Заканчивая обзор психологического произведения «Прикладное Лоховедение», имеет смысл упомянуть вот о чём. До сих пор мной пресуппозировалась благонамеренность писателя и я думаю, что данная книга имеет назидательное предназначение. Но вообще-то имеет место другой взгляд, утверждающий, что нет тут никакой благожелательности, а тем более назидательности.
Заявляется, что сия книга выполняет функцию идеологической индульгенции для злоупотребляющих своими полномочиями чиновников вертикали власти. В самой первой главе провозглашая, что обычные члены народной массы -
лохи, и впоследствии это всесторонне доказывая, такой трактат строит оправдательную базу, что вполне дозволяется ни в малейшей степени не учитывать их интересы. Если уж народная толща составлена из лохов, то таких людей позволяется грабить и поступать с ними как угодно цинично.
Не просто лишь разрешается - а они такого заслуживают, потому как на всём протяжении книги она кропотливо смакует массовые неприглядные качества и человеческие пороки: лень,
чувство особенности, высокомерие, тщеславие, жажду почестей на пустом месте, жадность, трусость, лживость и
двойные стандарты. Устраивается расчеловечивание лохов в гнусных существ, которые не заслуживают ничего доброго. Таких не жалко, таких можно. Даже нужно.
А если всё-таки остаются последние сомнения, объясняется, что природа лохов такова, что они только и делают что портят себе и друг другу жизнь, производят без достаточной причины проблемы и ещё выдумывают те, которых нет. Если даже лоха не касаться, ему всё равно придётся худо. Скажем, его поразит
кризис среднего возраста или что-то ещё похуже. А раз лохи так или иначе обречены страдать, то можно с ними не церемониться.
Говоря коротко, «Лоховедение» выводится эдакой человеконенавистнической проповедью для олигархов. Мне представляется, что всё же это не так, и писатель подразумевал нечто совсем другое. Так позволяют думать отдельные специфические детали, рассредоточенные по тексту. Но это уже предмет отдельных статей.