Конфликт между патриархом Иерусалимским Диодором и Варфоломеем в 1993 году

Nov 15, 2019 13:30

По настоянию Диодора Священный синод Иерусалимской православной церкви, «принимая во внимание наши неоднократные призывы как к отдельным инославным, так и ко всем участникам диалогов на местах прекратить прозелитизм, а также наши горячие протесты, не давшие, однако, никакого положительного результата», принял решение «с целью охранения нашей паствы прекратить богословский диалог со всеми инославными вообще, то есть с римо-католиками, англиканами, антихалкидонцами, старокатоликами, лютеранами и реформатами». Об этом патриарх Диодор сообщил главам Поместных автокефальных православных церквей в письме от 13 июля 1989 года.

2 октября 1989 года в греческом монастыре святых Киприана и Иустины патриарх Диодор сказал: «Иерусалимская Патриархия <…> никогда не меняла и не будет менять учение, каноны и догматы нашей Церкви. Мы и дальше готовы трудиться, а если понадобится - и пострадать ради их сохранения. Угрозы, получаемые нами каждый день, и действия наших противников нисколько не пугают нас. Мы останемся непоколебимыми стражами, верными учению нашей Церкви». Такая позиция патриарха Диодора привела к распре между двумя Константинопольской и Иерусалимской патриархиями. В особую проблему превратились контакты Иерусалима с приверженцами старого стиля, а также открытая поддержка, оказываемая Иерусалимом тем церковным приходам в Австралии, которые находились в конфликте со своим архиепископом Стилианом (Харкианакисом). Высшей точкой противостояния двух патриархий стал Собор, проходивший в Стамбуле 30-31 июля 1993 года, на котором председательствовал патриарх Варфоломей, присутствовали большое число епископов и представителей греческой диаспоры всего мира. Этот Собор, по сути дела, был созван с целью осудить патриарха Диодора и его деятельность. Сам патриарх Иерусалимский не приехал, заявив, что, в соответствии со священными канонами, патриарха Поместной церкви может судить лишь Вселенский собор. Патриарх Диодор был осуждён за вмешательство в дела не своей юрисдикции, «фракционистскую деятельность», заговор против Константинопольской патриархии и евхаристическое общение с «раскольниками и еретиками». Собор принял решение лишить сана патриарха Диодора и двоих его архиепископов. Решения этого собора были доведены до сведения глав всех Православных церквей и вызвали бурное обсуждение, но ни одна патриархия не выразила возмущения. Последовал протест со Святой Горы Афон, однако другие крупные монастыри молчали. В то же время экуменический курс был поддержан внутри самой Иерусалимской патриархии: архиепископ Синайский Дамиан (Самардзис) после решения Константинопольского собора 1993 года прекратил поминовение патриарха Диодора.

Сразу после Собора имя патриарха Диодора было вычеркнуто из диптиха Константинопольской православной церкви. Однако спустя несколько месяцев, по достижении некоего компромисса, евхаристическое общение было возобновлено, а иерусалимские архиереи были «восстановлены в достоинстве».

Отсюда

Мой комментарий: Важные моменты выделил. Т.е. патриарх Диодор не считал, что Константинопольский патриарх может вмешиваться в дела другой Церкви и судить ее предстоятеля. На лицо типичная ситуация между Римом и Константинополем, описанная в книге свт. Илии Минятия "Камень преткновения", когда пипа Николай решил вмешаться в дела Константинополя.

Никто, в том числе и мы не вмешались в процесс. А ведь это, на мой взгляд, уже нездоровое проявление папистской ереси. Или нет? Почему мы не вмешались?

Церковное, Разборки, Иерусалим, Константинополь

Previous post Next post
Up