Илионская таблица

Jan 20, 2021 08:00



Илионские таблицы (Tabulae Iliacae) представляют собой несколько схожих рельефных мраморных памятников, изготовленных в августовскую эпоху около 15 г. до н. э. с иллюстрациями сюжета осады греками Трои.



Известно несколько фрагментов таблиц. Наиболее известной является Tabula Iliaca Capitolina. Она была найдена около 1683 года в развалинах виллы Tor di Messer Paolo, к юго-западу от дороги в Марино, недалеко от виллы Вокония Поллиона. Оказавшись во владении семьи Спада, в 1760-х годах, при Клементе XIII рельеф поступил в Капитолийский музей. Кроме этого известен фрагмент таблицы из коллекции Борджиа в Неаполе, еще один в Берлине, рельеф Геракла Фарнезе на вилле Альбани в Риме и Tabula Rondanini хранящаяся сегодня в Национальном музее Варшавы.



Ни одна из таблиц не сохранилась целиком, поэтому их изначальные размеры остаются неизвестными. Самый большой фрагмент имеет размеры 25 на 42 см. Все находки происходят из двух разных мастерских, одна из которых, по-видимому, была ориентирована на удовлетворение потребностей более скромных по своему достатку клиентов.

Сюжетно все изображения связаны с троянским эпическим циклом, к которому относятся «Илиада» Гомера, «Гибель Трои» Стесихора, «Эфиопиды» Арктина из Милета и «Малой Илиады» Лесха с Лесбоса. Значение этого памятника состоит в том, что он дает ключ к композиции утраченных поэм. Хотя учёными было выражено немало скептицизма в отношении сюжета и содержания изображений, Теодор Шрайбер включил описание таблицы в свой «Атлас классических древностей» (1895).



Th. Schreiber - Atlas of Classical Antiquities - London (1895), pp.176-179.
Сцены, взятые из гомеровских и других эпических поэм, встречаются в греческой вазописи уже в VII веке до н.э., и нет недостатка в литературных свидетельствах о том, что те же сюжеты были одинаково популярны и на более дорогих произведениях искусства, таких, например, как сундук Кипсела. Однако только в эллинистические времена стало обычным изображать эпические сцены в регулярной последовательности, следующей за сюжетом поэмы.
Одним из самых ранних зафиксированных подобных примеров является мозаика, которая изображала всю историю Илиады на украшениях огромного корабля, построенного Гиероном ок. 284 г. до н.э. Художник Теон (или Теор) изобразил Троянскую войну в нескольких картинах, которые впоследствии были привезены в Рим. Серия фресок, обнаруженных в доме на Эсквилинском холме в 1848 году, дает хорошее представление о том, как выглядели эти картины. Они представляют собой сцены из истории, рассказанной Улиссом Алкиною в "Одиссее": Цирцея, Циклоп, Лестригоны, нисхождение в Аид. Сцены из этих циклов были также очень популярны в качестве украшений для чаш из металла или глины. Множество "гомеровских " чаш из красной Самийской посуды были обнаружены и недавно описаны профессором Робертом (50 Winckelmannsfestprogram 1890, pp. 1-96, "Homerische Becher"). Они украшены сценами из Илиады, Одиссеи, Эфиопиды, Малой Илиады, Гибели Трои, и Фиванского цикла, которые сопровождаются надписями с именами героев и цитатами из поэмы. Влияние таких произведений искусства сказалось и на литературе, в т.ч. на Вергилии. Когда Эней посещает храм Юноны в Карфагене "videt Iliacas ex ordine pugnas- цитата, которую можно было бы применить и к самому поэту.

"Tabula Iliaca" носит название ΤΡΩΙΚΟΣ (sc. πίναξ) и дает энциклопедическую серию иллюстраций Троянской войны, взятых из Осады Трои Стесихора (ΙΛΙΟΥΠΕΡΣΙΣ ΚΑΤΑ ΣΤΗΣΙΧΟΡΟΝ), или Илиады Гомера (ΙΛΙΑΣ ΚΑΤΑ ΟΜΗΡΟΝ), или Aethiopis Арктина из Милета (ΑΙΘΙΟΠΙΣ ΚΑΤΑ ΑΡΚΤΙΝΟΝ ΤΟΝ ΜΙΛΗΣΙΟΝ), а также Малой Илиады Лесха из Пирры (ΙΛΙΑΣ Η ΜΙΚΡΑ ΛΕΓΟΜΕΝΗ ΚΑΤΑ ΛΕΣΧΗΝ ΠΥΡΡΑΙΟΝ).

Памятник устроен архитектурно. Два столба (тот, что слева, был утрачен) на основании образуют каркас для осажденной Трои.Вверху, на фризе, изображены сцены из первой книги Илиады. Слева были сцены из книг II-XII, справа-сцены из оставшихся 12 книг. На основании в центре расположены сцены из поэмы Эфиопида. Все рельефы сопровождается заголовками, дающими имена персонажей и ведущих событий.

На оставшейся колонне-краткое изложение седьмой и последующих книг, 13-я, 14-я и 15-я книги опущены. Все  начинается οἱ δ’ Ἀχαιοὶ τ(ε)ῖχός τε καὶ τάφρον ποιοῦνται περὶ τὰς ναῦς. Ἀμφοτέρων δ’ αὐτῶν ἐξοπλισθέντων καὶ μάχην ἐν τῷ πεδίῳ συναψάντων οἱ Τρῶες εἰς τὸ τ(ε)ῖχος τοὺς Ἀχαιοὺς καταδιώκουσιν καὶ τὴν νύκτ’ ἐκείνην ἐπὶ ταῖς ναυσὶν ποιοῦνται τὴν ἔπαθλιν κ.τ.λ.. "Потерянный столб" давал краткое изложение предыдущих книг.

Надпись на основании, поддерживающем колонну, дает имя художника:

ὦ φίλε παῖ, Θεο]δώρηον μάθε τάξιν Ὁμήρου
ὄφρα δαεὶς πάσης μέτρον ἔχῃς σοφίας

- Учись, дорогой мальчик, теодорову изображению Гомера
Чтобы из его урока ты мог овладеть мерой всей мудрости,"

Обращение, напоминает Горация, который говорит о Гомере, "Qui quid pulchrum, quid turpe, quid utile, quid non, planius ac melius Chrysippo et Crantore dicit. В восстановлении имени Феодора не может быть никаких сомнений, так как именно он упоминается в качестве автора у Страбона (XIII, 3) среди пергамских знаменитостей.  "Аполлодор, автор "Риторики". Он основал Аполлодорову школу, какова бы она ни была. Ведь многие философские школы достигли успеха, высказывать суждения о котором мне не по плечу; к их числу принадлежат школы Аполлодора и Феодора" (καὶ Ἀπολλόδωρος ὁ ῥήτωρ ὁ τὰς τέχνας συγγράψας καὶ τὴν Ἀπολλοδώρειον αἵρεσιν παραγαγών, ἥτις ποτ’ ἐστί· πολλὰ γὰρ ἐπεκράτει, μείζονα δὲ ἢ καθ’ ἡμᾶς ἔχοντα τὴν κρίσιν, ὧν ἔστι καὶ ἡ Ἀπολλοδώρειος αἵρεσις καὶ ἡ Θεοδώρειος.).

Трудно с уверенностью сказать, какой цели служила эта таблица. Ян предположил, что она была предназначена для использования в школе, однако таблица настолько мала, что пользоваться ею мог только один мальчик. Кроме того, для школы она является слишком дорогим и амбициозным произведением искусства, с рельефными сценами, вероятно, скопированными с известных живописных оригиналов. Скорее всего, первоначально это была декоративная панель в книжном шкафу или витрине. Если это так, то таблица представляет собой самый древний пример использования изображений такого типа, впоследствии получивший широкое распространенных для передачи сцен из Библии. Как и средневековые триптихи, изображения таблицы, несомненно, тесно связаны с картинами того времени.

Сцены расположены следующим образом : Гибель Трои в самом центре рельефа.





Вид Трои с высоты птичьего полета показывает ее стены с зубчатыми стенами и башнями, а также единственные ворота. Внутри мы видим храм Афины, стоящий посреди городских домов, его территория с обеих сторон окружена длинной колоннадой. Во дворе греки выходят из деревянного коня (ΔΟΥΡΗΟΣ IΠΠΟΣ) и уже началась резня. На ступенях самого храма Аякс тащит Кассандру за волосы, а она тщетно молит о помощи богиню. Троянский лучник, прячущийся за храмом, целится из лука в Аякса. За пределами участка находятся спешащие на бой другие греки, которых впустили в ворота.



Ниже показан двор дворца Приама, окруженный колоннадой. Самого Приама, сидящего на алтаре, убивает Неоптолем, а Гекубу рядом с ним утаскивает другой грек. На земле лежат мертвые тела Астианакса и одной из дочерей Приама.



За пределами дворца находятся два храма. Тот, что справа, принадлежит Афродите (οερον ΑΦΡΟΔΙΤΗΣ), перед храмом Менелай собирается убить Елену (в последний момент ее спасает Афродита). Перед другим храмом, безымянным, грек убивает деву возле алтаря. Ниже Эней (ΑΙΝΗΑΣ) и жрец убегают вместе с домашними богами, а справа Эфру (ΑΙ-Α) узнают ее внуки Демофон (ΔΗ -) и Акамас, которые освобождают ее от рабства.

В центре стены находятся Скейские ворота, из которых выходит Эней (ΑΙΝΗΑΣ), ведомый Гермесом (ΕΡΜΗΣ). На плечах он несет своего отца (αγεεισησ) и домашних богов, за руку ведет Аскания (ΑΣΚΑΝΙΟΣ), в то время как Креуса следует за ним с плачем.





За воротами находятся две гробницы ; справа-гробница Ахилла (αιλλεωσσημα), у которой Неоптолем (ΝΕΟΠΤΟΛΕΜΟΣ) приносит в жертву Поликсену (πολυεενη), а рядом сидит Одиссей (ΟΔΥΣΣΕΥΣ) и рядом с ним Калхас (καλαασ).

Слева находится гробница Гектора (ΕΚΤΟΠΟΣ ΤΑΦΟΣ). Вокруг нее Талфибий (ΤΑΛΥΥΒΙΟΣ), плененные троянские женщины (ΤΡΩΑΔΕΣ) Андромаха (ΑΝΔΡΟΜΑΗΗ), Кассандра (ΚΑΣΣΑΝΔΡΑ) и Елена (ΕΛΕΝΟΣ) сидят на ступеньках у подножия. Вторая сцена показана на боковых ступенях; Одиссей пришел рассказать Гекубе (ΕΚΑΒΗ), которую сопровождает Поликсена (πολυεενη) Андромаха (ΑΝΔΡΟΜΑΗΗ) и Елена (ΕΛΕΝΟΣ), что Поликсене предстоит умереть.



Ниже гробниц находится берег моря, где корабли греков (ναυσταμμον αααιων) лежат вытянутыми на берегу, а справа-Сигейский мыс (ΣΕΙΓΑΙΟΝ), отмеченный колонной,



рядом с которым на корабль садится Эней (ΑΠΟΠΛΟΥΣ ΑΙΝΗΟΥ); Анхис со своим священным грузом (αγιισησ ΚΑΙ ΤΑ οερα) стоит на сходнях, за ним следует кормчий Мизен (ΜΙΣΗΝΟΣ) с рулевым веслом.



Илиада, сверху и сбоку.



А, на фризе, (1) строки 10-21. Первая сцена: Ἀγαμέμνων, Χρύσης, Ἄποινα, показывет Хриса на коленях перед Агамемноном;



(2) стк. 34-42, Ἱερὸν Ἀπόλλωνος Σμινθέως, Χρύσης, Хрис совершает жертвоприношение Аполлону и просит о мести.



(3) стк. 43-52, Λοιμός. Аполлон стреляет в греков, насылая чуму. (4) стк. 93, κάλαας, Калхас, провидец,  видит бога, уничтожающего армию. Он в ужасе отшатывается.



(5) стк. 194, Ἀγαμέμνων, Νέστωρ, Ἀχιλλεύς, Ἀθηνᾶ. Совет греков. Ахилл бросается вперед, чтобы убить Агамемнона, но его за волосы удерживает Афина, в то время как Нестор останавливает Агамемнона.



(6) стк. 430-456, Ὀδυσσεὺς τὴν ἑκατόμβην τῷ θεῷ ἄγων Ἀπόλλωνι. Χρυσηίς. Одиссей ублажает Бога гекатомбой (ошибочно восстановленной, как если бы это была Римская суоветаврилия) и возвращает  дочь Хису. (7) стк. 497 foll. ,ττιι. Фетида на Олимпе, обозначенная радугой (?), умоляет Зевса отомстить за своего сына.



Ν внизу, (1) строка 567 foll., μηριννηη ,κκάμας, Мерион убивает Акамаса. (2) строки 363 Фолля., Ἰδομενεύς, Ὀθριονεύς, Ἄσιος ; Идоменей мчится, чтобы убить Офрионея, кого поддерживает Азий; (3) линия 541 Фолля., Αἰνήας, Ἀφαρεύς. Эней преследует Афарея.



(1) стк. 463, Ἀρχέλοχος, Αἴας Λοκρός. Аякс поднимает меч, чтобы сразить Архелоха, который пришел спасти Сатния (опущен в реставрации). (2) Αἴας, Ποσιδῶν, Ἕκτωρ, Ἀπόλλων. Аякс сражается с помощью Посейдона, Гектор с помощью Аполлона, сцена, которая только в общих чертах соответствует тому тексту, который мы его имеем.



Ο Ἐπὶ ναυσὶ μάχη. Битва у кораблей с главными сражающимися: Аякс с копьем и Тевкр с луком стоят на корме, в то время как Гектор (κκτωρ) бросает факел на корабль (строка 718). Калетор (καλττωρ), убитый Аяксом, лежит мертвый у ног Гектора. Гелен, Клит, Парис и Эней (Ἕλενος, Κλίτος, Πάρις, Αἰνήας) стоят на возвышении и стреляют в корабли.



Π. (1) стк. 130, Πάτροκ. Патрокл вооружается. (2) Φοίνιξ, Διομήδης, Ἀχιλλεύς. Диомед и Феникс посещают Ахилла, сцена, не найденная в "Илиаде". (3) строка 731, Πάτροκλος. Гектор преследует Патрокла.



Ρ (1) стк. 125, Гектор нападает на Аякса, который защищает тело Патрокла. (2) строка 717, Менелай и Мерион поднимают тело в колесницу. Их сопровождают двое мужчин, вероятно, Автомедон и Алкимедон. Это не согласуется с Гомером, который заставляет Менелая нести тело на своих плечах.



Σ (1) стк. 233, Ἀχιλλεύς, Πάτροκλος. Ахилл плачет над Патроклом; мальчик (Автомедон) и девушка присоединяются к плачу. (2) строка 367 ;ττις. Фетида и одна из сопровождающих ее нимф на пути к Гефесту. (3) строка 478 ,ππλοποαα ,φφαιστος. Гефест и три Циклопа куют щит.



Τ (1) стк. 3, Θέτις, Ἀχιλλεύς, Φοίνιξ. Ахилл надевает доспехи, принесенные Фетидой. (2) линия 397, Ἀχιλλεύς. Ахилл садится на свою колесницу.



Υ. (1) стк. 318 foll., Ποσιδῶν. Посейдон отбрасывает Энея. (2) Ἀχιλλεύς. Ахилл бросается с обнаженным мечом на троянца (возможно, Полидора, строка 407). (3) Гектор (?) отступает. (4) сбитая с толку группа.



Φ (1) стк. 114, Σκάμανδρος. Ахилл убивает Ликаона на берегах Скамандра. (2 линии) 284, Ποσιδῶν, Ἀχιλλεύς. Посейдон, держа трезубец, вытаскивает Ахилла из воды реки. (3) строка 606, φργγεε. Троянцы, преследуемые Ахиллом, в ужасе бегут к городским воротам.



Χ (1) стк. 35, Ἀχιλλεύς. Гектор стоит у ворот и ждет Ахилла. (2 линии) 368, Ἕκτωρ, Ἀχιλλεύς. Ахилл стягивает шлем с безжизненной головы Гектора. (3) строки 395, Ἀχιλλεύς. Ахилл тащит тело Гектора за своей колесницей к кораблям.



Ψ (1) line 165, Καῦσις Πατρόκλου. Тело Патрокла на погребальном костре, который Ахилл вот-вот зажжет. (2) строка 287 ,ππιτάφιογγων. Погребальные игры ; гонки колесниц.



Ω (1) line 471 Ἀχιλλεύς, Πρίαμος, Ἕρμης. Шатер Ахилла обозначен занавесом, свисающим с колонн. Приам преклоняет колени у ног Ахилла. Феникс стоит рядом, хотя у Гомера он не входит в шатер. (2) Ἕκτωρ καὶ λύτρα Ἕκτωρος. Мертвое тело Гектора поднимают на телегу, а выкуп несут в палатку.

Эфиопида на основании, поддерживающем столбы.





(1) …ΚΗΣ. Ахилл убивает Подарка.

(2) Πενθεσίλεια, Ἀχιλλεύς. Ахилл убивает Пентесилию.

(3) Ἀχιλλεύς, Θερσίτης. Ахилл убивает Терсита на могиле Пентесилии.



(4) Ἀχιλλεύς, Μέμνων, Ἀντίλοχος.Ахилл убивает Мемнона, за которым стоит Антилох. Он спас жизнь своего отца Нестора ценой собственной жизни, получив в грудь копье Мемнона.



(5) Ἀχιλλεύς, Αἴας. Ахилл падает раненый у Скейских ворот под стенами Трои ; Аякс защищает его.

(6) Ὀδυσσεύς, Ἀχιλλέως σῶμα. Аякс сражается, а Одиссей уносит тело Ахилла с поля битвы.



(7) Μοῦσα. Муза (неправильно восстановленная лицом вправо) оплакивает Ахилла.

(8) Θέτις, Ἀχίλλ[ειον ?]. Фетида совершает возлияние у гробницы Ахилла, возле которой стоит поврежденная фигура (его тень ?).

(9) Αἴας μα[νιώ]δης. Аякс сидел на камне в глубоком уныни

Малая Илиада Лесха, на нижнем ряду основания :





(1) Парис падает, раненный стрелой Филоктета. (2) две фигуры, приносящие жертвы на алтаре, возможно, Приам заключает договор с Эврипилом, сыном Телефа. (3) Ἐυρύπυλος, Νεοπτόλεμος. Неоптолем убивает Эврипила. (4) Ὀδυσσεύς, Διομήδης, Παλάς. Одиссей и Диомед уносят палладий.



(5) Δούρηος ἵππος, Τρώαδες καὶ Φρῦγες ἀνάγουσι τὸν ἵππον, Πρίαμος, Σίνων, Κασσάνδρα, Σκαιὰ πύλη. Доставка деревянного коня в Трою. Эта сцена очень близко соответствует описанию Вергилия (Энеида, II, 234-49). Троянцы тащат громадного коня, Приам впереди, а зрители танцуют от восторга. Синон, чьи узы развязывают, находится рядом с Приамом. Кассандра, единственная, кто предвидит грядущую гибель, стоит в экстазе безумного ужаса у Скейских ворот.

В Неапольском музее есть настенная роспись из Помпеи. в которой сцены почти идентичны с этими (см. АНТ. д. Эрколано, III С., ПЛ. 40, Энгельманн-Андерсон, Лок. ЦИТ. Рис. 33).

P.S. На оборотной стороне Таблицы Борджиа находится список авторов и названий эпических произведений, а также указание на количество строк в каждом эпосе; эти цифры вызывают большой интерес. W. McLeod показал, что приведенные цифры расходятся с традицией эллинистической эпохи, поскольку, каждый раз, когда они могут быть сопоставлены с принятым каноном, составитель Таблицы Борджиа ошибается. Он также упоминает из иных источников неизвестную поэму Данаиды, которую приписывает Арктину. МакЛеод приходит к выводу, что речь идет о мистификации, предназначенной, чтобы пускать пыль в глаза разбогатевшим нуворишам; пример таких людей мы наблюдаем в лице Тримальхиона, уверенного, что Троя была взята Ганнибалом. Nicholas Horsfall поддерживает этот вывод, полагая, что Таблица Борджиа с характерным сочетанием эрудиции и грубых ошибок, являлось насмешкой мастера над потугами простецов продемонстрировать эффектные внешне, но ложные доказательства своей эрудиции.

Литература
  • Otto Jahn: Griechische Bilderchroniken. Bonn 1873.
  • Anna Sadurska: Les tables iliaques. Warschau 1964.
  • Nicholas Horsfall: Tabulae Iliacae in the Collection Froehner, Paris. In: Journal of Hellenic Studies. Band 103, 1983, S. 144-147.
  • Nina Valenzuela Montenegro: Die Tabulae Iliacae. Mythos und Geschichte im Spiegel einer Gruppe frühkaiserzeitlicher Miniaturreliefs. Berlin 2004, ISBN 3-89825-902-1.
  • David Petrain: Homer in Stone. The Tabulae Iliacae in their Roman Context. Cambridge University Press, Cambridge 2014.
  • Michael Squire: The Iliad in a Nutshell. Visualizing Epic on the Tabulae Iliacae. Oxford University Press, Oxford 2011.



Литература
  • Theodor Bergk Commentatio de tabula Iliaca Parisiensi. Marburg, Typis Elwerti Academicis, 1845.
  • Anna Sadurska. Les tables iliaques. Warszawa, Państwowe Wydawn. Naukowe, 1964.
  • Nicholas Horsfall "Tabulae Iliacae in the Collection Froehner, Paris". The Journal of Hellenic Studies 103 (1983), pp. 144-47.
  • Michael Squire, The Iliad in a Nutshell: Visualizing Epic on the Tabulae Iliacae. Oxford; New York: Oxford University Press, 2011. (Reviews: Bryn Mawr Classical Review 2013.02.32)
  • David Petrain, Homer in Stone: The Tabulae Iliacae in their Roman Context. Cambridge: Cambridge University Press.

Оригинал (Th. Schreiber - Atlas of Classical Antiquities - London (1895), pp.176-179) здесь: https://mediterranees.net/art_antique/oeuvres/iliaca/schreiber_en.html

Греция, Гомер, материалы

Previous post Next post
Up