Тут вот в голову пришло, что

Apr 24, 2009 16:01

Законы об интеллектуальной собственности (не об авторских правах) во многих странах являются антиконституционными, так как предполагает дискриминацию в способах оплаты труда. Например Конституция РФ говорит: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст. 37, п.3).

Для композиторов и музыкантов, писателей, режиссёров и актёров плоды их творчества являются средством получения ими заработка. Да, их труд, а также расходы на приобретение средств труда, должны быть оплачены. Если они того желают, конечно. Желают все. Многие из них желают много, гораздо больше, чем необходимо среднестатистическому человеку. Но ведь они не среднестатистические люди. Они таланты и гении, а талант и гениальность вроде бы должны быть соответственно вознаграждены.

Кроме того, можно сказать, что результат их труда работает на протяжении многих лет и потребляется многими людьми, поэтому авторские отчисления должны идти на протяжении многих лет, и даже 70 после смерти.

Но почему дядя Вася, который талантливо ремонтирует ходовку автомобилей и их тормоза, в отличие от них получает вполне разумную единоразовую оплату? А между тем, вполне возможно, что его деятельность приносит больше пользы, чем деятельность автора какого-нибудь детектива. Вполне возможно, что из-за его работы у 300 машин в году не откажут тормоза и не пострадают люди. Результат его труда тоже работает на протяжении долгого времени, и каждый не сбитый на пешеходном переходе человек и не размазанные об стену пассажиры должны по той же логике заплатить этому великому человеку компенсацию.

А талантливый педагог, который может не только научить детей читать, писать, складывать и умножать, но и привить детям тягу к знаниям и интерес к учёбе? Кстати, последнее - самое важное в его труде. Таких мало, но как оплачивается их труд знают все. А ведь большинство выпускников такого педагога станет врачами, инженерами, учёными, писателями, музыкантами, слесарями, хлеборобамии и будут приносить пользу обществу много-много лет. Но хорошо, если кто-то из них будет вспоминать свою бывшую учительницу и дарить ей букет цветов на день рождения. Но это в лучшем случае.

А вот идёт талантливый шахтёр, который добывает уголь, обнаруженный не менее талантливым геологом. (Кстати, почему последний не получает авторские отчисления с доходов от разработки открытого им месторождения?) Шахтёр за свою смену добыл несколько тонн угля, которые ему вполне справедливо единоразово оплатят. Ведь эту тонну единоразово сожгут, получат электроэнергию, которую единоразово на что-нибудь потратят. Но есть одно "но". Свои навыки, умение и секреты мастерства он передаст молодому шахтёру. Возможно, он получит единоразовую премию за наставничество, но почему-то в будущем не будет получать процентов от стоимости добытого бывшим учеником угля. Странно как-то.

То есть большинство людей так или иначе получают единоразовую оплату за отработанное ими время, (да, шахтёр частично - тоже), хотя зачастую результат их работы сказывается на протяжении многих лет. Писатель или музыкант тоже получает единоразовую (впрочем, иногда он может продать сделанную им работу несколько раз) оплату от медиакорпорации, которой он продаёт своё труд, но чаще всего и в дальнейшем получает какой-то процент от использования его произведения.

Это одна сторона проблемы. Есть и другая.

Те же музыканты, например, находятся в большой зависимости от различных медиакорпораций или мелких студий звукозаписи и часто вынуждены заключать с ними невыгодные для себя контракты. Хотя бы потому что в начале своей деятельности они не имеют средств для записи своего будущего хита и вынуждены продаваться в кабалу. (Вообще-то банковские кредиты никто ещё не отменял, но это же какой риск!) На мой взгляд, это выглядит несколько странно. Если ты талантлив, но не уверен в своих силах, запиши демку, благо это обойдётся недорого, найди среди друзей личность с задатками хорошего менеджера, и пусть он сделает так, чтобы эти корпорации сами выстраивались к тебе в очередь. С прибылью останетесь оба. А если таланта нет, то не стоит ли заняться тем, к чему он есть, и не страдать от пиратства? Кстати, от пиратства бесталанные и не страдают, это как в анекдоте про Неуловимого Джо. Их записи никто не ворует. Правда, и на концерты никто не ходит.

Вообще-то у музыканта доходы должны быть от его музыкальной деятельности - концертов, создания музыки к фильмам, работы в кафе в конце концов. Диски с записями сейчас скорее рекламный продукт. Так же как и ротация на радио и ТВ. А ведь за последнее тоже получают гонорары. Кстати, про ТВ.

Упоминавшийся выше талантливый шахтёр настолько талантлив, что не смотрит зомбоящик. В свободное время он читает Пушкина, ходит в музеи, театр и кино, а новости черпает из интернета. Но он платит гонорары всей попсе, показываемой по телевизору, которую он терпеть не может! Давайте проследим цепочку.

Телерадиокомпания платит гонорары певцам... ну или медиакорпорации. Деньги для этого она получает из рекламы, гоняемой между песнями и информационными выпусками. Создание и показ рекламы оплачивает какой-нибудь проктор с гэмблом. Деньги, потраченные на рекламу, компания включает в стоимость своей зубной пасты, а они составляют и 10, и 20 и 40 процентов стоимости товара! Шахтёр покупает эту пасту, как и стиральный порошок и прочие нужные ему вещи. То есть от 10 до 40 процентов своих с риском для жизни заработанных денег он отдаёт за то, что ему не нужно! Он же не смотрит телевизор.

Вообще не понимаю, как тут ещё можно брать деньги за диски? Их бесплатно раздавать надо и поощрять их копирование.

Насчёт писателей ещё не думала, но подумаю. Забавно всё это.

Свободу пиратам бухты! А также пересмотра законов об интеллектуальной собственности! Чтобы правила оплаты труда не были столь дискриминационными :)

звуки вслух

Previous post Next post
Up