Что важнее: военная присяга или контракт?

Nov 05, 2024 00:23





Когда становишься военным, то возникает вопрос зачем? Затем, что у нормальных людей принято защищать свою Родину с оружием в руках. С глубокой древности народы мира хранят обычаи, традиции и обряды принятия новобранцев в воинский строй. Смысл военной присяги - торжественная ритуальная клятва воина на верность Родине.

Однако понятие Родины у разных людей разное. Некоторые вообще существуют без Родины, а иные тут же о ней забывают, как только возникает какая-нибудь опасность или дискомфорт. Опасность быть убитым в бою за Родину ставит человека перед выбором: воин я или нет, готов пожертвовать своей жизнью в бою или нет. Подтверждением выбора является присяга, она издревле была духовно-нравственным выбором человека. За века менялись цари, правители, власти и государственные устои. Менялся и текст военной присяги, но суть её оставалась единой - клятвенным обещанием стране в том, что готов воевать за неё а, если потребуется, отдать здоровье и жизнь в бою.



В царской России присяга сопровождалась религиозным обрядом с учетом вероисповедания новобранцев. Военные присягали трижды и более раз: 1-й раз при призыве, на верность службе; 2-й - по прибытии в войсковую часть с назначением на должность солдата; 3-й - при производстве в офицеры. Отдельная присяга полагалась для чинов по должностям, например, военных судей, присяжных заседателей и др. Присягающий православный на построении части, держась левой рукой за Знамя части, а правую поднимал вверх, стоя перед налоем с Евангелием и Крестом, произносил вслед за военным священником «обет верности государю и Отечеству и в непрекословном повиновении воинским законам», после чего целовал Крест и подписывал «присяжной лист». Ритуал присяги соответствовал виду войск: в полевой артиллерии присягали «перед фронтом орудий»; в крепостях - на «валганге крепостной ограды»; на построении «перед фронтом части» и др. [1] Присяга царизму отражала одновременно религиозные и национальные обычаи соответствующего исторического периода. Она не рассматривалась как торговый контракт между властью и воином, это скорее был юридический факт- возникшего правового состояния чести - воинской верности.

В Советские Вооруженные Силы традиция воинской присяги перешла в обновленном морально-политическом содержании. 22 апреля 1918 ВЦИК утвердил единый текст присяги РККА под названием «Формула торжественного обещания». Идеологом и вдохновителем советской присяги был В.И. Ленин, организатор и участник первого советского ритуала принятия присяги красноармейцами и командирами 4-го Московского рабочего полка, Варшавского революционного полка и отдельной сводной караульной дружины, охранявшей Кремль. В марте 1922 ВЦИК принял постановление о порядке приведения к Присяге всех военнослужащих РККА и РККФ и установил единый день её принятия. С этого времени ритуал присяги совершался ежегодно 1 мая коллективно в парадном строю. В сентябре 1923 в текст присяги были внесено изменение, учитывавшее образование СССР в декабре 1922. В январе 1939 текст присяги был приведён в соответствие с Конституцией СССР 1936 и утверждено новое Положение о порядке её принятия в индивидуальном порядке. С этого момента присяга означала принятие воином личной ответственности за защиту Советской Родины. [2] В последующем тексты присяги менялись Указами Президиума Верх. Совета СССР от 10 июня 1947 и 23 августа 1960. В Советской присяге были закреплены морально-политические требования к воинам:

«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.
Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся» [3].

Согласно Положению о порядке принятия военной присяги, утверждённому Указом Президиума Верх. Совета СССР 30 июля 1975, лица, призванные на действительную срочную военную службу, принимают присягу после прохождения ими «курса молодого бойца» не позднее 1,5 мес. со дня прибытия в воинскую часть. Присяга принималась в торжественной обстановке под руководством командира воинской части; день её принятия считался нерабочим, праздничным для соответствующей воинской части. [4]

Военнообязанные, приписанные к воинским частям и не принимавшие ранее присягу, принимали её не позднее 5 дней по прибытии в воинскую часть во время учебных сборов. С объявлением общей или частичной мобилизации все военнообязанные запаса, не принимавшие присягу в мирное время, принимали её по прибытии в воинскую часть.

Ритуал советской воинской присяги не сопровождался церемонией подписания контракта о военной службе. Считалось, что присяга - это и есть контракт и одновременно юридический факт готовности служить Отечеству. Присяга не обуславливалась материально-финансовыми и иными шкурными интересами новобранца. Базарно-рыночный подход, наём в частное военное услужение полностью отрицался, считался низостью и кощунством по отношению к воинской чести, героизму и самопожертвованию во имя Родины. Но каждый воин знал, что закон на его стороне, и всё положенное будет ему обеспечено независимо от контракта и договора с властями.

Когда от нас уходили коммунисты, они забрали вместе с собой и присягу. В сознании буржуазно-олигархических проамериканских властей никак не укладывался смысл бескорыстной советской воинской присяги. Её морально-политическое и идеологическое содержание откровенно раздражало правящий бомонд, замешанный исключительно на купле-продаже всего и вся. Одновременно с этим рыночная идеология имела целью полное уничтожение Советской военной мощи, десоветизацию и расчеловечивание всего патриотического и непродажного на территории СССР и всех бывших стран социализма. Директивно-силовым методом был навязан контрактно-коммерческий подход к присяге. Точнее, к её полному аннулированию. Если раньше она была юридически и актом, и фактом, то теперь её значение иное - это просто «памятный день», торжество, празднество, церемония.

Подмена присяги контрактом завершило внедрение идеологемы буржуазно-коммерческого отношения к воинскому труду в интересах политики богатых и знаменитых господ. В их преставлении солдат - это просто чернорабочий, наёмник, нанятый воевать за плату человечек. Причем контракт получился странным, как навязанная услуга. Действующую ныне типовую форму контракта о прохождении военной службы [5] контрактом не назовешь. Ведь по гражданскому праву, контракт (договор) предполагает свободу человека при заключении договора, возможность изменить его условия, и даже выбрать другую систему права. [6] Ничего подобного не предполагается при заключении контракта о прохождении военной службы. Никакой правовой связи с присягой контракт не имеет, отсчет начала военной службы - день присвоения воинского звания или день вступления в силу контракта [5: ст. 3 п. «а» «г»], но никак не присяга.

Возникает вопрос, разве подписание контракта о прохождении военной службы заменяет принятие Присяги?

Смешение понятий присяги и контракта формально юридически попытались развести тем, что присяга обязательна для всех новобранцев - «граждан, проходящих военную службу по призыву или впервые поступивших на военную службу по контракту». [7] Однако присяга оказалась необязательна для иностранцев, охотно принимаемых на российскую воинскую службу. Кстати, к другим видам государственной службы иностранцам доступ закрыт (депутатом, сенатором, судьей , губернатором прокурором, мидовцем и даже муниципальным чинушей иностранец быть никак не может). А вот, военным с доступом к военной тайне и секретным вооружениям - пожалуйста - отслужи без присяги и получишь гражданство, и присягать уже не надо.

Идейно-нравственный смысл военной присяги разбился о чисто меркантильный и лицемерный подход к людям. Исконная духовная ценность присяги оказалась униженна и оскорблена. Разве это не унижение, что в законодательстве исчезло даже упоминание о юридическом значении советской военной присяги? Поступление бывших советских военнослужащих на военную службу России разрешено, ими пользовались долгие годы, но их присяга не считается равноценной российской. Советская присяга с ныне действующей присягой никак не согласуется по смыслу. Нет юридической определенности между присягнувшими и не присягнувшими воинами. Ничего не сказано законом: о присяге «частных военных»; о соотношении других присяг с военной присягой; о противопоказании присяг для лиц, ранее присягнувших на верность иным властям и армиям.

В общем все эти годы в правом отношении тема присяги оказалась запущенной, запутанной в контрактах, коммерции, коррупции и диком восторге транс-либеральными голливудскими ценностями и преклонением перед заокеанской продажностью рынков военной силы.

Вот и получается, что военная присяга теперь это только «памятный день» - с 2023 г. появился в календаре - День Военной присяги (21 ноября).[[8]] Очередной повод расслабиться, выпить и закусить.

Но, честно говоря, расслабляться не хочется, ещё не пора в нынешнее военное время. И поэтому вот, что хотелось бы сделать в государственно-правовом отношении:

1. Контракты как атрибут продажности и торгашества применительно к военной службе не уместны. Нужно прекратить порочную транс-либеральную практику пустопорожних контрактов. Вместо них вспомнить о нашей Отечественной военной присяге. Она лучше, чем контракт. Она одухотворят воина служить бескорыстно и славно. Ни за какой контракт умирать не пойдешь, а вот за слово, данное Родине, умрешь на поле брани не задумываясь. Просто понять, что присяга - это и есть контракт, но более ценный в духовно-нравственном и исконно патриотическом смысле. Вот так и записать в законе, а контракт вернуть в зад западникам транс-гуманоидам.

2. Прекратить лукавую практику обещания гражданства иностранцам, заключившим контракт о военной службе. В ряды воинов принимать только тех иностранцев, кто присягнет на верность России, и одновременно предоставлять гражданство. Если военный-иностранец нарушит присягу, то гражданство аннулировать в упрощенном порядке и судить за нарушение.

3. Военная присяга должна быть равной и эквивалентной разным её видам. Советская присяга приравниваться к российской в правовом отношении. Военная присяга должна быть выше и почетнее всех остальных присяг. Нечего иметь губернаторов, министров, сенаторов, депутатов и прочих воинских руководителей, не принесших Родине воинской присяги. Если не готов под воинской присягой защищать Родину, то какой ты госслужащий категории «А», иди в другую категорию и там сиди. Без военной присяги не может быть идеологических руководителей, директоров госСМИ, госкорпораций, госбанков, госфондов (список можно дополнить).

4. Присягу юридически разграничить с конфессиональными отношениями. Военная присяга - есть дело светское и государственное. «Кесарю-кесарево» - присяга есть торжественное обещание верности Отечеству, перед лицом власти и воинства. Все сектантские отговорки и предрассудки табуирования присяг, клятв и обещаний отвести в другую сторону, не относящуюся к военным правоотношениям. Защищать Родину, воевать за неё - обязаны все, независимо от вероисповедания. Кто против, того признавать иноагентом, трусом или ненадежным слизняком, не разделяющим наши исторические духовно-нравственные ценности. Время их напомнить.

5. В законе записать: Принимая военную присягу каждый поклялся высоко держать честь и достоинство воина России. Не ради чьей-то прихоти или подачки человек должен присягнуть. Так надо для боя, для победы во имя славы и мира нашего любимого Отечества. Приняв присягу, каждый несет личную ответственность за высокую боевую готовность и боеспособность по своей воинской должности. Узы верности военной присяге крепко связывают воинов России с немеркнущей боевой славой, добытой предыдущими поколениями на поле брани. Как эстафету современные воины принимают от них прекрасные боевые традиции. Самая главная из них - беспредельная верность Родине, свершениям трудового народа. У героев Великой Отечественной войны учитесь беззаветно любить свою Родину и до конца выполнять свой воинский долг. Воины Российских Вооруженных Сил свято чтите традиции фронтовиков, стремитесь быть похожими на них, своим ратным, трудом закрепляйте боевую славу. Проникнись, приняв присягу, не гордыней, а гордостью уважения к подвигу тех, кто в годы суровых испытаний грудью заслонил от врагов родную страну, наш многонациональный народ, к тем, кто и в наше суровое время борьбы с НАТОвским неонацизмом приумножает боевые традиции, укрепляет боевое могущество нашей великой Родины.

Слава твоей воинской части, армии, флота, страны - твоя слава!

Своим ратным трудом приумножай славные боевые традиции и добудь Победу воин, присягнувший на верность России!

(Вот так бы я написал в законе, но жаль, не услышат, законодатели контрактами заняты).

_____________________________

1. Свод военных постановлений 1869, кн. VI, ст. 16, 20, 34; Приказ по военному ведомству. 1884 г. № 180.

2. Азов Д.С. Военная присяга - закон жизни воина. М. 1975; Понимарев И.А. Принял присягу - от неё ни шагу! Л., 1973; Хропанюк В.Н. Присяга военная // Военная энциклопедия. М., 1978. Т. 6.

3. Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР. М., 1977, с. 4.

4. Положение о порядке принятия военной присяги. // В кн.: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. Т. 4. М., 1976, с. 497-499.

5. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Приложение № 1) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ). 1999. № 38. Ст. 4534.

6. Ст. 421, 432, 1210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ.1998. № 13. Ст. 1475.

8. Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 238-ФЗ (Ст. 1) «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» // СЗ. 2023. № 25. Ст. 4427.

Previous post Next post
Up