Все войны когда-нибудь заканчиваются. Но поскольку политики не объясняют, чего юридически хотят добиться, чтобы закончить войну, есть смысл поразмыслить о существующих законах окончания войн.
Война заканчивается заключением мира, как продолжения того же политического противостояния с юридическим закреплением изменений соотношения сил противников, которые созданы в результате военных действий. Война может окончиться капитуляцией одной из воюющих сторон или соглашением о прекращении военных действий.
Не следует смешивать перемирие - прекращение военных действий и прекращение юридического состояния войны. Это два совершенно разных правовых режима. Иногда они возникают отдельно, а иногда накладываются один на другой.
Окончательному завершению войны как правило предшествует перемирие. Например, в результате наступления советских войск 8 сентября 1943 г. вступило в силу перемирие с Италией, 12 сентября 1944 г. ‑ с Румынией, 19 сентября 1944 г. ‑ с Финляндией, 28 октября 1944 г. ‑ с Болгарией, 20 января 1945 г. ‑ с Венгрией. Условия перемирия с этими странами действовали до заключения мирных договоров 10 февраля 1947 г.
Соглашение о перемирии с Венгрией, подписанное 20 января 1945 г. в Москве, предусматривало следующие обязательства венгерских властей:
1) выйти из войны против СССР и объявить войну Германии;
2) разоружить германские войска и передать их союзникам в качестве военнопленных, а также интернировать немецких граждан;
3) выставить для борьбы с Германией не менее 8 пехотных дивизий со средствами усиления;
4) по прекращении военных действий против Германии демобилизовать и перевести под наблюдение Союзной контрольной комиссии на мирное положение венгерские вооруженные силы;
5) эвакуировать все войска и чиновников из оккупированных Венгрией территорий, восстановить границы, существовавшие на 31 декабря 1937 г., аннулировать все законодательные и административные положения, относящиеся к захваченным территориям;
6) обеспечить и оказать содействие передвижению по венгерской территории советским и другим союзным войскам;
7) освободить всех союзных военнопленных и интернированных лиц и обеспечить их, а также беженцев достаточным питанием, одеждой, медицинским обслуживанием и транспортными средствами для возвращения любого из этих лиц в свое государство;
8) освободить независимо от гражданства и национальной принадлежности всех лиц, содержавшихся в заключении в связи с их деятельностью в пользу объединенных наций или ввиду их расового происхождения и религиозных убеждений, и отменить дискриминационное законодательство;
9) возвратить СССР, Чехословакии и другим объединенным нациям вывезенные с их территории все ценности и материалы, принадлежащие государственным, общественным и кооперативным организациям и отдельным гражданам;
10) передать в качестве трофеев в распоряжение советского главнокомандования все находившееся в Венгрии военное германское имущество;
11) не допускать без разрешения Союзной контрольной комиссии вывоза или экспроприации ценностей и имущества, принадлежащего Германии и ее гражданам;
12) передать принадлежавшие объединенным нациям и находившиеся в дунайских портах Венгрии суда для использования их союзным (советским) главнокомандованием на время войны с последующим их возвращением собственникам;
13) подчинить оперативному контролю советского главнокомандования венгерские торговые суда;
14) выплачивать регулярно денежные суммы и предоставлять товары, средства и услуги, которые могли потребоваться советскому главнокомандованию…;
15) возместить причиненные Венгрией убытки Советскому Союзу … в сумме 200 млн. долларов с погашением в течение 6 лет товарами
16) восстановить все законные права и интересы объединенных наций и их граждан на венгерской территории;
17) сотрудничать в деле задержания военных преступников и суда над ними;
18) немедленно распустить находившиеся на венгерской территории все прогитлеровские или другие фашистские политические, военные, военизированные и другие реакционные организации и впредь не допускать существование такого рода организаций;
19) издание литературы, театральные зрелища, демонстрации фильмов, работа радиостанций и средств связи должны были производиться по соглашению с советским главнокомандованием;
20) восстанавливалась венгерская гражданская администрация с обязательством выполнять инструкции советского главнокомандования;
21) учреждалась Союзная контрольная комиссия в Венгрии в целях контроля за выполнением условий перемирия;
22) объявлялись несуществующими решения Венского третейского суда 2 ноября 1938 г. и Венского арбитража 30 августа 1940 г. (о передаче Венгрии южных районов Словакии, Подкарпатской Руси и Трансильвании - 55419 км² с населением свыше 3,4 млн чел.);
23) условия перемирия вступали в силу немедленно с момента подписания. Соглашение о перемирии дополнялось уточняющими приложениями о передаче советскому главнокомандованию сведений о германских вооруженных силах и планах германского военного командования, направленных против СССР.
[1] Аналогичное содержание имели соглашения о перемирии с другими странами. Они не преследовали цели мести народам побежденных стран или уничтожения их государственности, а выражали гуманистические идеалы освобождения народов этих стран от фашизма и создания условий для свободного от нацистов развития этих стран. Таким образом достигалась демилитаризация и денацификация.
Заключению мирных договоров может предшествовать капитуляция вооруженных сил враждебного государства и заключение акта о капитуляции. В результате разгрома советскими войсками вынуждены были капитулировать и подписать акты о безоговорочной капитуляции фашистская Германия и империалистическая Япония. Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил был подписан 8 мая 1945 г. в Берлине. По этому акту германское верховное командование:
1) объявило безоговорочную капитуляцию германских вооруженных сил на суше, на море и в воздухе и всех сил, находившихся под немецким командованием, Верховному главнокомандованию Советской Армии и Верховному командованию союзных экспедиционных сил (ст. 1);
2) обязалось немедленно издать приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами, о прекращении военных действий с 23:01 часов 8 мая 1945 г. и полном разоружении с передачей всего оружия и военного имущества союзникам, не разрушая и не причиняя никаких повреждений военно-техническим средствам ведения войны (ст. 2);
3) обязалось обеспечить выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным главнокомандованием Советской Армии и командованием союзных экспедиционных сил (ст. 3).
Специально было оговорено (ст. 5), если немецкое верховное командование или какие-либо вооруженные силы, находившиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции. Верховное командование Советской Армии, а также Верховное командование союзных экспедиционных сил «предпримут такие карательные меры или другие действия, которые они сочтут необходимыми».
[2] Акт о безоговорочной капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 г. Этим актом Япония принимала условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. и обязывалась произвести безоговорочную сдачу всех японских вооруженных сил союзным державам. Японская армия и флот, а также все силы, находившиеся под японским контролем, обязывались немедленно прекратить враждебные действия, сохранить и спасти от повреждения все суда, летательные аппараты, военную и гражданскую собственность и исполнять все требования, которые могли быть наложены верховным командующим союзных держав. Японской императорской ставке предлагалось издать приказы всем командующим японскими вооруженными силами и войсками, находившимися под японским контролем, о немедленной капитуляции перед союзным командованием.
От всех японских гражданских, военных и морских официальных лиц требовалось «повиноваться и неукоснительно исполнять все указания, приказы и директивы верховного главнокомандующего союзных держав». Всем чиновникам было предложено остаться на своих местах и исполнять свои, не относившиеся к ведению войны, обязанности, пока они не освобождались от своих обязанностей верховным командующим. Японские представители, подписавшие акт о капитуляции, поручались за императора, за японское правительство и их преемников, что они будут выполнять положения Потсдамской декларации, издадут соответствующие приказы и предпримут действия, которых потребует верховный командующий союзных держав в целях исполнения акта о капитуляции. Японское правительство и японская ставка обязывались немедленно освободить всех союзных военнопленных и интернированных лиц, обеспечив их защиту и содержание.
Указывалось, что власть императора и японского правительства управлять государством будет подчинена верховному командующему союзных держав, который предпримет такие шаги, какие соответствуют выполнению условий капитуляции. В день подписания акта о капитуляции японский император опубликовал воззвание, в котором говорилось, что, принимая условия, изложенные в Потсдамской декларации, он приказал правительству и ставке подписать от его имени акт о капитуляции и издать общие приказы военным и морским силам в соответствии с указаниями верховного командующего союзных держав.
Акты о капитуляции Германии и Японии предусматривали «разоружение, демилитаризацию и оккупацию» этих стран в целях искоренения фашизма и преобразования их на демократической и миролюбивой основе. Эти же принципы содержались в решениях Крымской и Берлинской конференций.
Мирные договоры бывают: а) предварительные и б) окончательные, в) общие и г) сепаратные.
Предварительный (прелиминарный) мирный договор прекращает военные действия и в общих чертах определяет условия будущего мира, которые могут впоследствии изменяться и уточняться.
Общий мирный договор заключается всеми участвующими в войне странами, и сепаратный заключают два или несколько враждующих государств, в то время как другие страны продолжают оставаться в состоянии войны или, если война окончена, не присоединяются к договору.
Например, если в наше время Словакия и Венгрия заключат с Россией договор о прекращении военной помощи киевскому нацистскому режиму, то такой договор можно именовать сепаратным.
В большинстве коалиционных соглашений союзники договариваются не заключать с противником сепаратного мира. В Декларации объединенных наций от 1 января 1942 г. содержался специальный пункт о незаключении сепаратного перемирия или мира с врагами. Американо-английская практика на сей счет непоследовательна и вероломна. Свои союзнические обязательства они постоянно нарушали, так, в 1941, 1942 и 1943 гг. в Португалии и Швейцарии происходили переговоры за спиной СССР между представителями Англии и Германии, а потом между представителями США и Германии по вопросу о заключении сепаратного мира с Германией. Это означало, что правительства США и Англии пытались договориться с Гитлером о сепаратном мире. Другим примером нарушения коалиционного союза с СССР является сепаратный договор США с Японией, заключенный на конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 г., а затем в апреле 1952 г.
Содержание мирных договоров включает положения: о юридическом прекращении состояния войны и восстановлении мирных отношений, о территориальных изменениях, о материальных обязательствах (репарациях и реституциях), о контингенте войск для побежденных и др. Наследием мирных договоров СССР являются принципы разоружения - демилитаризации нацистских государств и наказание всех военных преступников-нацистов. По окончании второй мировой войны для послевоенного устройства и мирного восстановления по решению Берлинской конференции 1945 г. был создан Совет Министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции (СМИД).
Мирные договоры были заключены СССР со странами гитлеровской коалиции ‑ Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Финляндией. Они были подготовлены СМИД и утверждены на Парижской и Нью-Йоркской конференциях 1946 г., а затем 10 февраля 1947 г. подписаны в Париже, после чего ратифицированы каждой из стран-участниц.
В процессе выработки этих мирных договоров США и Англия, стремились навязать условия жестокого возмездия, экономического истощения и порабощения побежденных стран, а их население поставить в бесправное положение дешевой рабочей силы. СССР не пошел на эти условия для народов побежденных стран, что в позже обернулось их черной неблагодарностью, антисоветизмом и нынешней русофобией.
Советский Союз настаивал на том, чтобы мирные договоры создали более прочные предпосылки для денацификации в побежденных странах, требовал распустить фашистские организации, наказать всех нацистских преступников в этих странах. Но под давлением США из мирных договоров были выхолощены положения о денацификации, сохранилась лазейка для оживления фашизма, который потом «выстрелил путчем» в Венгрии в 1956 г.
Репарации. По мирным договорам побежденные страны обязывались возместить ущерб антигитлеровской коалиции. Однако СССР проявил великодушие и социалистический гуманизм, согласившись на частичное возмещение ущерба, а позднее в одностороннем порядке снизил свои репарационные требования к побежденным странам. На Крымской и Потсдамской конференциях сумма репараций с Германии была определена в 20 млрд $, из них 10 млрд, должен был получить Советский Союз, хотя именно он внес основной вклад в разгром фашизма. В мае 1950 г. СССР снизил уплату остававшейся суммы на 50% (до 3171 млн.). С 1 января 1954 г. СССР прекратил взимание репараций с ГДР. Неуплаченная сумма составила 2537 млн. $ в ценах 1938 г. СССР предлагал и западным державы завершить взимание репараций с Германии к 1954 г. Однако они отказались проявить гуманизм и выгребли всё до последнего цента.
Срок уплаты репараций Румынией и Венгрией был определен в 8 лет. В 1948 г. СССР сократил на 50 % оставшуюся сумму платежей со стороны Румынии, Венгрии и Финляндии. Согласился зачесть в счет репараций стоимость поставок товаров, оплаченных по коммерческим контрактам. И за это тоже получил оттуда ненависть ко всему Советскому и нынешнюю русофобию.
Валюта репараций - это еще один проигрышный пункт мирных договоров. По валюте, в которой будут рассчитываться и уплачиваться репарации, США и Англии обыграли СССР, навязав пункты по, которым репарационные поставки выплачивались не товарами, а американской и английской валютой. Тогда и произошло нынешнее долларовое закабаление стран Европы, освобожденных от нацизма на русских костях. Советское правительство тогда пыталось этому противостоять, но в конечном счете проиграло, и ныне американо-британская валютная система правит миром, награбленные гитлеровцами ценности до сих пор работают против русских.
Заграничная собственность побежденных стран, также является условием послевоенного мира. По этим пунктам СССР тоже проиграл в пользу американо-английских империалистов, все заграничные активы побежденных стран оказались главным образом в Англии и США. Кроме того, они добились для своих граждан процедуры персонального возмещении ущерба, причиненного им во время войны. Потом к этой процедуре присоседилось Государство Израиль, которого не существовало во время второй мировой войны, но сумевшее получить своим гражданам персональные выплаты от нацистов для «жертв холокоста». Советский Союз, выражая интересы пролетарской солидарности с трудовым народом побежденных русским солдатом стран, не потребовал от них расчетов по частным искам об ущербе для советских граждан, пострадавших от нацизма, исходя из того, что репарационные суммы шли в том числе на социальное обеспечение трудящихся, для которых не предусматривалась частная собственность.
Реституция - возврат имущества. Награбленное вывезенное нацистами с территории Советского Союза, который потерпел наибольший ущерб от гитлеровской оккупации, по условиям мирных договоров далеко не в полном объеме возвращалось победителю. В вопросах реституции СССР проиграл англо-американской дипломатии как в объемах требований по возврату имуществ, так и в реализации достигнутых договоренностей, добровольно отказался от окончательных расчетов по реституции из соображений русского великодушия и идеологии солидарности трудящихся.
Территориальные изменения по мирным договорам 1947 г. сводятся в основном к следующему: Италии были установлены границы, существовавшие до 1938 г., за вычетом «свободной зоны Триест» и территорий, отходивших к Югославии ‑ Юлийской Крайпы, долины Верхнего Изонцо, города Зару в Далмации и острова Пелагоза в Адриатическом море и Греции (Додеканезских островов). Италия лишалась колоний в Ливии, Эритрее, Сомали, Албании и Эфиопии. Венгрии уменьшена территория до границ начала 1938 г., Северная Трансильвания возвращена Румынии. Чехословакии передан небольшой участок на южном берегу Дуная. Восстановлены границы Финляндии, существовавшие на 1 января 1941 г., за исключением района Петсамо (Печенга), который возвращен СССР.
Статьи о демилитаризации нацистских режимов устанавливали, как главный ее критерий, численность войск побежденных стран: Италии разрешено иметь армию в составе 185 000 чел., 65 000 карабинеров и флот в составе 2 линкоров и других военных судов общим водоизмещением 67 500 тонн; Румынии ‑ 120 000 военнослужащих, Венгрии ‑ 65 000, Болгарии ‑ 55 000, Финляндии ‑ 34 400. Минусом этих договоренностей по демилитаризации было почти полное отсутствие договорного механизма контроля и обеспечения выполнимости обязательств. Военщина США и Англии быстро впитала в себя остатки нацистской военной мощи в Германии, Австрии, Италии, Японии и др. стран, освобожденных от нацизма ценой неимоверных усилий и миллионов жизней советских солдат. В обход СССР они организовали пересортицу остатков нацистских мобресурсов и переформатировали их под себя, заключив Парижские и Боннские соглашения по Германии, а затем создав на их основе милитаристский блок НАТО.
Демилитаризация Германии предполагала сохранение сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил в минимальной достаточности для обороны страны. Военное производство должно было быть строго ограниченным. Но англо-американская военщина заболтала выработку статей договора, только к 1954 г. СМИД согласовал основные условия демилитаризации Германии, которые в конечном счете были сорваны. США и Англия в обход СССР заключили сепаратные мирные договоры с Германией и Японией, проигнорировав предложения СССР о выводе в 1955 г. всех оккупационных войск с территории побежденных государств.
Репатриация - существенное условие мирных договоров, определяющее возвращению на родину военнопленных и перемещенных лиц. Порядок и сроки репатриации регулируются, как правило, отдельными соглашениями, заключаемыми после достижения перемирия или подписания мирного договора. После окончания второй мировой войны Советский Союз добросовестно репатриировал германских, японских и др. военнопленных, а также интернированных, перемещенных лиц, и закончил эти процедуры к 1955-1957 г. США и Англия не только не провели полную репатриацию, но применяли японские воинские формирования в войнах на Филиппинах, в Индонезии, Корее и др. Немецкие военнопленные, находившиеся в руках американского и английского командования, были использованы для восстановления немецко-фашистского компонента НАТО.
Таковы основные юридические контуры завершения второй мировой войны. Для современности история мирных договоренностей с побежденным противником весьма поучительна тем, что выигрыш на поле боя совсем не означает юридической победы в войне. Любые завоевания могут быть перечеркнуты одним росчерком пера вражеского юриста, задача России выиграть в этой схватке, освоив юридическую науку побеждать.
Хочется верить, что современные российские дипломаты ни в чем не уступают сталинским. Но в то же время есть опасение, что для прекращения военных действий на Украине из вашингтонского парткома нам будут выдвинуты неприемлемые, кабальные и позорные для России условия. Чтобы этого не случилось, и чтобы юридически не предать значение подвига русского воинства в борьбе нацизмом на Украине, нужно уже сейчас сформулировать правовые требования к конструкции мира на Украине, окончательной и безоговорочной победы России.
___________________________
[1]. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. - М: Тип. «Правды», 1945. Т. III. С. 76‑85.
[2]. Там же. С. 261‑262.