Правосудие по-пиратски

May 11, 2010 15:48


Из Минобороны сообщили, что пираты, захватившие танкер "Московский университет", не смогли добраться до берега, и погибли. Как известно, Танкер под либерийским флагом, на борту которого находились 23 российских моряка, был захвачен 5 мая утром в восточной части Аденского залива. Судно, которое перевозило 86 тысяч тонн нефти, следовало из района Красного моря в Китай. Утром 6 мая танкер освободили российские военные моряки с большого противолодочного корабля (БПК) "Маршал Шапошников". При этом россияне не пострадали, десять пиратов были задержаны и один убит в момент захвата. Военные чиновники, сославшись на несовершенство законодательства ("ввиду отсутствия соответствующей международной правовой базы"), отпустили пиратов, лодка которых через час пропала с экранов радаров. Минобороны заявило, что пиратов разоружили, сняли средства навигации, высадили за борт на надувную лодку и "отправили в свободное плавание". Сигнал с пиратского судна пропал с радаров кораблей через час после того, как лодка осталась в открытом море.
Что из этого следует:

1) Военные чиновники вообще не знают международного морского права. Они придумали миф о его несовершенстве. Им неизвестны буквы статей 100-107 Конвенции ООН по морскому праву. В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно, арестовать находящихся на этом судне лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. (ст. 105 Конвенции ООН по морскому праву). То, что карать морских разбойников мешает отсутствие соответствующей законодательной базы - ложь чистейшей воды. 7 глава устава ООН, статья 142 четко формулирует, что можно посылать флот и вооруженные силы в зону пиратства для его пресечения и уничтожения.

2) Пираты, захваченные российским военным кораблем, с поличным в соответствии с международным правом подлежат юрисдикции России в лице капитана БПК "Маршал Шапошников". В боевом соприкосновении с пиратами действуют законы военного времени. Пираты подлежат уничтожению на месте не просто как застигнутые преступники, а как враги государства, вступившие с ним в войну на море. Если они сдались в плен, то их не обязательно тащить на судне в порт, для этого существует суд капитана на месте. Капитан по российскому закону военного времени обязан вынести приговор пиратам и привести его в исполнение немедленно.

3) Военные чиновники либо не знают уставов, либо вообще не сталкивались с организацией судопроизводства на Флоте. Издревле капитаны российских кораблей имеют привилегию, если надо быть судьей над всеми, кто оказался в их власти. Эта привилегия (право) именно за российскими капитанами подтверждена не только международным правом, но даже действующим законодательством многих стран, в т.ч. США. Ещё в 1812 году патриарх Верховного Суда США Джон Маршалл вынес это знаменитое решение по делу "Schooner Exchange v. Mc Faddan" [7 Cranch, 116 (1812); Moore, Dig., II, 576-577], а затем навеки признал «экстерриториальную юрисдикцию русских военных моряков» в деле ["Tucker v. Alexandroff' 183 U.S. 424, 433 (1902); Note Gidel, Dalloz periodique, 1911.II.177].

3) Приказ отпустить пиратов без следствия, суда и приговора - это выпад против международного и российского правосудия. Это оскорбление чести, доблести и мужества тех российских моряков, которые, рискуя собой, захватили пиратов в честном морском бою.

4) Кроме того, отпуская пиратов без возможности выжить, военные чиновники, должны были бы знать, что существует статья 125 Уголовного кодекса России, которая запрещает оставление человека в опасности, даже если он пират. Существует и статья 300, карающая любого чиновника за «незаконное освобождение от уголовной ответственности» пиратов. И ещё десятки других статей и пунктов можно привести, которые были грубо нарушены нашими блюстителями «несовершенства законодательной базы».

5) Вся эта история очередной раз демонстрирует международно-правовую олигофрению военных чиновников, которым почему то досталось командовать остатками былой военно-морской мощи державы.

За морскую державу стыдно!

Морское право, Флот, Пираты

Previous post Next post
Up