Эллинистические цари нанимали кельтов в качестве наемников для службы в своих армиях. Затем эти наемники могли бы навсегда поселиться в новом доме за границей, как в случае с галатами, которые были похоронены (кремированы, помещены в ниши и закрыты плитами) в так называемой “Солдатской могиле” во 2-й половине III века до н.э. примерно в 2-х км восточнее Александрии в Египте.
Самопрезентации этих галатов, поселившихся в Александрии (которые были наемниками или потомками наемников в армии Птолемея), значительно контрастируют с негативными греческими и римскими стереотипами. Есть некоторые символы, встречающиеся как в греческих характеристиках, так и в кельтских представлениях о себе, такие как большой овальный щит. Изображения почти всегда включают в 'себя одежду (плащи, даже если под ними обнаженные), а также военное снаряжение. По крайней мере, у двух галатов здесь греческие имена (наряду с с кельтскими именами), и на всех есть греческая надпись, указывающая на некоторый уровень аккультурации к греческим обычаям. Это также относится и к самим плитам, которые соответствуют аттическому дизайну. Примечательно, что в одной могиле используется “кельт” в качестве самоидентификации на греческом, а не “галат”.
Плита из известняка “Битоса (?) Галата” в гробнице воинов в Александрии, изображающая стоящего солдата в длинном синем плаще до икр, с копьем в правой руке и высоким овальным щитом от ног до подбородка (250-200 гг. до н.э.; Met, № 04.17.5 = Brown 1957, № 3; 38,1 см х 8,9 см)
Плита галата, чье имя в значительной степени стерлось (-astos), изображающая мужчину с черными усами и в синем плаще, застегнутом на правом плече, протягивающего руку к чашке, которую держит темнокожий мальчик слева от зрителя, одетый в тунику (держит копье с большим зеленовато-синим овальным щитом, на который он опирается грудью (Met, № 04.17.6 = Brown 1957, № 5; 37,6 × 24,4 × 8,6 см).
Плита “Исидора Галата”, изображающая мужчину в ярко-синем плаще (вероятно, обнаженного под ним) и пожимающего руки двум маленьким девочкам в длинных розовых одеждах слева от зрителя (Met, № 04.17.4 = Brown 1957, № 6; 41,9 × 24,4 × 9,8 см).
Плита “Айлиаратоса, сына Айдосотиса Галата”, изображающая человека в плаще (возможно, обнаженного под ним) и шлеме, с большим овальным щитом в левой руке и копьем в правой руке (Сен-Жермен-ан-Лей, № 31235 = Brown 1957, № 8 = Reinach 1911, № 2, который является источником этого изображения).
Плита “Пирра Галата”, изображающая солдата в длинном плаще с большим овальным щитом в левой руке и копьем в правой (Сен-Жермен-ан-Лей, № 31233 = Brown 1957, № 9 = Reinach 1911, № 3, источник этого изображения).
Плита для “Ативоса Кельта”, изображающая женщину (возможно, его жену) на банкете, на котором прислуживает слуга (Лувр, Массачусетс 3638; Рейнах 1911, № 6, источник этого изображения).
Philip A. Harland, 'Celtic / Galatian diasporas: Mercenaries settled at Alexandria in Egypt (ca. 250-200 BCE),' Ethnic Relations and Migration in the Ancient World, last modified March 17, 2023,
http://philipharland.com/Blog/?p=14840.
P.S. Еще
одна стела с изображением Аристодема, сына Калликла из Лувра. Высота : 41,5 см; ширина : 27 см ; Глубина : 10 см ; Вес : 11,6 кг. Здесь галатски воин, изображенный на известняковой стеле представлен во всей своей красе и в соответствии со стереотипами в "героической наготе".
Литература:
Brown B.R. Ptolemaic Paintings and Mosaics and the Alexandrian Style (Cambridge, MA: Archaeological Institute of America, 1957), especially pp. 13-51 (
link)
Cassibry K. The Tyranny of the Dying Gaul : Confronting an Ethnic Stereotype in Ancient Art,” The Art Bulletin 99 (2017): 6-40.
Reinach A. Les Galates dans l’art Alexandrin, // Monuments et mémoires de la Fondation Eugène Piot 18 (1911): 37-116 (
link).
Македонские всадники на александрийских сценах Птолемеевские солдаты на мозаике из Палестрины