Бей врага по Уставу...

Nov 19, 2022 12:36





Часто встречается мнение, что ст. 106 и 107 Устава ООН дают право России, как продолжателю СССР, применить к Германии и другим странам НАТО, воевавшим на стороне гитлеровских нацистов во Второй мировой войне, любые военные меры вплоть до их уничтожения.

Это не так, названные статьи главы XVII Устава ООН, именуемой «Мероприятия по безопасности в переходный период», относятся к периоду, после подписания Устава 26 июня 1945 г. до того момента, когда Совет Безопасности вступит в свои права. До этого, временно (на «переходный период») его деятельность заменялась «специальными соглашениями» пяти стран антигитлеровской коалиции - СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Эти соглашения могли заключаться в каждом случае «для поддержания международного мира и безопасности».

В статье 107 Устава ООН речь идёт о действиях на переходный период в отношении государств, которые «в течение второй мировой войны были врагом любого из государств» антигитлеровской коалиции. В то время не со всеми странами СССР вышел из состояния войны. Так, СССР заключил мирные договоры: с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией 10 февраля 1947 г., состояние войны с Германией было прекращено 25 января 1955 г., с Японией - 19 октября 1956 г.

17 января 1946 г. в Лондоне состоялось первое заседание Совета Безопасности ООН и с этого момента положения главы XVII Устава ООН следует считать завершенными исполнением. Единственная официальная попытка использовать статью 106 Устава ООН после вступления в свои обязанности Совета Безопасности ООН была в 1948 г. в связи с конфликтом Израиля и Палестины. Однако, это предложение не было принято голосованием, в котором возобладало вышеизложенное мнение о том, что «переходный период не может длиться до бесконечности» и пять стран не могут решать эти вопросы в обход Совета Безопасности ООН. [Док. ООН A/C.1/ 580-584; A/465; A/467]

Следовательно, ссылаться на ст. 106-107 Устава ООН в обоснование современных военных действий России за рубежом не совсем верно. В формате пяти стран невозможно решить вопросы мира, например, на Украине, в том числе в силу коренных противоречий и разности политической воли этих стран. Однако, эти статьи остаются материальным правом ООН, имеют морально-политическое значение, как напоминание о единстве стран антигитлеровской коалиции в борьбе с нацизмом в любых его формах и проявлениях.

В тоже время, международно-правовое наследие СССР обязывает Россию и все страны мирового сообщества уничтожать нацизм: это уставы Нюрнбергского 1945 г. и Токийского трибуналов 1946 г., единогласно принятые и обязательные для исполнения всеми странами резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 г., 31 октября 1947 г., 15 декабря 1970 г. о выдаче и наказании военных преступников, Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. и др.

Однако, есть и чисто юридический вопрос: насколько Россия сохранила правопреемство в отношении договоров СССР. Дело в том, что по каждому договору наследодателя страна правопреемник должна выразить свою правовую позицию. Это сделано у нас далеко не по всем обязательствам. В ряде случаев мы продолжаем оставаться обязанными по мирным договорам и союзническим обязательствам с тем странами, которые давным-давно не являются нашими союзниками, а фактически участвуют в войне против России на стороне киевского нацистского режима.

На сегодня мы имеем состояние войны и официально введенное военное положение в стране, а значит, есть все основания приостановить мирные договоры и соглашения добрососедского сотрудничества с теми странами, которые засылают банды наемников, снабжают вооружениями и применяют военную силу в интересах неонацистов против России.

Необходимо приостановление и пересмотр договоров России, в том числе вытекающих из правопреемства СССР. Число этих договоров насчитывает примерно до 50 тысяч. Каждый из них должен быть проанализирован с точки зрения нынешнего военного времени и государственных интересов России. Думается, что решение этой задачи имеет гораздо большее значение для МИД, Минюста и федеральных законодателей, чем жалобные сожаления, возмущения и медиа-препирательства с зарубежными нацистами и их покровителями. С ними необходимо разорвать дружественные договоры и сделки, ранее заключенные в мирное время СССР и Россией.

Государство, ООН, Война

Previous post Next post
Up