Правомерность приказа «в плен не брать»

Oct 30, 2024 12:30





Прозвучавший вчера приказ Р.А.Кадырова «в плен не брать» противоречит Женевской конвенции об обращении с военнопленными [1] и Дополнительному протоколу I [2]. Эти международные документы ратифицированы нашей страной и обладают высшей юридической силой даже по сравнению с Конституцией Российской Федерации, которая определяет верховенство общепризнанных норм международного права.

Конвенционные нормы устанавливают, что, во-первых, «военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен» [1. Ст. 12]. А это значит, что участь военнопленного решается не отдельным губернатором или командиром, а государством в целом. Вопросы обороны отнесены по Конституции к исключительному ведению Федерации (п. «д» ст. 71), а не её субъектов. Верховным Главнокомандующим является Президент (ст. 87), а не глава Чеченской Республики.



Во-вторых, «с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие, приводящие к смерти военнопленного, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению... Военнопленные должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессалий воспрещается». [1. Ст. 13]. Запрещается также подвергать нападению лиц, «вышедших из строя», в т.ч. «покидающих на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие» [2. Ст. 41, 42].

Таким образом, озвученный главой Чечни устный приказ нарушает нормы военного права. Разумеется, эта коллизия будет улажена в рабочем порядке, возможно, выяснится, что подобного приказа Кадыров не отдавал, или его не так поняли, и он не имеет намерения подменять собой главу государства - Верховного главнокомандующего. Но в строго государственно-правовом смысле имеется явная несогласованность действий органов государственной власти. В период военного времени это недопустимо, когда слова и поступки отдельных начальников могут трактоваться по-разному и иметь множества непредсказуемых последствий. Государство должно действовать без шатаний и разночтений, как единый слаженный боевой организм, бить в одном направлении, обеспечить победу.

Это лишний раз подтверждает, что правовая основа военных действий на Украине нуждается в лучшем профессиональном государственно-правом обеспечении на всех уровнях, федеральном и региональном. Крайне важно, законодательно укрепить единоначалие Ставки Верховного главнокомандующего и четко выстроить структуру военного управления страной в целом. Важно также урегулировать то, что СССР сделал в первые дни войны, определил правовое положение военнопленных.

_________________________________

1. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 125 - 204, 279 - 280.

2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. - М., 1993. С. 134 - 182.

Правозащита, Война, Армия, Общество, Политика

Previous post Next post
Up