Можно ли продавать свечки в храме?

Dec 04, 2020 13:49

Как-то на миссии встретился мне обычный русский мужик. Тот мужик, который иногда возит жену в какой-нибудь монастырь. Для души.

Так вот стал он мне доказывать, что все эти церковные лавки в храмах - все это неправильно. Обычно в таких случаях я разворачивал аргументацию про пожертвования и притворы, но тут и этого не требовалось. Потому что в ближайшем храме не было церковной лавки, а находилась она в отдельной бытовке рядом. Но мужик не сдавался и настаивал на том, что тут церковная лавка все равно находится на храмовой территории, и так быть не должно. Как-то так и разошлись.

И вот в конце недели ко мне приходит парень, который когда-то обратил ко Христу киргизскую женищну. Он просто всучил мне в руки файлик со стопкой бумаг и сказал, что зайдет через неделю, поговорить, что я обо всем этом думаю. А в файлике оказались распечатки церковных канонов.

Вот один из этих канонов:

Правило 76 Шестого Вселенского Собора
Никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен.

Вот толкование священноисповедника Никодима (Милоша):

Цель этого правила - сохранить св. храм и все вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин. 2:16), так как это - дом молитвы (Мф. 21:18). Правило это не говорит только о храме и о лицах, занимающихся предосудительными делами в храме, так как это само по себе воспрещено, а говорит о священных оградах (ένδον των ιερών περιβο᾿λων, intra sanctos ambitus), в которых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона в толковании этого правила, никому и никогда не придет на ум заводить в храме корчму или иную какую-либо торговлю. А священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, все, что окружает св. храмы (αί των θείων ναών ά᾿πασαι περιοχαί, omnia sanctorum templorum septa), И на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπύλαιον или προαύλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись. Сюда принадлежат и кладбища около храма, называемые тоже священными оградами, где также должно быть строго воспрещено ведение помянутых дел.

Через неделю мне нечего было ответить.

Православие, Храм

Previous post Next post
Up