Вернуться и начать жизнь сначала. Иногда люди думают, что это возможно, но жизнь быстротечна и время неумолимо. Глянешь в окошко, вот и годы прошли. Но что-то же можно вернуть? Юность, здоровье, счастье - что обратимо?
В погоне за прошлыми ощущениями люди тратят силы и состояния, настоящие и теряют будущее. Вот-вот покажется, да, это оно - то, что уже было. Но это не так, разочаруешься и снова ищешь именно тот, непередаваемый запах поля, реки, моря. Свет нежной зари, от которого был ясен ум и крепок организм. И опять не то, и снова ждёшь, а вдруг вернётся.
Не вернётся. Можно обмануть себя, написав картину прошлого, прекрасную в мельчайших деталях и тонкостях событий. И спрятать ее в чулане, надолго, потом, когда все забудут всё, достать эту картину, стряхнуть с неё пыль и паутину, и всмотреться. Но это не поможет: краски потускнели и острота зрения уже не та, а уж о силе восприятия и говорить нечего, совсем не то.
Мы тешим себя иллюзиями плавного и последовательного хода времён, представляя время в условных единицах секундах, минутах, часах…, которые бегут только вперёд, ни в бок, ни набекрень и ни в кось-накось, а только прямо - из прошлого к будущему.
Однако никто не знает, почему время секунды, стали определять только с помощью атома драгметалла цезия-133, а ведь могли бы использовать, например, совершенно бесплатную длину волны света (в ангстремах), или амплитуду дрожания электрона (в кварках). Почему секунды обязательно должны быть одинаковыми и равными между собой? Почему время течёт?
Могут ответить, что так проще устроить жизнь: проще не опоздать на урок или за пенсией. В годах проще считать тюремные сроки и трудовой стаж, а время оплаты стоянки - в минутах, а разговоров - посекундно. Арифметическая шкала времени прочно связана именно с выплатой одними чего-то другим. Когда выходит срок, и низы не хотя, а вехи не могут, одни обязательно устраивают другим хаос, ссылаясь на второй закон термодинамики, по которому со временем хаос наступает неизбежно в любой замкнутой системе накопления. Нельзя сказать, что они могут управлять хаосом, им управлять невозможно, иначе старые революционеры до сих пор бы управляли Госпланом. Но с помощью хаоса очень удобно изымать накопленные богатства и в неразберихе потихонечку их прикарманивать или перепрятывать. Почему-то биологический психотип наиболее успешных людей, да и менее успешных - всех остальных живых существ, неразрывно связан с поглощением богатств, энергоносителей - в общем, с питанием. Все живут, чтобы есть, а едят, чтобы продлить время жизни. Некоторые едят строго по часам завтрак, обеденное время, а ужин отдают врагам. Именно с помощью времени чаще всего определяется кто враг.
Зависимость от времени живой материи не всегда очевидна. Материя вечна, но со временем она может изнашиваться. Как уверяют физики, особенно это происходит в местах, имеющих «фазовый портрет замкнутой кривой». Лирики возражают, поскольку доказано, что такого «портрета» нет, например, у хаоса. Хаос вообще не нуждается во времени, он сам по себе, и ему не нужно каждый день к восьми утра ходить в школу, а тем более, на работу.
Лирики однако тоже не всё учитывают, полагаясь в основном на свою память, которая хранит прошлое, но будущее они предугадать точно не могут. Вообще-то память о прошлом времени является нерешённой научной проблемой: одни говорят, что она неизменна, но другие-то знают, что прошлое изменчиво. Ведь не даром, кое-кто так любит переписывать историю, путать даты, вырывать листы из книг, воровать карточки из каталога Ленинской библиотеки, и даже, сжигать архивы. Поэтому, изменчивость прошлого свойственна нашему времени. Непредвзято никак не получается понять прошлое время.
Из-за этого так до сих пор никто и не написал единой общепризнанной и исчерпывающей теории, объясняющей, что такое «время». На этой почве даже физики стали жульничать со временем, в своих Основах квантовой механики они официально запретили «оператор времени - t». Ничего себе механика, в которой нет времени, хотя каждый знает, что измерить квантовую величину без времени никак не получится, хоть каким прибором меряй, его всегда придётся включать и выключать строго по времени.
Немного обнадеживает физико-математическая теория относительности, в ней время может идти как угодно: вспять, по кругу или по другой траектории пространства. Но какими порциями, куда, когда и насколько точно можно будет ехать на машине времени, эта теория умалчивает.
Попытки некоторых деятелей своевольно с помощью юридических декретов крутить стрелки часов в летнее и зимнее время, как и запреты часовых поясов на глобусе, не принесли ожидаемого просветления в понимании времени. Хотя кое-кому это не помешало встретить безбедную старость, но с молодостью пришлось попрощаться навсегда.
Другим важным аспектом теории необратимости стал «парадокс стрелы времени», когда обратимые явления приводили к необратимым последствиям. Осознание этого парадокса позволило оторвать время от движения. Для этого стали искать неподвижный квант времени, но до сих пор так его и не нашли, однако доказали, что время неумолимо, хотя и не так уж быстротечно, поскольку текучесть времени опровергнута вышеназванным парадоксом.
Необратимость пытались осознать очень давно, ещё Платон назвал её «движущимся подобием вечности» и атрибутом «несовершенного мира, где нет блага, но есть лишь стремление им обладать». Время, уже тогда считалось элементом неполноты и ущербности (ни на что времени не хватает ), по сравнению с вечностью духовного мира. На этот счёт неплохо выразился Кант, сказав, что время - это «априорная форма созерцания», то есть - форма зависимости от смотрящего (созерцателя). А ещё, все ученые сошлись на том, что время - это не более чем момент смены состояний, ибо если ничего не изменяется, то и время никак себя не обнаруживает. Но тут же споткнулись о понятие «длительности». Обратимость времени никак нельзя понять без длительности, ведь срок нужно прочувствовать, чтобы его понять. Например, срок дожития постоянно существовал бы только в ожидаемом настоящем, но не в будущем: не было бы ни пенсии, ни бесплатного проезда в электричке, если бы не было конкретной длительности прошлого, вбирающего в себя будущее, увядающего и дрябнущего по мере движения к могиле.
Попытки поделить время на сакральное, изначальное и обычное тоже не объясняют причин необратимости. Мифическое понимание времени, в случаях чудесного возврата во младенчество или при реинкарнации души никак не раскрывают обратимость, применительно к будущему или прошлому младенцу, равно как и иному реинкарнируемому физическому лицу. Ведь, трудно гарантировать, что реинкарнируешься обязательно только в будущего мерчандайзера, а не в какого-то доисторического диплодока. Индусы, умные люди, высказали гипотезу, что в конечном счете «время проглатывает само себя», и обосновали существование многих времён, входящих друг в друга, как матрёшки, и выходящих оттуда же. При таком понимании необратимость перестаёт быть обязательной для исполнения.
Во всяком случае теперь более менее ясно, что необратимость пересекается различными и очень многими линиями времени, которые существуют не только в геометрическом понимании, но и имеют свойства порядкового отношения. Иными словами, если вести себя хорошо, то всё хорошее к вам обязательно вернётся, времени на это вам хватит, и это необратимо, я узнавал.