Очередной обмен военнопленными состоялся накануне года, за минувшие военное трехлетие таких обменов насчитывается около пятидесяти. Счёт обменянных людей идет уже на тысячи.
[1] Однако до сих пор неизвестно насколько законны эти обмены. Никакого закона или подзаконного нормативного акта на этот счет нет. Достаточно странным выглядит участие в организации этих обменов всякого рода чиновников, коммерсантов, в том числе из восточных и арабских стран. Условия привлечения этих посредников не оглашаются. И это ещё более странно. Ведь если человек похищает другого человека, а потом требует за его обмен выкуп, то это является уголовным преступлением.
[2] - Почему же государство поощряет такой бизнес?
Россия меняет военнопленных, а не заложников. Однако официально никакой политической доктрины или концепции на эту тему не оглашается. В тоже время иностранная пропаганда периодически сообщает о каких-то мутных схемах выкупов, например, о том, что российский миллиардер Абрамович финансировал обмен 215 «азовцев» и 10 британских, американских и др. наёмников, трём из которых был вынесен смертный приговор, на 55 российских военнослужащих.
[3] Трудно себе представить, что этот миллиардер действовал себе в убыток. Как и саудовский принц, который кстати, удостоился на высшем уровне благодарности за передачу «военнопленных иностранных граждан, незаконно участвовавших в боевых действиях в Донбассе».
[4] Вместе с тем, каких-либо нормативных правовых или судебных актов, насчет участия принцев и коммерсантов в обменах военнопленными в российском законодательстве нет.
Пресс-секретарь российского МИДа М.В.Захарова зачастую негодует, что «киевский режим продолжает всячески саботировать процесс обмена пленными… в сторону бесконечных международно-политических перформансов»
[5] Но о чём можно негодовать, если правил обменов никаких нет. Никто юридически не определил, каковы обязанности сторон, каковы критерии эквивалентности обменов.
По самым пустячным поводам у нас полно всяческих законов, например, «обмен товара», «обмен сотового телефона», «обмен данными», «культурный обмен» и множество других обменов. По теме обмена военнопленных нет ничего, ощущается какой-то «законодательный пробел» или даже «правовой вакуум».
А ведь это серьезный вопрос для суверенного государства. Военнослужащий испокон веков во всех правовых системах считался носителем власти, который от лица государства наделен правом воевать и убивать врагов. То есть, наделен сверх правом, которого нет даже у верховного и конституционного суда. Они не могут убивать, а солдат может и должен это делать на войне.
Закон о статусе российского военнослужащего допускает плен [п. 8 ст. 3.
[6], но только как повод для сохранения денежного довольствия и выплат членам семей военнослужащих. Однако закон ничего не говорит ни об обменах, ни о том, где граница между преступлением - добровольной сдачей в плен [ст. 352.1.
[7] и позволительным поступком - даже геройским, как считает Уполномоченная по правам человека Т.Н. Москалькова. [1] Ничего в законодательстве нет о режиме военного плена для иностранных военнослужащих, хотя, каждый иностранец и по конституции, и по закону подлежит миграционному учету
[8], обязательной государственной дактилоскопической регистрации, разрешительному порядку на проживание
[9]. Закон умалчивает, подлежит ли иностранный военнослужащий плену, миграционным правилам и ограничениям.
- Может быть обмен пленными предусмотрен международным правом?
Ничего подобного, в международном праве нет. И в мирное, и в военное время захват заложников, а тем более их обмен, строго запрещен.
[10] Процедуры обмена для военнослужащих международное право вообще не предусматривает. Может быть это по тому, что международники лучше, чем цивилисты, понимают толк в слове «обмен», которое в официальной лексике применимо в основном к неодушевленным вещам, товарам, предметам обмена. Для людей законы и обычаи войны предусматривают специальную процедуру - «репатриации», которая не зависит от каких-либо коммерческих торгов и бартерных обменов. Женевскими конвенциями о защите жертв войны репатриация в период ведения боевых действий не разрешена вообще. Она может допускаться только как исключение, и только для раненых, тяжело больных и интернированных из нейтральных стран.
[11] С точки зрения классического международного права вооруженных конфликтов, никаких обменов плененной живой силой в период боевых действий не может быть в принципе. Да и с позиций здравого смысла, пополнять строй неприятельских войск за счет возврата им из плена их опытных, озлобленных, озверелых и недобитых солдат - это значит затягивать войну. Устраивать бартеры по обмену солдатским человеческим товаром - такого не предусматривает международное право цивилизованных народов.
Слезливые и инфантильно легкомысленные читатели, разумеется, воспримут мои слова в штыки. Разорвут в клочья автора, который против того, чтобы «мальчиков» возвращали их матерям и женам. Да еще и перед веселым праздником Нового года.
Но автор, увы, воевал и понимает, что на войне не бывает веселых праздников, даже в тылу. Война - это суровая действительность с кровавыми и безвозвратными последствиями. Штатская плачевная лирика здесь не работает. Азовцы, нацисты и фашисты, захваченные в бою ценою наших потерь, а потом отпущенные с почетом из русского плена, в сто крат опаснее, мстительные и отвратительнее. Никто не может гарантировать, что, побывав в нашем плену, они стали лучше. Наоборот, по боевому опыту знаю, они звереют окончательно. Нет таких преступлений, на которые не пойдет нацист и наемник, выменянный или выкупленный из плена.
Нет никакого, ни юридического, ни военно-политического оправдания бартерных операций по обмену плененной живой силой с воюющим противником.
- Что же делать для легализации уже существующей практики обменов?
Во-первых, всем военачальникам желательно просто прочитать, так сказать, ознакомиться с конвенцией об обращении с военнопленными. Этого достаточно, раз уж выпала честь быть командирами и начальниками. Это нужно для того, чтобы понимать простую народную истину: волк даже в капкане остается зверем. А вырвавшись из капкана, он звереет окончательно. Плен не повод для сюсюканья и создания санаторно-курортных условий проживания военнопленным. Это повод поместить их в среду законности и правопорядка, перевоспитания трудом и осознанием правоты России.
Во-вторых, конвенции устанавливают жесткий, но рациональный трудовой лагерный режим для военнопленных. И никак иначе. Пленный в современной войне - это не феодальный аманат, не приз дикарей, не товар на передержке для роста цены и моржи обмена. Пленный - это человек, противник и враг, который имеет право на минимум воинского уважения, на скудное пропитание, трудовую повинность и строгую дисциплину лагерей. Именно из этого исходили авторы-составители в 1907, 1949 и 1977 действующих гаагских и женевских правил и обычаев войны. Эти правила написаны кровью миллионов воинов и жертв прошлых войн. Поэтому они достойны того, чтобы их читать и уважительно вчитываться в них, особенно перед тем, как становиться большими военачальниками, военными экспертами, военкорами и уполномоченными.
мВ-третьих, нельзя отрицать, что плен - это страдание и невыносимая боль для военнослужащих и их семей. Но задумаемся, разве шести миллионам советских военнопленных было легче в гитлеровском плену. Разве тогда государство и люди меньше любили свою жизнь и меньше переживали за тех, кто на фронте. Вспомним, почему Сталин отказался выменивать у гитлеровцев своего сына. Не надо быть коммунистом, чтобы понимать, что репатриация военнопленных - это результат войны, результат победы. Если хотите выразить жалось солдатам и офицерам, оказавшися в плену, побыстрее освобождайте их из нацистских лагерей и застенков. Освобождайте с боем, уничтожая на этом пути всех врагов, которые осмелились удерживать в плену российских воинов. Вот это лучшая правовая и военно-политическая коммерция. А до этого придется терпеть, скрежеща зубами и понимая, как тяжел каждый день и каждый час наших солдат в бандеровском плену.
В-четвертых, существующие конвенции адресованы странам (государствам), а для того, чтобы переадресовать их смысл исполнителям - должностным, юридическим и физическим лицам, нужен национальный закон государства. Твёрдый и ясный внутригосударственный закон о том, как будет вести себя власть и воинство по отношению к вражеским военнопленным. Уставные правила поведения, материального содержания, охраны, обороны, оперативно-розыскной работы, труда и жизнедеятельности должны быть четко регламентированы внутригосударственным правовым актом - уставами и положением о военнопленных. Примерно таким, которое было принято в СССР сразу же после начала войны в 1941 г.
О разработке и принятии такого юридического документа автор и его коллеги по военному праву и военным наукам безрезультатно твердим уже более тридцати лет.
Уверены, что жизнь, суровые военные реалии, в том числе гнилая сущность недоговороспособных нацистско-бандеровских меняльщиков, докажут нашу правоту и верность сталинской военно-юридической трактовки законов военного времени.
____________________________
[1]. Россия и Украина обменялись пленными //
РБК. 2024.12. 30. Минобороны сообщило о возвращении 150 военных из украинского плена // Российская газета.
2024.12.30.
[2]. Статья 206. Захват заложника. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 25. Ст. 2954.
[3].
Forbes. 2022.09.23.
[4]. Телефонный разговор с Наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом //
2022.09.22.[5]. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. // Сб. международных договоров СССР. Вып. XLIII.- М., 1989. С. 99 - 105.
[6]. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ). 1998. № 22. Ст. 2331.
[7]. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // СЗ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[8]. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2023) // СЗ. 2006. № 30. Ст. 3285.
[9]. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 09.11.2024) // СЗ. 2002. № 30. Ст. 3032.
[10].
Телеграмм. 2024.12.03.
[11]. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 125 - 204, 279 - 280.