Моя статья
на варспоте о римском флоте
После битвы при Акции и последующего покорения Египта на долгие столетия Средиземное море превратилось для Рима во внутреннее озеро (mare nostrum - т.е. «наше море», как называли его римляне). Для защиты морского побережья от нападений пиратов, а также для того, чтобы держать под присмотром варваров, живших на другом берегу Рейна и Дуная, императоры создали ряд военных флотилий.
Мизенский и Равеннский флоты
Крупнейшей базой римского военного флота стал Мизен в северной части Неаполитанского залива. Находившийся здесь флот должен был осуществлять контроль вдоль западного побережья Италии и прилегающих островах в жизненно важном для снабжения Рима продовольствием треугольнике между Остией, Карфагеном в северной Африке и Новым Карфагеном в юго-восточной Испании. Другая крупная база флота находилась в Равенне на северо-восточном побережье Италии. Базировавшаяся здесь эскадра патрулировала иллирийское побережье и поддерживала безопасность в бассейне Адриатического и Ионийского морей. Зоны действия обоих флотилий простирались на всю средиземноморскую территорию. Кроме главных баз они также располагали большим числом вспомогательных стоянок на побережье (Путеолы, Цемтумцеллы, Портус, Аквилея, Салона и др). Здесь также несли постоянную вахту небольшие отряды кораблей. Статус преторианских (classes praetoriae), который оба флота получили при Флавиях, должен был подчеркивать ту важную роль, которую они играли в оборонительной системе Италии.
Кроме Мизенского и Равеннского в восточной части Средиземноморья существовали также провинциальные флоты регионального значения. Сирийский флот (classis Syriaca), базировавшийся в Селевкии Пиерии, использовался главным образом для борьбы с пиратами южного берега Малой Азии, а также патрулировал побережье Сирии-Палестины вплоть до границы с Египтом. Александрийский флот (classis Alexandriae), собранный из кораблей последних Птолемеев, должен был выполнять аналогичные задачи в дельте Нила, а также в вдоль побережья Киренаики и Ливии. Оба флота должны были посылать корабли в состав эскадры, которая базировалась в Цезарее Мавретанской (Шершеле) и патрулировала побережье Африки и Нумидии. Во 2-й половине II в. эта эскадра была преобразована в самостоятельный Мавретанский флот (classis Mauretanica). Тогда же появился самостоятельный Ливийский флот (classis Libica). В Красном море плавали корабли Эритрейского флота (classis Erythraica).
Вид на Мизенский мыс. В дальней части снимка внешняя гавань, за которой находится внутренняя. По периметру гавани находились крытые ангары для размещения военных кораблей и казармы для матросов.
Защита атлантического побережья северной Галлии и обеспечение безопасности коммуникаций с Британией была возложена на британский флот (classis Britannica) с главной гаванью в Гезориаке (Булонь). В самой Британии этот флот также имел многочисленные стоянки. В Черном море Понтийский флот (classis Pontica) патрулировал весь южный берег до предгорий Кавказа, имея основные базы в Кизике и Трапезунте. Плаванье вдоль восточного берега моря от Босфора до устья Дуная, обеспечивалось Фракийским флотом (classis Thracica) с базой в Перинфе. Границу по Дунаю в нижнем течении реки охранял Мезийский флот (classis Moesica) со стоянкой в Томах (Констанца). Его корабли также плавали между устьем реки и Крымом. Среднюю часть Дуная патрулировал Паннонский флот (classis Pannonica) с базой в Аквинке (Будапешт). Наконец, Германский флот (classis Germanica) плавал Рейн вплоть до его устья.
Римские корабельные стоянки на Дунае и прилегающих областях ок. 400 г.
Корабли и экипажи.
Численность флота эпохи Империи нам не известна и поддается подсчету лишь на основе косвенных данных. Хотя поздний автор Иордан, ссылаясь на историка нач. III в. Кассия Диона, пишет, что Равеннская гавань могла вместить 250 кораблей, приведенная им цифра является без сомнения сильно завышенной. Более реалистично выглядят цифры между 50 и 100 кораблей для Мизенского и Равеннского флотов, и несколько десятков кораблей для крупнейших провинциальных флотилий. Иосиф Флавий сообщает, что в правление Нерона Понтийский флот насчитывал 40 кораблей в своем составе. От этой цифры следует отталкиваться при оценке численности Сирийского или Александрийского флота. Германский флот тогда же, согласно данным Тацита, состоял из 24 кораблей, в том числе триер и бирем. Численность мавретанского флота в конце II в. не превышала 13 либурн.
Римские военные корабли на Колонне Траяна
Ядро флота состояло из сравнительно небольших кораблей. В нашем распоряжении имеются надписи с упоминанием 72 кораблей Мизенского и 46 кораблей Равеннского флотов. В обоих случаях большинство кораблей относятся к классу трирем (50 и 28) и либурн (11 и 5). Квадриремы с четырьмя рядами гребцов (9 и 6), квинквиремы с пятью (1 и 2) были немногочисленны. Лишь в одной надписи из Мизена упоминается гексера с шестью рядами гребцов, но ее сложно датировать. Примечательно, что Плиний Старший, исполнявший обязанности префекта Мизенского флота во время извержения Везувия в 79 г., вышел в море на квадриреме, которая, по-видимому, в это время являлась флагманом его эскадры. Таков же был состав и провинциальных эскадр, преимущественно состоявших из легких кораблей, оптимально приспособленных для выполнения патрульных и посылочных функций. В Майнце были найдены остатки 4 кораблей Германской флотилии, которые дают хорошее представление о том, как могли выглядеть подобные суда. Одно из них было легким беспалубным гребным судном (lusoria) менее 20 м длиной. Его экипаж насчитывал 20 гребцов, командира и кормчего. Другое судно было больше, имело палубу и использовалось для транспортировки войск и грузов.
Реконструкция римской лузории из Майнца. Музей римского судоходства, Майнц
Плиний Старший сообщает, что экипаж квинквиремы насчитывает 400 человек. Численность экипажа триеры можно оценить чуть более чем в 200 человек, из которых 170 были гребцами. Экипаж биремы, возможно, насчитывал около 130 человек, а либурны - около 100 человек на борт. Численность Мизенского и Равеннского флотов позволила в ходе Гражданской войны 68 - 69 гг. различным претендентам набрать по легиону из его состава. Общая численность личного состава италийских и провинциальных флотов в сумме может быть оценена в 40 - 45 000 человек.
Командование
Каждый флот находился под командованием префекта (praefectus classis). В правление Юлиев-Клавдиев эту должность занимали императорские вольноотпущенники. Веспасиан передал ее представителям всаднического сословия и стал привлекать для ее замещения лиц, имевших опыт военного командования. С этих пор должность префекта флота стала означать одну из высших ступеней всаднической карьеры (militia equestris). Получаемое за службу жалование позволяет обнаружить определенную иерархию между командующими различными флотами. Префекты Сирийского и Александрийского флота, а также командующие Паннонской и Мезийской флотилии получали жалование 60 000 сестерциев в год. Жалование префектов Мавретанского и Ливийского флотов было еще меньше. Префекты Британского, Германского и Понтийского флотов получали жалование 100 000 сестерциев в год. Наиболее высокооплачиваемыми с годовым жалованием 200 000 сестерциев, являлись должности префектов обоих италийских флотов. Причем, неоднократно зафиксированное перемещение с одной должности на другую в карьерном перечне занимавших их лиц доказывает, что при равенстве жалования, префект Мизенского флота был старше своего коллеги из Равенны.
Иерархия и организация римского флота
У каждого из двух италийских префектов был свой заместитель (subpraefectus). Для личных надобностей у префекта был телохранитель (secutor или corporum custos), грум (strator) и слуга (vestiarius). Начальником канцелярии являлся корникуларий, выполнявший всю административную работу. За финансы отвечал диспенсатор (dispensator), счетоводом был либрарий (librarius), документы обрабатывал экзактус (exactus), архивом заведовал табуларий (tabularius). Большинство рядового персонала канцеллярии составляли бенефициарии (beneficiarii). Тессерарий (tesserarius) ежедневно получал у префекта пароль, который доводил до офицеров, рядовых солдат и матросов. Известна также должность начальника склада (ргаероsitus reliquationi). Все эти и другие обязанности выполняли принципалы (principales) и иммуны (immunes), назначенные из числа рядовых солдат и освобожденные ради выполнения этих обязанностей от обычных для остальных солдат дневных нарядов.
Римские военные корабли на миниатюре Ватиканского Вергилия V в.
Организация
Организация флота отчасти напоминала структуру легиона. Также как в армии основной организационной и тактической единицей являлась центурия, во флоте такой единицей являлся экипаж корабля. Командовавший им капитан назывался на греческий манер триерархом (trierarchus). Это звание приравнивалось к рангу центурионов вспомогательных войск, а в некоторых надписях триерархи прямо именуются флотскими центурионами (centuriones classiarii). Триерарх получал жалование 14 400 сестерциев в год. Рангом выше стоял наварх (nauarchus), осуществлявший командование небольшой эскадрой из нескольких кораблей. Его жалование составляло уже 28 800 сестерциев в год. Наконец, старший из этих офицеров именовался первым навархом (nauarchus princeps). Его круг обязанностей напоминал тот, который выполнял примипил в составе легиона. Жалование первого наварха составляло 57 600 сестерциев в год.
Реконструкция корабельной стоянки в Фехтио на Нижнем Рейне.
В подчинении триерарха находились военные моряки (classiarii). В надписях моряки, как правило, именовали себя «воинами» (milites), а не «матросами» (nautae). Жалование рядовых солдат и гребцов составляло 1 200 сестерциев в год. Также, как в армейских частях, некоторую часть экипажа составляли технические специалисты, получавшие полуторное, или двойное жалование. Помощником и заместителем триерарха был опцион (optio), знамя носил вексилларий (vexillarius), сигналы передавали трубачи (tubicenus, cornicenus и bucinator), оружие выдавал его хранитель (custos armorum). Курс корабля прокладывал штурман (mathematicus trierarchi), рулевыми веслами управлял кормчий (gubernator), впередисмотрящий (proreta) находился в передней части корабля (prora), чтобы вовремя предупредить об отмелях и других опасностях. Надсмотрщики (pausarius и pitulus) задавали темп гребли в то время как strigilarius или subunctor следили, чтобы гребцы были намазаны маслом для защиты от солнечных ожогов. Матросы (velarii) ставили парус и работали со снастями, плотники (fabri) осуществляли починку корпуса судна. На корабле также имелся врач, который следил за здоровьем экипажа.
Реконструкция римской лузории из Майнца и ее экипажа
Статус и происхождение
Срок службы на флоте составлял 26 лет и даже более. Кроме того, в сравнении со службой в легионах и даже во вспомогательных войсках, флотская служба считалась более тяжелой и менее престижной. Чтобы обеспечить комплектование экипажей императорам приходилось идти на различные ухищрения. В правление Юлиев-Клавдиев значительная часть моряков состояла из императорских рабов и вольноотпущенников, а также иностранцев-перегринов. При поступлении на военную службу они получали свободу и ограниченное в сравнении с римским право латинского гражданства. Начиная с правления Флавиев по выходу в отставку ветераны флота, также как ветераны вспомогательных войск, стали получать римское гражданство, а также право на вступление в законный брак и правовое признание статуса для прижитых к тому времени детей. Свидетельством этих прав являлся вручаемый каждому ветерану при отставке запечатанный диплом с перечнем соответствующих привилегий, выгравированных на бронзовой табличке.
Стелла с изображением Стация Руфина, морского пехотинца Мизенского флота, из Афин. Нач. II в.
Эти привилегии делали службу во флоте привлекательной в глазах провинциалов, которые надеялись таким образом приобрести римские гражданские права для себя и своих потомков. Анализ эпитафий на надгробиях моряков из Мизена и Равенны свидетельствует о значительном преобладании среди моряков уроженцев провинций. В Мизенском флоте в I - III вв. служили в основном выходцы из восточной части империи: египтяне и ливийцы (28 %), выходцы из Малой Азии (29,5 %), фракийцы (18,5 %), иллирийцы (9 %). Уроженцы западных провинций в основном являлись корсиканцами и сардами (10,5 %). Большинство моряков Равеннского флота были уроженцами Балканского полуострова: иллирийцами (49 %), фракийцами (9%), египтянами (6 %) и сирийцами (9 %). Среди западных провинций вновь представлены корсиканцы и сарды (6 %), а также германцы (4,5 %).
Литература
Старр Ч.Г. Флот Римской империи. - М.: Центрполиграф, 2015. - 287 с.
Банников А. В., Морозов М. А. История военного флота Рима и Византии (от Юлия Цезаря до завоевания крестоносцами Константинополя). - СПб.: Евразия, 2014. - 590 с.
Ле Боэк Я. Римская армия эпохи Ранней Империи. - М.: РОССПЭН, 2001. 399 с.
Hockmann O. Spatromische Schiffsfunde in Mainz. // Archaologisches Korrespondenzblatt 1982, Bd. 12. S. 131 - 150.
D’Amato R. Imperial Roman Naval Forces 31 BC-AD 500. (Men at Arms 451). Osprey, 2009. - 48 p.
Источник