Оригинал взят у
pr_daniil_alive в
Со страхом Божиим и верою… не приступайте! Радоница… обычный «кладбищенский» храм. Идет Литургия - тоже как всегда, вот уже на протяжении 20-ти лет, как храм восстановили. Полный храм народу, смотрю - знакомые лица (не «захожане», - те толкутся в притворе с записками), а прихожане, что каждое воскресенье приходят.
И вот, настоятель произносит до боли знакомые слова «со страхом Божиим и верою приступите» и выходит с Чашей (вернее даже не выходит, а только появляется в просвете Царских врат) и… тут же отворачивается и исчезает в глубине алтаря. Всё! За много лет отдресированные прихожане даже и не думают шелохнуться - всем всё ясно: Литургия служится заупокойная (!), на заупокойных не причащают! И храм вроде православный, не католический, и не заупокойную мессу, а Литургию Иоанна Златоуста служили… по факту.
Странно… но в богослужебном уставе встречаются только дни в которые «литургии не бывает», а вот дни в которые причащения мирян не бывает в Уставе Православных Церквей всей Вселенской Церкви сыскать, думаю, навряд ли можно. Сказано у ап. Павла: «Но вы приступили … к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22-23). Сектаны эту фразу Апостола предпочитают не комментировать, а вот для православных христиан, вроде бы, не секрет, что Церковь состоит из двух частей: Церкви Небесной и Церкви земной. Дни поминовения усопших - разве не есть свидетельство этого? Особенно тогда, когда христиане еще поют «Христос воскресе…», подчеркивая этим, что смерти нет, что во Христе едины и живые и умершие.
Когда к нам в храм приходят скорбящие о своих усопших, я обязательно им говорю так: «связь с ушедшими в мир иной существует. Есть на земле То, что может соединить живых и мертвых, ушедших и оставшихся, перекинуть мост между землей и Небом, утешить скорбящее сердце, залечить рану от разлуки. Это - Тело и Кровь Христа. Причащаясь, мы становимся «одно Тело; ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10:17). Хотите быть ближе к своим усопшим (конечно, речь не идет о богоборцам, т.к. желание близости к ним означает погибель) - причащайтесь. Миры и живых и мертвых соединятся только через Христа (ср. Еф. 1, 10). Вы пришли в храм подать записку - хорошо, теперь за ваших близких будет вынута частица просфоры и по окончании службы погружена в Кровь Христову. А где же Вы? Не должно ли в этот день и Вам испить от той же Чаши?» Поэтому лучший текст для такого человека не книжица «как вести себя на кладбище», а как исповедоваться и причащаться.
Великое дело молитва. Хорошо, что в храмы на Радоницу приходят помолиться. Молитва - это общение. Общение с теми, кого мы не видим: с Богом, Богородицею, со святыми. Но, если только этот вид общения установила бы Церковь, то должно было бы в такие дни просто служить панихиду.
И как жалко, что есть еще храмы (в Москве!), где придерживаются скорее советской, а не церковной традиции. И жалко и думается, что раз так нам дороги советские годы страха, то и даст нам Господь по желаниям нашим.
Кстати, никакой особой заупокойной службы на Радоницу наш Устав богослужебный не предполагает вовсе. А только лишь с этого дня разрешается после почти двухнедельного перерыва служить панихиды. Так что, Литургия должна быть как всегда и для всех, желающих приступать ко Господу со страхом Божиим, верою и любовью.