Миссионеры тут не совсем при чем, и сказать хочется немножко о большем.
Не так давно размышлял я об отце Данииле и пришла такая мысль, которая характеризует его, как видел его я.
Если бы ты каким-то образом попал в ад, то пошел бы туда, чтобы вытащить тебя оттуда.
Так отец Даниил любил людей.
Недавно я шел из одного не очень приятного места, и, до слез, - ведь именно так поступил Господь Иисус Христос - Он спустился в ад, чтобы вывести людей, Свое творение, из мрака шеола!
Отец Даниил очень любил людей. Я еще при жизни размышлял над этим феноменом. Ведь по сути он ничего особенного не делал. Делал только то, что должен делать каждый священник - проводил нормальное оглашение, истолковывал Священное Писание, говорил по две проповеди за Литургию, проводил занятия по аскетике, готовил миссионеров-мирян. В чем же его особый феномен? Я ответил именно так - он очень любил людей, и это чувствовалось вот так, как я сказал выше.
Поэтому я не могу решить проблему - найти духовника. Где найти такого человека. Хотя вот я тормоз. В принципе было два человека, о которых я задумывался как о духовниках. Один из них как-то поставил мне так вопрос на исповеди, что он заставил многое пересмотреть в своей жизни и наконец пережить то, о чем до этого ты мог просто говорить. А второго я как-то случайно увидел как он борется за своих духовных чад - совершенно не равнодушный человек. И теперь оба этих человека уехали из России. До слез.
И хотел бы еще немного порассуждать об этой главной добродетели - любви. Миссионер обязан уметь любить! Апостол Павел говорит:
1 Тим.1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
1 Тим.1:6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие.
Т.е. миссионер, проповедующий без любви - пустослов! А где мы можем научиться любви? В семье или в монастыре. Меня всегда возмущало, что в книгах про брак в начале часто резко заявляется, что есть только два спасительных пути - брак или монашество. Но вынужден констатировать, что это так. Потому что брак (видимо, как и монашество) снимает розовые очки и только здесь можно научиться любви. Т.е. мы учимся любить рядом с нашими близкими - супругами и детьми. Знаю, многие ожидают от брака как раз таки розовых очков. Думаю, так не бывает. Все-таки брак это крест, это труд, это скорби и прочая и прочая. Брак это то, где ты должен научиться любить. Брак это не сказка. Да и Христос показал нам любовь Бога к человеку именно на Кресте. Но есть и другая сторона. Кто-то может сказать - конечно я люблю. А на самом деле никого он кроме себя и не любит. Потому что чаще всего мы ожидаем любви к себе, но Христос этому не учил. Мы должны показывать любовь к ближнему, а не ожидать от него любви. Это очень трудно. И вот когда тот, кого ты должен научиться любить скажет, что ты его действительно любишь, тогда ты и можешь сам сказать, что любишь. А если он, не для тебя, а для себя, не может такого сказать, то никакой любви и нет. Выполнение обязанностей это еще не любовь. Можно перефразировать библейское: Если ближнего не любишь, как можешь любить дальнего? Если ты близкого тебе человека, которого ты обязан любить, не любишь, то все твое миссионерство будет лишь лицемерием и кривлянием.
Отдельно хочется сказать про т.н. модернистов. Некоторые, назовем их деятели, которых ревнители записывают в модернисты, показывают примеры любви, а вот ревнители часто показывают примеры вражды. Хотя есть и такие модернисты, "любовь" которых есть просто кривляние и смиреннословие. Проще сказать лицемерие, используемое в своих корыстных интересах. Поэтому православные христиане не должны проигрывать всяким сектантам и модернистам в любви, а учиться этой добродетели, дабы их труды не были сотрясанием воздуха.