Мумия китайского военного чиновника из Инпаня

Feb 10, 2022 09:40

Шелковый путь был проложен во времена династии Хань (202 г. до н. э.-220 г. н. э.). Эта обширная сеть торговых путей связывала Китай с Западом и способствовала беспрецедентному росту двунаправленной связи, передаче технологий и перемещению людей по Евразии. На ключевом перекрестке этого древнего взаимодействия Востока и Запада расположен современный Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Караваны перевозили большое количество экзотических товаров и предметов роскоши в жизнь жителей Синьцзяна: шелк, драгоценные металлы, нефрит, минералы, парфюмерию и т.д. В дополнение к торговле, в древний Синьцзян также был введен удивительно разнообразный набор идей, религий, традиций и даже болезней. С точки зрения диеты, техники приготовления пищи и культигенов из разных частей Евразии древним жителям Синьцзяна были доступны, в том числе пшеница (Triticum aestivum), ячмень (Hordeum vulgare) и молочные продукты с Запада, а также лисохвост (Setaria italica) и просо (Panicum miliaceum) с Востока.



Карта. (a) и (c) Карты, показывающие местоположение кладбища Инпань в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая; (b) Карта, показывающая распределение климатических зон и изоплювиальных линий в Синьцзяне.

Предыдущие археологические исследования, касающиеся Шелкового пути, были в основном сосредоточены на артефактах. Мало исследований посвящено изучению жизни людей, живших вдоль Шелкового пути. Однако такого рода исследования позволяют лучше понять природу и влияние, которое эта жизненно важная сеть оказывала на население, связанное с ней. Данное исследование направлено на то, чтобы лучше понять влияние Шелкового пути в Синьцзяне посредством подробного изучения истории жизни одной из самых известных мумий Китая: Человек Инпань. Чтобы систематически документировать и визуализировать невиданные ранее аспекты жизни человека Йингпан, здесь представлены измерения соотношения стабильных изотопов углерода, азота и серы в различных тканях (волосах, мышцах, костях) и связанных с ними останках животных и растений, анализ зерен крахмала зубного камня и радиоуглеродное датирование. Экстремально засушливая среда бассейна Тарима привела к естественному высыханию (мумификации) человека из Инпана и исключительной сохранности органических материалов и предметов погребения, извлеченных из его могилы. Мы подробно рассмотрим эти артефакты и объединим эту информацию с изотопными и биоархеологическими доказательствами, чтобы исследовать социальный статус и личность Человека из Инпань. В свою очередь, эта работа также демонстрирует глубокое влияние и культурное слияние, которое Шелковый путь оказал на народы Синьцзяна и Евразии.



Артефакты человека из Инпань. (а) Изображение ворсованного ковра с декоративными узорами в виде льва. (б) Деревянный гроб, выкрашенный в желтый цвет, с декоративными узорами из цветов, виноградных лоз и т.д. (в) Вид человека из Инпань, покрытого шелковым погребальным саваном. (d) Вид сбоку на белую конопляную маску. (e) сильно поношенная парча, украшенная китайскими иероглифами “Шу” и “Ты”. (f) Миниатюрный погребальный зимний халат. (g) Шерстяной кафтан с декоративными узорами из обнаженных замазок, животных и гранатовых деревьев. (h) Шерстяные брюки с декоративными узорами из двойных четырехлистных цветов, окруженных ромбиками, состоящими из сплошных кругов и цветов. (i) Детали вышитых декоративных узоров на шерстяных брюках. (j) Вид спереди на белую конопляную маску с золотой диадемой. (k) Вид спереди на человека Инпань. (l) Шелковые накидки для ног, украшенные золотой фольгой. (м) Подушка с кукарекающим петушком. (n) Шелковое платье, украшенное золотой фольгой на груди. (o) Нарукавная повязка с вышивкой. (р) Миниатюрное погребальное летнее пальто. (в) Пакетик с духами. (r) Шелковая рыба.

Человек из Йингпана
В 1995 году на восточной террасе кладбища Инпань, расположенного в районе Лопнор Синьцзяна, Китай, была обнаружена гробница, содержащая останки прекрасно сохранившегося мужского тела (мумии). Этого человека называли “Человеком Инпань”, и на основе связанных с ним артефактов считалось, что он относится к династиям Хань-Цзинь (202 г. до н. э. - 420 г. н. э.), т.е. времени, когда в этой области процветал Шелковый путь. Он был исключительно высоким человеком ростом ~ 1,9 м (самая высокая из всех найденных мумий). Его волосы были каштановыми, а возраст на момент смерти составлял примерно 30 лет. В то время как человек Инпань был похоронен в общей яме-могиле с верхней платформой, его могила была исключительной с точки зрения качества и разнообразия погребальных принадлежностей, связанных как с восточной, так и с западной частями Шелкового пути. Верхняя платформа гробницы была последовательно покрыта циновкой из тростниковой травы, слоем травы, состоящей из стеблей пшеницы, ветвей верблюжьей колючки (Alhagi sparsifolia Shap.), софоры алопекуроидной, а также другим слоем палочек Populus euphratica (Populus euphratica Oliv.). Гроб был задрапирован изысканным ворсистым ковром, искусно украшенным красочным рисунком льва. Считается, что этот удивительный ковер отражает высокий социальный или политический статус человека Инпань. Сам гроб был изготовлен из дерева Populus euphratica с врезным и шиповым соединением и богато расписан геометрическими узорами из кругов и ромбов, а также декоративными узорами из трав цветов, ваз, виноградных лоз и цветов граната на крышке.

Тело было покрыто светло-желтым шелковым плащом, голова покоилась на шелковой подушке в форме петушка, украшенного восемью жемчужинами, а его лицо было покрыто белой погребальной маской из конопли с золотой диадемой на лбу. На нем был красно-желтый шерстяной кафтан, искусно расшитый разноцветными нитями со сценами, изображающими парные фигуры обнаженных путти, животных (коз и быков), а также гранатовые деревья. Кроме того, под этим кафтаном было надето шелковое платье, украшенное золотой фольгой. Красновато-фиолетовые шерстяные штаны человека их Инпань были сшиты строчкой, расшиты цветочными узорами в виде двойных четырехлистников, окруженных ромбиками из кругов и цветов. На нем также была пара погребальных войлочных носков с шелковыми обивками и золотыми украшениями. Кроме того, пакетик с духами и шелковая рыбка были прикреплены к шелковому поясу мужчины Инпань, а на его левой руке была повязана вышитая повязка, хорошо используется и изношенные парчи, украшенный китайскими иероглифами, на правой стороне его головы, миниатюрный погребальные ризы был помещен на грудь, в то время как миниатюрный погребальный плащ был помещен рядом запястье левой руки. Кроме того, нос человека Инпань был заполнен тканями Т-образной формы, которые были обернуты шелковыми нитями и украшены золотой фольгой. Под одеждой все тело, включая его голову, руки, ноги и даже каждый из пальцев, было тщательно обернуто мягким шелковым текстилем. Примечательно, что деревянная доска в форме человека была найдена на спине человека Инпань, и она была плотно закреплена на его спине шелковыми тканями. Эти роскошные, но безымянные могилы, заполненные множеством изысканных артефактов, но без каких-либо предметов повседневной жизни, которые были популярны в других захоронений на кладбище Инпань, является беспрецедентными и наборы этой могиле отдельно от других людей найдены в Китае из этого региона и периода времени.

Радиоуглеродная дата для человека из Инпана
Извлеченный коллаген из надколенника дал радиоуглеродную дату 1730 ± 30 лет н. э. Это соответствует 2-сигма калиброванному диапазону от 245 до 385 гг. н. э. со средней вероятностью возраста 305 гг. н. э. Этот возрастной диапазон указывает на то, что человек Инпань жил во времена династии Цзинь (с 266 по 420 год нашей эры). Это согласуется с погребальными артефактами, найденными на кладбище Инпань и в его гробнице.

Грудное вскармливание, отлучение от груди и рацион питания в детстве человека из Йингпана
Изотопный анализ серийных срезов дентина в зубах человека позволяет исследовать индивидуальные особенности питания в течение периода времени, когда зубы развивались. Для человека Инпань его первый моляр (M1) представляет собой период его жизни от рождения примерно до 10 лет. Первые пять срезов дентина диаметром 1 мм от коронки M1, соответствующие первым ~ 2,2 годам его жизни, показывают устойчивое снижение δ 15 N на 2,5‰. Это свидетельствует, что мужчина из Инпань был полностью отлучен от грудного молока в возрасте ~ 2,2 лет или раньше, и аналогично находкам династии Чжоу (1122-771 гг. до н. э.) на стоянках Боянчэн, Сияси и Чансиньюань.



Могильные предметы инпаньского человека отражают культурные контакты на евразийском континенте (~ 300 г. н. э.). (а) Декоративные узоры из вазы и цветов на боковых стенках гроба человека Инпань. (б) Декоративные узоры из обнаженных замазок, коз, быков и гранатовых деревьев на шерстяном кафтане мужчины Инпань. (c) Белая конопляная маска человека Инпань с золотой диадемой (возможно, связанная с посмертными масками из таштыкской культуры). (d) Шерстяные брюки с декоративными узорами из двойных четырехлистных цветов, окруженных ромбиками, состоящими из сплошных кругов и цветов. (e) Миниатюрное погребальное летнее пальто. (f) Миниатюрный погребальный зимний халат. (g) Вышитая нарукавная повязка. (h) Деревянный гроб, выкрашенный в желтый цвет, с декоративными узорами. (i) Порванная парча, украшенная китайскими иероглифами “Шу” и “Ты”. (j) Шелковая рыба. (к) Подушка с кукарекающим петушком. (l) Пакетик с духами. (м) Ворсистый ковер с декоративными узорами в виде льва.

Результаты δ 13 с первых четырех срезов дентина показывают небольшую вариабельность, что указывает на то, что мужчина из Инпана потреблял другие продукты питания с раннего возраста и не находился исключительно на грудном вскармливании в течение значительного периода времени после рождения. Между 4 и 9 мм наблюдается увеличение значений δ 13 C на 1,7‰, что соответствует позднему отлучению от груди и детскому рациону примерно с 1,8 до 4,2 лет, когда потреблялось больше проса. Это просо, возможно, имело форму кашицы, поскольку существует мало свидетельств того, что человек Инпань потреблял в этот период повышенное количество животного белка. Аналогичные изотопные структуры в дентине, представляющие людей, которые потребляли все большее количество проса во время отлучения от груди и в раннем детстве, были обнаружены на стоянке Гаошань в позднем неолите (4500 г. н. э.) в провинции Сычуань. Это говорит о том, что просо, возможно, имело долгую историю использования в Китае в качестве пищи для отлучения от груди или детского питания.

Сезонная диета человека Инпань
В соответствии с его последовательными срезами дентина, результаты δ 13 C волос человека Йингпана показывают колебания между продуктами на основе C 3 (например, пшеница, ячмень) и C 4 (просо). Эти результаты по-видимому, предполагают, что его рацион питания менялся в разные сезоны года. Значения δ 15 N волос человека Инпань показывают незначительные изменения за исключением последних 6-7 месяцев жизни. Отсутствие существенных изменений в значениях δ 15 N свидетельствует о том, что потребление белка было относительно постоянным примерно в течение последних 4 лет его жизни. Это постоянное потребление белка, но переменное потребление С3 и С4 растения, моржет объясняться тем, что в дополнение к прямому потреблению пшеницы/ячменя и проса, человек Инпань, возможно, ел мясо домашних животных (коз, овец, крупный рогатый скот), которых кормили этими культурами в разное время года. Отсутствие изотопной изменчивости серы предполагает, что человек из Инпаня, скорее всего, не был путешественником по Шелковому пути, но оставался на одном месте в последние годы своей жизни. Будущие исследования, включающие анализ стронция на серийных срезах волос и зубов человека Йингпан, надеюсь, подтвердят или опровергнут эти выводы.

Изотопный анализ образцов волос мумий, извлеченных с кладбища Оглахты в Минусинском бассейне южной Сибири, Россия (~ 900 км к северу от Йингпана), также показывает сезонные изменения в рационе питания с использованием проса и рыбы, потребляемых в конце лета и осенью. Эти мумии таштыкской культуры относятся к тому же периоду, что и человек Йингпан (III-IV века нашей эры), и, что интересно, также были похоронены с белыми гипсовыми погребальными масками, похожими на ту, которую носил человек Йингпан. Эта уникальная погребальная традиция может предполагать такие связи, как торговля или связь между человеком Инпань и таштыкской культурой, и необходимы дополнительные исследования, чтобы изучить эту возможность более подробно.

Исторические документы, такие как письмена Харости, предоставляют дополнительную ценную информацию о сезонном рационе питания и продуктах, потребляемых жителями древнего Синьцзяна. В этих текстах описывается, как жители Таримского бассейна выращивали в основном пшеницу, просо и ячмень в качестве основных зерновых культур и что виноград тщательно обрабатывался для производства вина. Осень (около 10-го месяца года) была упомянута как время сбора урожая и торговли культурами, а также вином и животными и выплаты долгов. Таким образом, осень была бы временем года с наиболее обильным количеством пищевых ресурсов, особенно продуктов С 3, таких как фрукты, овощи и вино.

Если эта информация будет применена к результатам δ 13 C волос человека из Инпань, это позволит предположить, что значения δ 13 C уменьшились в течение летних и осенних месяцев (с июня по октябрь) и, вероятно, достигнут надира в середине осени или октября. Таким образом, срезы волос мужчины из Инпань, которые находятся на расстоянии от 8 до 10 см, от 18 до 25 см и от 36 до 43 см от его головы, отражают период средней осени (с августа по октябрь), в то время как срезы волос, которые находятся на расстоянии от 4 до 6 см, от 13 до 15 см и от 29 до 33 см от его головы, представляют позднюю зиму (с декабря по февраль). Это означает, что мужчина скончался весной, возможно, в марте или апреле. Кроме того, одежда, в которой человек из Инпань был похоронен, также предоставляет информацию о сроках смерти. Надетый на нем халат был рассчитан на зиму, так как он был длинным, двухслойным, а внутренняя часть была выстлана овечьей шерстью. В то время как миниатюрные пальто размещен возле его запястья было предназначено на лето, так как оно было короче и сделано только из одного слоя шелка. Кафтан, в котором его похоронили, был двухслойным с наружным слоем из шерсти, а внутренняя подкладка выполнена из шелка, такая одежда скорее была предназначен для весны или осени. Таким образом, погребальная одежда человека Инпань в сочетании с изотопными и историческими свидетельствами указывают на то, что человек Инпань умер где-то в весенние месяцы.

Последние месяцы Йингпан Мэна
Результаты анализа волос δ 13 C дают оценку времени года, в которое, вероятно, умер человек из Инпаня. Кроме того, значения δ 15 N и δ 34 S волос могут служить доказательством того, как мог умереть человек из Инпань. Последние ~ 6 см (ближе всего к коже головы) волос человека Инпань показывают общее увеличение δ 15 Н на ~ 1‰ (рис. 5 б). Эта закономерность нехарактерна по сравнению с другими результатами для волос δ 15 N, которые демонстрируют незначительные различия. Это уникальное обогащение 15 Н может представлять собой период катаболического истощения из-за утилизации тканевых белков в результате продолжительной болезни. Дополнительная поддержка для какого-либо заболевания или периода болезни проистекает из того факта, что значения δ 13 C практически не изменились, но незначительно уменьшились значения δ 34 S в течение последних ~ 6 см волос человека Инпань. Известно, что катаболизм тканей вызывает увеличение δ 15 N, но незначительное изменение значений δ 13 C в человеческих волосах. Кроме того, известно, что результаты δ 34 S снижают содержание эритроцитов и сыворотки крови (на ~ 1,5‰) у пациентов, страдающих раком печени. По мере того как последние ~ 6 см волос демонстрировали небольшое уменьшение δ34 С на ~ 1‰, с наибольшим снижением в течение последнего месяца жизни, эти данные в сочетании со значениями δ 13 C и δ 15 N свидетельствуют о том, что человек из Инпаня не умер внезапно, но, вероятно, страдал каким-то изнурительным заболеванием в последние месяцы своей жизни, прежде чем скончался. Однако, поскольку большинство заболеваний не оставляют следов на человеческих останках, трудно определить конкретную болезнь, вызвавшую смерть человека из Инпань.

Могильные предметы, погребенные вместе с человеком Инпань, также предполагают, что он, возможно, страдал от ухудшения состояния здоровья перед смертью. В частности, кусок рваной желтой парчи, украшенный коричневыми и синими изображениями виноградных лоз, животных, птиц, цветов, а также китайскими иероглифами “Шу” и “Ты”, был найден на видном месте с правой стороны головы человека Инпань. Это интересно, поскольку эта парча не была новой, но изношенной до такой степени, что была изодрана и потерта, но все же она была помещена на очень важное место в захоронении человека Инпань-прямо рядом с его головой. Это наводит на мысль, что она, возможно, была важным “счастливым” талисманом здоровья для человека Инпань, который часто использовался либо им самим, либо теми, кто заботился о нем перед погребением. Таким образом, как изотопные, так и археологические данные свидетельствуют о том, что человек Инпань страдал каким-то заболеванием в течение последних ~ 6 месяцев своей жизни, вероятно, зимой, и что он умер от этой болезни следующей весной.



Фотография и эскиз, показывающие детали вышитой парчи, найденной при захоронении человека Инпань.

Кто был Человеком Инпань?
Социальная идентичность и статус человека Инпань загадочны, учитывая различные культурные компоненты его погребальных принадлежностей, а также то, что коллекция его погребальных предметов уникальна по сравнению со всеми другими захоронениями, найденными на том же кладбище. Это вызвало много споров и дебатов о социальной идентичности человека Инпань.

Физическая антропология человека Инпань была исследована, но официально не опубликована. Метрический индекс его скелетных останков предполагает сочетание как европейских, так и монгольских черт. Однако реконструкция лица, проведенная Дун Вэем (личное общение), указывает на то, что структура лица человека Инпань более характерна для Западной Евразии. Это согласуется с изображением лица, нарисованного на его посмертной маске, и тем фактом, что он носит золотую диадему на лбу, которая более традиционно ассоциируется с Грецией. Однако белая конопляная маска по стилю похожа на белые раскрашенные гипсовые маски таштыкской культуры из Минусинской котловины. Кроме того, человек из Инпань и мумии Оглахтинского кладбища Таштыка датируются одним и тем же временем, а в Оглахты также была обнаружена полихромная шелковая ткань из Таримского бассейна. Эти доказательства, хотя и косвенные, могут свидетельствовать о какой-то форме связи с таштыками при жизни человека из Инпана, возможно, через торговлю или семейные отношения.

Другие компоненты погребения человека Инпань дают важные подсказки о его социальной идентичности и культурной принадлежности в жизни. Стили и типы погребальных принадлежностей человека Инпань демонстрируют уникальное сочетание как восточной, так и западной культур и традиций, которые, вероятно, были общими для жителей торговых городов Шелкового пути в Синьцзяне в течение III-IV веков нашей эры. Однако, по-видимому, в некоторых его погребальных мероприятиях присутствует сильный восточный компонент. Например, закрыв лицо, заполнив нос набивкой, его тело было погребено полностью одетым, покрытым шелковой плащаницей, в сопровождении миниатюрных ритуальных предметов в качестве погребального инвентаря в соответствии с предложенной погребальные обряды “Ян” (что означает “покрытие”), “Чжэнь” (что означает “заполнять”), “она мин му” (что означает “застилает глаза”), “Циня” (что означает “стеганое одеяло” или “погребение плащаницы”) упоминается в конфуцианской литературе йили (имеется в виду “Обряды”, сформированные во времена династий Чжоу (с 1046 по 256 год до н. э.). Кроме того, стили и узоры некоторых его могильных предметов свидетельствуют о китайских духовных верованиях. К примеру, ромб и круг-образной конструкции, декоративными узорами на крышке и серванты Yingpan человек по гроб мнению некоторых ученых традиционными “Lianbi” картина (что означает “связанный нефриты”), которая символизирует нефрит захоронения костюмы (“Jinlü Yuyi”), которые были популярны в династии Хань захоронения высокий статус дворян в Центральном и Южном Китае (например, Nanyuewang могила, могила Mancheng). В частности, поскольку нефрит считается идеальным материалом для бальзамирования в Древнем Китае, узор “Ляньби” на гробу человека Инпань несет символическое значение сохранения его тела, чтобы его душа и дух достигли небес.

Парчовый “талисман здоровья”, найденный справа от человека Инпань, также показывает явную принадлежность к Китаю, так как он был украшен китайскими иероглифами “Шу” и “Ты”. Это важно, поскольку некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что Харости был общим языком в бассейне Тарима в это время, но человек Инпань, вероятно, больше привык к китайским духовным верованиям в соответствии с этой парчой. Кроме того, подушка с кукарекающим петухом также интересна, поскольку считалось, что кукарекающий петух способен изгонять злых духов и призраков. Таким образом, подушка с кукарекающим петухом часто использовалась в погребальных обрядах в Китае со времен династии Хань, и сегодня она по-прежнему является общим захоронением в некоторых районах современного Китая (например, провинции Шаньдун и Гуйчжоу).

Восемь декоративных жемчужин, прикрепленных к подушке с кукарекающим петушком, также являются важными маркерами статуса, касающимися личности человека Инпань. В Синьцзяне жемчуг был бы товаром, импортируемым на большие расстояния из прибрежных районов, которые находятся более чем в 3000 км от кладбища Инпань. Известно, что Древний Китай, Египет, Персия, Греция и Индия производили и ценили жемчуг. Однако, согласно канонам китайской исторической литературы: Шаншу (что означает “Книга документов”; написана философами Доцинь во времена династии Чжоу ~ 1000 г. до н. э.), Ханшу (что означает “книга Хань”; написана ГУ бан во время Восточной династии Хань в 105 году нашей эры) и Хоу ханшу (что означает “книга поздней Хань”; южных династий от 432 до 445 г. н. э.), жемчуг был известен как дань в Китае, начиная с династии Ся (~ 2000 г. до н. э.), и производили преимущественно в приморских городах на юге Китая, например, Паньюй (современный город Гуанчжоу в провинции Гуандун), Хепу (современная провинция Хайнань), жуя (современной провинции Гуанси и провинции Гуандун), и т. д. Эти прибрежные районы Китая были соединены с районом бассейна Тарима торговыми путями Великого Шелкового пути и, возможно, были источником жемчуга, найденного на подушке человека Инпань. В частности, шелковая подушка, полностью покрытая нешлифованным натуральным жемчугом (помещенная под голову владельца гробницы, весом ~ 470 г), и лакированная шкатулка с жемчугом (весом 4117 г) были обнаружены из царской гробницы Наньюэ (вассальное государство Хань) в современном Гуанчжоу. Это демонстрирует аналогичное предпочтение жемчуга в качестве украшений на подушках или в качестве предметов погребения для лиц с высоким статусом.



Подушка с кукарекающим петушком. (a-d) Фотография и набросок подушки с кукарекающим петухом из захоронения человека Инпань. (e-h) Декоративные узоры из четырех мифических зверей на карнизных плитках династии Хань. (

Примечательно, что в дизайне подушки с кукарекающим петухом изображение северного стража черепахи-змеи заменено греческим мифическим зверем, известным как. Это изменение в образах и символике может свидетельствовать о том, что контакт между Востоком и Западом осуществлялся по северному маршруту и что это было связано с каким-то греческим влиянием. Согласно историческим литературным источникам, большое количество греков мигрировало в Центральную Азию с экспедицией Александра Македонского. Эллинистических царств, таких как Бактрия (Daxia в китайской литературе, расположенном в районе Памирского нагорья в современном Афганистане, ~ 1900 км от Yingpan) впоследствии стали центрами греческого влияния в этой области и экспортируемых элементов эллинистической культуры в соседние царства, которые были расположены вдоль основных маршрутов Великого Шелкового пути, такие как Давань (расположенном в Ферганской долине, ~ 1300 км от Yingpan). Некоторые древние города в районе бассейна Тарима, такие как Инпань, Майдеке и Юанша, также, как утверждается, подверглись влиянию эллинистических элементов, поскольку их городские стены были круглой формы, и это явно было уникальной архитектурой по сравнению с традиционными китайскими городскими стенами квадратной формы. Весьма вероятно, что эти эллинистические элементы были перенесены в древний город Инпань торговыми путями Шелкового пути, которые следовали в этом регионе в направлении север-юг, и, следовательно, будут способствовать тому, что греческие элементы будут связаны с северным направлением в этом регионе Синьцзян. В заключение, подушка с кукарекающим петухом демонстрирует беспрецедентное сочетание китайских духовных верований, объединенных с западными мотивами, и символизирует переплетение восточной и западной культур в этой части Центральной Азии.

Декоративный рисунок льва на шерстяном ковре является импортным элементом, поскольку лев был родом из Африки, Южной Европы, Западной Азии и Индии. Львы не были известны в Китае до 87 н. э., когда лев был послан императору Чжан династии Восточная Хань в качестве подарка от Пакора II, царя империи Анси, т.е. Парфянской империи. В частности, этот изысканный ковер, украшенный львами, свидетельствует об очень высоком социальном статусе человека Инпань, поскольку львы обожествлялись в Древнем Китае со времен династии Хань и использовались как символы власти, авторитета и королевской власти, как и в других районах Евразии. Более того, некоторые ученые также утверждают, что мотив льва на этом ковре относится к буддийскому искусству Индии, поскольку львы часто упоминаются в буддийских историях, а буддийский храм также был найден на месте Инпаня.

Хотя основными декоративными узорами на гробе человека Инпань являются узоры “Лянби”, внутри узоров были изображения виноградных лоз, листьев, цветов граната и ваз, которые явно является импортированным элементом с Запада, поскольку гранаты были первоначально одомашнены на Ближнем Востоке ~ 5000 лет назад и не были завезены в Китай до династий Хань-Цзинь или с потоком товаров по Шелковому пути. В частности, гранат использовался как символ здоровья, плодородия и возрождения, как упоминалось во многих древних культурах, особенно в греческих и турецких мифах. Таким образом, это особенно интересно, поскольку изображение граната появляется не только на гробу человека Инпань в виде цветов на изголовье и изножье кровати, но и на его кафтане в качестве декоративных узоров плодоносящих деревьев. В частности, декоративные узоры на шерстяном кафтане состоят из шести наборов обнаженных путти и животных с плодоносящими гранатовыми деревьями, стоящими между ними. В частности, каждый из этих шести наборов изображений состоит из симметричной пары противостоящих животных (коз или быков), которые либо отклоняются друг от друга, либо приближаются друг к другу. Обнаженные путти держат в руках копье, меч или щит с накидками, свисающими с их плеч, в то время как животные коз и быков находятся в позе прыжка, а у быков вокруг талии обвиты лавровые венки. Подобный дизайн рисунков был обнаружен в мозаичном полу виллы удачи в Олинф, Греция, а также еще одном мозаичном полу из Пеллы, столицы Македонии. Таким образом, предполагается, что авторы этого кафтана были знакомы с западными и восточными мотивами, характера и позирует обнаженной puttis явно западном стиле и внешности, плоды гранатового дерева считается, персидский мотив, в то время как в паре сталкиваются животные козы и быки похожи на животных, искусство Центральной Азии8. Однако этот кафтан был выполнен с использованием техники двойного плетения, подкладка и пояс были изготовлены из шелка, в то время как дизайн боковых разрезов свидетельствует о локальной адаптации для верховой езды. Кроме того, анализ с использованием высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ) на красных и желтых нитях этого кафтана позволяет предположить, что они были окрашены в местной мастерской местными материалами Rubia Tinctorum и Populus Pruinosa Schrenk, соответственно. В заключение, дизайн и стиль кафтана Yingpan Man беспрецедентны, и это шедевр, сочетающий в себе как греко-римские, персидские, среднеазиатские, китайские, так и местные элементы.



Фотография и эскиз декоративных узоров на кафтане мужчины Инпань.

Богатство и прекрасное качество предметов, погребенных вместе с человеком Инпань, указывают на то, что он, должно быть, имел высокий социальный статус до смерти. Учитывая важность города Инпань как торгового центра на Великом Шелковом пути, археологи, обнаружившие Человека Инпань, предположили, что он был богатым торговцем с Запада. Другие предположили, что Йингпан Ман мог быть согдийским торговцем, поскольку согдийцы (ираноязычный народ, чья родина находилась недалеко от Самарканда на территории нынешнего Узбекистана) были самыми богатыми торговцами вдоль маршрута. Однако, учитывая относительно молодой возраст человека Инпань (~ 30 лет), маловероятно, что он накопил все свое состояние и высокий социальный статус только благодаря торговле, а возможно, по наследству или военным подвигам. Правительство династии Цзинь учредило административную организацию “Сю Чжанши Фу” (что означает “Главный губернатор Западных регионов”) в древнем Синьцзяне, а столица “Сю Чжанши Фу” находилась неподалеку от Лопура и находится очень близко к древнему городу Инпань (~ 185 км)..Кроме того, сравнение захоронения человека Инпань с другими современными захоронениями из Ганьсу также позволяет предположить, что человек Инпань, возможно, был военным чиновником правительства Центрального Китая. Более убедительные доказательства можно найти в вышитой повязке, которая была похоронена вместе с человеком Инпань, поскольку цветные повязки, как предполагалось, использовались солдатами для защиты от злых сил в древнем Синьцзяне. Дополнительным объяснением является то, что человек Инпань был вельможей или даже царем соседнего государства Шань (он же Мошан), и древний город Инпань был предложен в качестве столицы этого государства. Альтернативное объяснение состоит в том, что человек Инпань принадлежал к местной знатной семье, которая была перемещена из Бактрии в бассейн южного Тарима после гражданской войны в Кушанской империи в конце второго века нашей эры, учитывая популярность кушанского искусства в этой области во времена династий Хань-Цзинь. Представленные здесь изотопные доказательства, в частности результаты анализа волос δ 34 S, добавляют дополнительную информацию к личности человека Инпань. Отсутствие изотопной изменчивости δ 34 С (10.от 4‰ до 11,9‰) за последние ~ 3-4 года жизни указывает на то, что человек Инпань не был путешественником или торговцем на Великом Шелковом пути, по крайней мере, в этот период своей жизни. Таким образом, человек Инпань, по-видимому, был местным жителем, возможно, правительственным чиновником или членом царской семьи в этом регионе бассейна Тарима, возможно, из соседнего государства Шан. Это может подсказать, почему он был похоронен на кладбище Инпань, поскольку оно считалось столицей этого древнего государства.

Wang, T., Fuller, B.T., Jiang, H. et al. Revealing lost secrets about Yingpan Man and the Silk Road. Sci Rep 12, 669 (2022). https://doi.org/10.1038/s41598-021-04383-5
Источник

материалы, антропология, археология

Previous post Next post
Up