Apr 26, 2013 01:29
Есть такой риторический прием - не говорить оппоненту "нет", а заменять это фразой "да, но". Очень действенный, надо заметить. Причем, в письменной речи эффект от такой конструкции усиливается. Приведу простой пример:
- Мне идет это платье?
- Да. Но оно тебя полнит.
Всё. В сознание попадает только конец фразы - платье меня полнит. Значит оно мне не идет. Но не это самое интересное, а то, что критикующий не огреб на свою голову никакого негатива - он ведь сказал, что платье подходит, похвалил. Если не говорить этого "да", то эффект получается совсем другой.
Сравните:
- Мне идет это платье?
- Нет. Оно тебя полнит.
- Мне идет это платье?
- Оно тебя полнит.
В последнее время я стараюсь обращать внимание на подобные речевые конструкции, к чему и призываю других.
Вот свежий пример. В одном популярном детском журнале наталкиваюсь на обзор детской декоративной косметики. На фото накрашенные девочки 4-6 лет, и комментарии от их мам, где они дают свою оценку различным производителям. Читаю предисловие к обзору (цитирую): "Все детские психологи единодушны в том, что маленьким девочкам пользоваться декоративной косметикой нельзя. Но как объяснить это юным модницам, которые с завидным упорством таскают у мамы помаду, красят лаком ногти и "закрепляют результат" половиной пузырька духов? Выход один - купить специальную детскую косметику."
Далее читателя начинают "прорабатывать" на тему того, как хороша детская косметика, какое удовольствие приносит детям и как она спасает мамину косметичку от расхищения. Добавьте к этому красочный визуальный ряд на четырех страницах с фотографиями счастливых детей, яркими тюбиками-баночками, довольными мамами. Ну и кто к концу четвертой страницы вспомнит, что там психологи говорят?
А теперь читаем внимательно:
1. Все детские психологи единодушны (!) в том, что маленьким девочкам пользоваться декоративной косметикой нельзя.
Нормальный родитель должен задуматься.
2. Но как объяснить это юным модницам..?
Нормальный родитель должен задуматься.
3. Выход один - купить специальную детскую косметику.
Нормальный родитель должен задуматься и вернуться к первому пункту.
Сравните объем информации за "да" и за "но". Опровержение всегда в десятки раз длиннее и лучше аргументировано.
наука и жизнь