История одной из самых трагических археологических потерь Рима и одной из его самых заманчивых оставшихся возможностей. В 1505 г. папа Юлий II решил снести старый собор Святого Петра, чтобы освободить место для новой базилики, которая, несомненно, станет величайшим храмом во всем христианском мире. Когда 4 февраля 1544 года рабочие расчищали древнюю, наполовину погребенную ротонду, известную как часовня Святой Петрониллы, примыкающую к трансепту базилики, они сделали замечательное открытие: большой резной римский саркофаг. Когда они открыли его, то не могли поверить в то, что увидели. Внутри лежало тело молодой римской императрицы, одетое в мантию, вуаль и покрытое золотой тканью и сопровождаемое самым большим выбором драгоценных предметов, когда-либо найденных в римских захоронениях. Прежде чем продолжить изучение ее могилы, давайте сначала выясним, как она оказалась там похороненной.
Ватиканский холм или Mons Vaticanus находился за пределами границ древнего города, не входя в перечень традиционных Семи холмов Рима. Здесь Калигула решил построить большой цирк на принадлежащей ему земле рядом с Виа Корнелия. Начатое им строительство было завершено его преемниками. После Великого пожара 64 года этот оставшийся неповрежденным цирк стал центром первых преследований христиан. Здесь апостол Петр, как говорят, был распят вверх ногами на центральном хребте ипподрома. В последующие десятилетия территория вокруг цирка и вдоль Виа Корнелия стала густо усеяна гробницами - некрополем для приверженцев различных культов, но особенно популярным среди ранних христиан, желающих быть погребенными на месте мученической смерти Петра.
Считается, что цирк перестал функционировать к середине 2-го века, уступив место расширяющемуся ватиканскому некрополю. Однако египетский обелиск, воздвигнутый на хребте ипподрома Калигулой, остался стоять. В начале 3-го века рядом с обелиском на спине цирка был построен большой мавзолей с куполом. Неизвестно, для кого предназначалась эта гробница, но ее размеры и видное положение означают, что похороненные там, вероятно, были близки к правящей династии Северов.
В 320 году Константин начал строительство базилики Святого Петра прямо над руинами старого цирка. Базилика с пятью нефами длиной 120 метров была ориентирована таким образом, что ее центральная апсида располагалась прямо над гробницей святого Петра. При строительстве базилики Константин пристроил вторую ротонду мавзолея, вероятно, предназначенную для близких членов семьи. Вход прямо из трансепта базилики, его немного меньший план показывает попытку выровнять его с более ранним мавзолеем и обелиском на хребте.
В конце 4-го века Константинов мавзолей, по-видимому, был присвоен императором Гонорием. Его правление прежде всего ассоциируется с разграблением Рима вестготами в 410 году, которое он оказался бессилен остановить. Гонорий умер в 423 году, не оставив наследников. Западная империя просуществовала еще несколько десятилетий, а ее последний правитель был свергнут в 476 году. Связь мавзолея с Гонорием была постепенно забыта. Невероятно, но его саркофаги остались нетронутыми, затерянными под уровнем земли.
Итак, мы возвращаемся в 1544 год и к изумлению наших строителей, заглядывающих в недавно открытое захоронение. Помимо молодой женщины, завернутой в золотую ткань, стоит перечислить сокровища, которые ее сопровождали. Ее похоронили вместе с двумя массивными серебряными сундуками. Первый содержал 30 сосудов, вырезанных из хрусталя и агата, 4 золотые вазы и светильник в форме морской раковины из золота и хрусталя. Второй содержал 150 драгоценных предметов: золотые кольца с самоцветами, серьги, броши, ожерелья, заколки для волос и золотую пластину с выгравированными именами четырех архангелов - все это было покрыто редкими драгоценными камнями, жемчугом и сапфирами. Был также впечатляющий изумруд, из которого был вырезан бюст Гонория.
Дальнейшие поразительные находки прояснили личность молодой женщины. Надпись на золотой диадеме гласила: "Наша госпожа Мария от нашего господина Гонория" ('Domina Nostra Maria, Domino Nostro Honorio'). Также был золотой медальон с изображением Агнца господнего с надписью: "Мария, наш сияющий цветок". Вскоре стало очевидно, что строители обнаружили гробницу Марии, жены Гонория и дочери знаменитого полководца Стилихона. Изысканная золотая булла еще раз подтвердила ее личность, на ней были выгравированы имена Гонория, Марии, Стилихона и других членов семьи, расположенные в виде Хи-Ро.
Кроме этой буллы, которая была продана миланскому дворянину, все сокровища из захоронения были переплавлены, разбиты и утилизированы для финансирования строительства базилики. После расплавления сокровищ, содержащихся в саркофаге Марии было получено до 80 фунтов чистого золота.
Более ранние саркофаги, обнаруженные в гробнице, были утилизированы аналогичным образом и сегодня более полно изучены; в 1458 году были обнаружены посеребренные гробы женщины и ребенка, завернутых в 16 фунтов золотой ткани, которые теперь идентифицируются как сестра Гонория Галла Плацидия и ее сын Феодосий III.
В 1519 году при сносе ротонды был найден еще один саркофаг, в котором находился "христианский принц", завернутый в 8 фунтов золотой ткани. Когда его переплавили и распродали, за содержимое его могилы выручили 3000 дукатов. Личность этого человека остается загадкой.
Мария вышла замуж за Гонория, когда они оба были подростками, и умерла всего несколько лет спустя, около 407 года, предположительно "все еще девственницей". Вместо нее Гонорий быстро женился на ее сестре Терманции. Несостоявшуюся императрицу, умершую во время постигшего империю великого кризиса и начавшегося распада должно было ожидать. Весьма скромное погребение, но ее могила, как мы видели, оказалась весьма роскошной. Искатели полагали, что сокровища имели древнее происхождение, безусловно, часть императорских драгоценностей, которые Гонорий унаследовал от своих предшественников и подарил Марии в день ее свадьбы.
После обнаружения могилы Марии в 1544 году строительство нового собора Святого Петра продолжалось быстрыми темпами без дальнейших исследований под южным трансептом. Эти находки наводят на мысль, что Мавзолей Гонория чудесным образом остался нетронутым и находится много метров ниже мраморных полов южного трансепта собора. Согласно описанию Павла Диакона, сам Гонорий также был похоронен здесь, рядом со своей первой женой Марией. Его саркофаг так и не был найден. Если бы он был обнаружен современными археологами, это, несомненно, стало бы одним из величайших исторических открытий всех времен.
Источник