В 1882 г. в Помпеях (№ 24 Регио VIII, инсула 5) была найдена фреска, ныне хранящаяся в Археологическом музее Неаполя. На фреске мы видим сцену суда, судью с царским скипетром в руках на особом возвышении, рядом с ним двух советников. Перед судебным возвышением замерла коленопреклоненная фигура, в мольбе простирающая к судье руки. В центре находится стол с разделочной доской и воин, собирающийся рассечь надвое лежащего на доске ребенка. Еще одна драпированная фигура стоит рядом и спокойно взирает на происходящее.
Сюжет картины безошибочно определяется как суд царя Соломона, приказавшего разрубить поровну младенца, на которого претендовали сразу две женщины. Одна из них сразу согласилась с решением, вторая кинулась умолять царя, чтобы ребенка живым отдали другой. Так и определили, кто из них двоих настоящая мать.
Интересно, что в помпейской живописи в данном случае нашел отражение библейский сюжет, что в общем странно для города с греко-римской культурой. Карло Джордано и Исидоро Кана в своей книге «Еврейские свидетельства в Помпеях Геркуланума Стабиях и в городах Кампании» обращают внимание на серьезное культурное влияние, которое на художественную культуру Помпей в начале I в. н.э. оказывала Александрия. Из столицы Египта заимствовались сюжеты, техника и исполнение картины. Скорее всего, сюжет «Суда Соломона» также пришел в Помпеи из Александрии, в составе населения которой присутствовала значительная еврейская диаспора.
Со своей стороны, я не согласен с тем, что использование карликов указывает на профанацию сюжета Святого писания со стороны язычников. Для профанации нет нужды выписывать фигуры столь детально. Кроме того, изображенный сюжет скорее указывает на мудрость правителя. Картины этого времени часто используют карликов в качестве участников. Ну, мода у них была такая. Мы ведь тоже используем фигурки из лего без оттенка профанации или высмеивания изображенного сюжета.
Следует также обратить внимание на фигуры воинов. Они носят анатомические панцири и шлемы с волосяными султанами, похожие на Монтефортины. Рассель Робинсон в своей работе о римских доспехах использовал изображение одного из этих воинов в качестве иллюстрации. Использовали их также и другие авторы, например Грэхам Самнер, и также в римском контексте. Исходя из александрийского происхождения картины, бросаются в глаза такие детали, как круглые гоплитские щиты в руках у двух воинов, туника с длинными рукавами и македонская хламида, которые не очень-то согласуются с римской идентификацией фигур.