В канун 20-летия Всесоюзного референдума, на котором его граждане сказали «да» Союзу ССР становится всё яснее, что
СССР юридически существует. Но где же он сейчас, где затаился на время наш многострадальный всенародно желанный СССР?
Как выясняется, никакие геополитические изломы 1990-х не привели к исчезновению СССР как субъекта международного права. Несмотря ни на что государство под названием "СССР" существует, оно не прекратило, а продолжило свою международную правосубъектность под названием "Российская Федерация". Верней сказать, Российская Федерация приютила у себя СССР, когда все его союзники и чада, ещё вчера горячо клявшиеся ему в вечной любви и дружбе, отказали ему в пристанище. А Россия - не отказала.
Такого рода явления - совсем не редкость. Для их обозначения в международном праве используется понятие "продолжательство" ("continuity") или "континьюитет" ("continuite"). Одно государство, продолжающее выполнять обязательства другого государства, называется "государство-продолжатель" ("continuing state", "Etat-continuateur"). Это своего рода право убежища одного государства в другом. Очень даже известное явление в политике и истории международных отношений. Статус временного убежища СССР - его продолжательства в корне отличается от правопреемства ("succession"). Если при правопреемстве права и обязанности переходят от одного государства (successor state) к другому (еtat successeur), то в случае продолжательства они никому не переходят, а продолжают исполняться тем же государством, но под другим названием.
«Продолжательство государства - принцип, согласно которому государство, на правосубъектность которого не повлияли изменения в его государственном устройстве или территориальных границах, сохраняет неизменным совокупность своих международных прав и обязательств, с возможным учетом сферы их территориального применения»
(Dictionnaire de droit international public, sous la direction de Jean Salmon, Bruylant, Bruxelles, 2001, p. 250) Юридический факт наличия государства-продолжателя подтверждается его собственным волеизъявлением и мнением международного сообщества. К примеру, после распада Югославии, на статус государства-продолжателя претендовала СРЮ. Однако международное сообщество её не признало в этом качестве, а расценила её лишь как правопреемника наряду с другими югославскими республиками. СРЮ именно в качестве правопреемника, как новое государство, вступала в ООН и другие международные организации.
Российская Федерация впервые заявляла о том, что она является государством-продолжателем СССР 24 декабря 1991 г., когда Президент России уведомил Генерального секретаря ООН о том, что «Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства». Затем Нотой от 3 января 1992 г. МИД России информировал диппредставительства иностранных государств в Москве о том, что аккредитованные в соответствующих государствах дипломатические и консульские миссии СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских миссий Российской Федерации. Нотой от 13 января 1992 г. было заявлено, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик». В этой связи МИД попросил рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо CCCР.
Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был по умолчанию и официально признан международным сообществом в целом и каждым государством по отдельности. За минувшее двадцатилетие были заключены сотни договоров, в которых европейские и др. страны подтвердили, что Россия - продолжатель СССР. Рукоплескали этому факту все страны СНГ, начиная со дня решения Совета глав государств 21 декабря 1991 г., когда они торжественно попросили Россию о том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. В результате Россию не заставили вновь вступать в ООН. Конференция по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне - ОБСЕ) с радостью одобрило вербальную ноту МИД России от 6 января 1992 г., по которой Россия переняла все права СССР. Авторитетные юристы мира безоговорочно признают этот факт, кто может оспорить мнение таких светил, как Я.Броунли, К.Ворбрика, Дж.Кроуфорд, М.Коскенниеми, М.Лехто, Клабберс, М.Коскенниеми, О.Риббелинк и А.Циммерманн и др.(См.: State Practice and International Law in Relation to Succession, 1998; States and Recognition in International Law, 2003; Principles of Public International Law, 2003; La succession d'Etats dans Lех-URSS, en ce qui concerne particulierement les relations avec la Finlande, 1992; State Practice Regarding State Succession and Issues of Recognition, Kluwer Law International, 1999).
То, что СССР имеет местожительство в России надежно закреплено в российском законодательстве, например, в законе 1995 № 101-ФЗ, в Указах 1993 № 201, № 472. И это очень здорово для России и для всех стран, как в политическом, так и в экономическом плане. Ведь есть с кем вести дела по серьезному, есть с кем решать, как быть дальше.
Конечно, СССР сейчас немного скованно себя чувствует, залежавшись после тяжкой и продолжительной болезни в гостях у гостеприимной России, но он обещал вернуться. И народы, проголосовавшие за него, по прежнему ждут, когда же СССР скажет своё веское слово?