестве базы для перебазированной эскадрильи с континента.
Впоследствии на базе Даксфорда была создана экскадрилья 19, оснащенная в 1938 новенькими самолетами типа Supermarine Spitfire - теми самыми, да :)
Первый полет Spitfire в Даксфорде состоялся в августе 1938 и управлял им пилот Джеффри Куилл.
В 1939, как мы все помним, началась 2 Мировая - и Даксфорд сыграл далеко не последнюю роль в обороне Британии (и этому посвящена специальная выставка, которая так и называется - "Battle of Britain" хотя туда каким-то образом затесался МИГ-21).
В истории Даксфорда есть своя повесть о настоящем человеке - и человек этот - Sir Douglas Bader.
Потеряв в результате авиационной аварии обе ноги (в 30-е годы), он был отправлен в отставку из королевских ВВС, но имея огромное желание служить своей стране наилучшим из известных ему способов, добился восстановления на службе в 1940, доказав, что его протезы служат ему не хуже чем его ноги - и на войне проявил себя не только прекрасным пилотом, но и стал командиром эскадрильи.
Дуглас Бадер считается одним из самых известных пилотов Королевских ВВС, и его история вдохновила множество людей. Он обладал качествами, необходимыми для летчика-истребителя, в том числе невероятной способностью добиваться успеха в трудных условиях (ну после такого восстановления на службе - кто бы сомневался!) и способностью вести за собой и вдохновлять других. Про Бадера писали, что он прирожденный лидер, бесстрашный пилот, всегда готовый принять вызов, но также и внимательный к нуждам своих подчиненных, всегда проявляющий заботу о своих коллегах и друзьях.
нет, это не я такая умная что столько глупостей знаю, я просто книжку читала
Во время войны даксфорд стал одним из ключевых пунктов обороны Британии от немецких войск. В частности, там базировалась эскадрилья чехословацких пилотов, сумевших бежать из Европы, чтобы продолжать войну с помощью своих британских коллег, и впоследствии к ним же присоединились польские пилоты.
В день Битвы за Британию именно эскадрильи пилотов Даксфорда успешно отражали атаки Люфтваффе, дважды поднимаясь в небо - и разумеется считается, что это сыграло важную роль в обороне Британии.
В дальнейшем в Даксфорде базировались американские ВВС, официально приглашенные королем Георгом VI и королевой Елизаветой, посетившими Даксфорд в1943 году, чтобы лично поприветствовать летчиков.
и это я опять же почерпнула из справочной литературы - да простят меня историки, коли они сюда заглянут
После войны в течение некоторого времени Даксфорд оставался летно-испытательным полигоном для новых самолетов и учебно-тренировочной базой - и состоял на балансе Министерства обороны. В какой-то момент стало ясно, что аэродром более не отвечает нуждам современной авиации и более не может оставаться боевым (что конечно не мешало ему быть местом боевой славы!). Аэродром расположен слишком далеко от моря и требовал слишком серьезных вложений для того, чтобы стать базой для новейших сверхзвуковых истребителей. В итоге с июля 1961 Даксфорд в течение 15 оставался на балансе Министерства обороны, фактически оставаясь аэродромом по сути "декоративным".
Хуже того, в 1969 году военные попытались вовсе избавиться от ставшего ненужным аэродрома - и были даже предложены планы по созданию на этом месте тюрьмы (!). Более гуманным вариантом было создание стадиона.
Но к счастью Королевский военный музей давно искал подходящее место для хранения своих крупногабаритных экспонатов, а также для их нормального размещения и возможности реставрации - речь идет конечно же о самолетах. Штаб-квартира музея в Лондоне не позволяла разместить подобную экспозицию полностью, и руководство музея запросило разрешения на использование старого заброшенного боевого аэродрома для своих нужд. Разрешение было получено, и аэродром получил новую жизнь.
Сейчас Даксфорд считается одним из самых известных европейских центров истории авиации.
Историческое место, где представлена прекрасная коллекции экспонатов (что характерно - действующих, летающих экспонатов!), где регулярно проводятся авиашоу - и где история авиации в самом деле представлена в наиболее подходящей среде - в воздухе.
Знаете, это по-моему прекрасно - кода самолеты могут летать.
Да, в Монино коллекция вроде бы богаче - и я помню, как лет сколько-то назад там тоже была попытка провести ретро-авиашоу, но в итоге все на этих попытках и закончилось. Там же экспонаты очень бережно восстанавливают - и на них даже можно полетать (ну как я уже писала - я полетала на биплане).
Ну а я продолжу прогулку по Даксфорду - и немного моих, извините, совсем кривых фото.
Увы, времени мне как всегда не хватило - но что-то я увидеть все-таки успела.
И да - Даксфорд - это не только музей авиации, там обширная экспозиция, посвященная 2 Мировой Войне, участию в войне союзников (а вот про СССР я кстати там не услышала ничего), есть даже музейный клуб радиолюбителей, куда я конечно же забрела (нет, я не радиолюбитель, но по работе не зайти не могла). Там представлены трансмиттеры 1940-х годов, работает радиостанция, и меня встретил довольно бодрый дедушка лет этак 70, который сперва спросил, что он может мне рассказать, а когда узнал, где я работаю и вообще откуда я, так обрадовался, что я там наверное на полчаса застряла :)
Сказал, что в своём бункере (а там вспомогательные экспозиции размещаются в бункерах - в отличие от самолетов, те в ангарах) он впервые видит русского туриста - ну и не стал скрывать, что ему как-то особенно приятно что это девица. Показал все что можно, дал постучать азбукой Морзе, показал карту радиообмена, напоследок дал мне позывные их станции (я обещала, что найду способ выйти на связь - надо найти конечно возможность) и долго жал руку.
Хорошо, что я зашла к нему в самом начале - и поэтому успела зайти хоть куда-то еще :)
Вход на летное поле
Огромные выставочные ангары - вдали экспозиция "США в войне"
ну и вот - малая авиация, как я и обещала - они там в самом деле летают.
Вообще небо над Лондоном - это тоже конечно почти аэрошоу, особенно в районе Earl's Court, где самолеты даже слышно - но то большие, пассажирские. А вот небо над Кембриджем - это для маленьких, для моих любимых easy-jet :)
Вон, полетел очередной :)
ну и кстати о летающих легендах...
А вот и экспонаты пошли - Boeing B17-G Flying Fortress
Бантики
Спереди...
... и сбоку :))
Это - специальная машина - имитатор Spitfire (ну легенда, что поделать)
Такой вот суровый юноша на борту
ну и вот.
я не полезла - времени было не очень много, но бипланом я все компенсировала :)
Обожаю хвосты :)
Территория музея выглядит вот так.
Людей, как видите, немного - но зато все подготовлено на предмет авиашоу и вообще для семейного отдыха - туда разумеется много приезжают с детьми.
В бункерах - небольшие экспозиции, посвященные той или иной теме - впрочем, есть и кафе.
В кафе я не пошла, хотя мне по сей день интересно - есть ли например и там какие-нибудь специальные летные сконы? :))
McDonnel Douglas F-15A Eagle
Бантик :)
Есть и такие экспонаты
ну а мы все же уйдем в один из больших ангаров - на выставку Battle of Britain
Нет, пилот не совсем настоящий :))
Hawker Hurricane Mk IIB
Вообще что мне там в музеях нравится - так это большое число наглядных инсталляций. Вот вам бункер, вот вам радиостанция, вот вам бомбоубежище. Все наглядно. Если с детьми - очень наверное здорово.
Впрочем, я и сама не лучше :)
Самое наглядное - растите огороды :)
Призыв выращивать свои овощи (и печь особый военный хлеб) - и вообще разумно подходить к продуктам.
Кстати хлеб, испеченный по военному рецепту, в музейном магазине продается. Можно приобрести и попробовать - как и семена овощей. И вырастить свой огород, а как же :)
Еще один красавец - Bristol F2B Fighter
Разумеется без Черчиля в такой экспозиции никуда
Мессер - Messerschmitt Bf 109E
Наглядно
Ангары на самом деле не такие уж большие - и экспонаты там стоят весьма кучно, прямо скажем.
Конечно я очень плохой фотограф, но зачастую в самом деле нет возможности сделать так, чтобы экспонат влез весь - от ушей до хвоста...
Gloster Meteor F8
Gloster Javelin FAW9
Hawker Hunter F6A
McDonnell Douglas Phantom FGR2 (F4M)
Пушечка :)
называется так
Здравствуй, друг :)
Mikoyan - Gurevitch MIG 21
Percival Proctor III - communication aircraft and radio trainer
Ну разве не прелесть? :) ну разве не мимими? :)
Я же говорила, что хвосты люблю :)
Двигатель - Даймлер-Бенц
Ну? Узнаете красавца? :)
Supermarine Spitfire
Такой вот небольшой барельеф
Помните, что я говорила про скамейки? Так вот. Мемориальные скамейки - в память о летчиках
Есть вот такое вот - эмблемы на ангарах
А я вот еще успею забежать на выставку Air and Sea
Stampe SV-4C
Бельгийский учебно-тренировочный
Собственно вот вам люди, занимающиеся реконструкцией и ремонтом техники
ну а вот и техника :)
в разной стадии реконструкции...
бантики традиционно :)
Fairei Gunnet AS6
Hawker-Siddeley Buccaneer S2B
Страшно? :)
Westland Sea King HAS 6
ну а так как в ангаре представлены и небо, и море - то вот вам спасательная шлюпка :)
И еще такое вот чудо, к которому толком не подобраться по причине его больших размеров (вроде подлодка)
В том же ангаре находится закуток, посвященный битве с большевиками, можно узнать про крейсер "Олег", Кронштадт и засланцев в молодую советскую республику
ну и хвостики, моя слабость :)
и не только хвостики конечно...
Такой вот (или такая?) Westland WASP
Перед ним - маленькое - называется Focke Achgelis АФ330 - гиро-кайт (не знаю, есть ли в русском верное обозначение такого аппарата), использовался немцами, взлетал с подлодок - для обзора местности
бантик :)
Оглянемся перед уходом... Все бы ничего, но у нас еще биплан
Бежим на летное поле :)
А вот он, кстати, готов практически :)
Вот теперь точно готов
лопасть винта в окне :)
сосед - тоже труженик
"... чтобы не крайним был полет..."
Когда я оттуда вылезла, техник мне сказал, что он таких счастливых пассажиров еще не видел.
Ну разговорились конечно, он почему-то тоже подивился тому, что я русская (странно - в Кембридже много русских, русская речь на каждом шагу), удивился еще и некоторому знанию матчасти (ну блондинка я на вид что с меня взять), мы с ним поговорили, понятно что мой любимый Фермер-2 он не знает, ну а МИГ и СУ - ну кто же их не знает :)
Увы, но на ангар с историей авиации у меня всего 1 минута :(
Поэтому - войдём и выйдем
За стеклом - самолеты на консервации
ну на самом деле материалы по этой теме есть, как есть и фотографии (и скажем прямо - лучше моих) - поэтому я обещаю в ближайшее время подготовить пост про этот неохваченный ангар :)
Ну а мы уходим...
Нет, увы, ко мне это отношения не имеет. В кои-то веки обошлось без мотоциклов и квадроциклов :) А жаль.
И я очень надеюсь побывать там еще раз :)
На авиашоу. Вдруг повезет? :)
***
Кстати уезжала я оттуда с приключениями.
Пока проторчала в магазине, пока перебирала книги, пока вышла - смотрю - до автобуса еще минут 5. Ну, думаю, отлично.
А он, автобус, последний - и как уехать если что - понятия не имею. Кругом поля :)
Все уезжают на машинах - те немногие кто еще не успел уехать.
Стою - и тут тормозит около меня машина из тех, у которых желтые полоски на бортах - типа Emergency
И спрашивает меня девушка, похожая на Ив Майлз - автобуса, что ли, ждете?
Жду, говорю.
Так он сюда и не приедет, радует меня девушка. Он на перекрестке остановится теперь. Он же последний, он сюда не заходит, они никак не напишут про это ну да... ну да вы наверное опоздали.
Я понятно заметалась - как, куда, чего, делать-то что?!
Девушка конечно поняла, что я бестолковый дурак-турист, и в общем мы с ней прокатились до ближайшей остановки, догнали его, автобус :)
Посигналили ему, он остановился, подобрал меня на обочине, водитель-индус посоветовал был внимательней, а потом рукой махнул.
Кто бы мог подумать, что там настолько отзывчивые люди :)
Разумеется - как же в таком месте - и без приключений? :)
Вы понимаете, да? :))