Кайтэн - управляемая пилотом камикадзе торпеда

Jul 13, 2018 19:11



Море, это не только солнце, соленая вода и ветер. Море это целая среда, обитатели которой имеют свои особенности, не доступные для сухопутных жителей. Человек же, единственный из известных живых организмов, который постоянно что-то выдумывает. Он доказывает, что для живого организма отсутствуют преграды для выбора среды существования. При этом, ему доступны не только мирные пути развития, но и пути несущие смерть и слезы.

Камикадзе

Жил был хан Хубилай. Был он великим и могучим, подстать своему деду - Чингисхану. И предстала ему задача: расправиться с Японией. Но сделать это было не просто. Единственным решением была организация моста через Корейский пролив. Только так Орда могла претендовать на успех и в 1281 году более десяти тысяч судов (а Вы в курсе, чем отличается корабль от судна?) были выставлены борт о борт в единую цепь. На палубы тут же устелили доски и конница начала свое шествие по импровизированному мосту за победой.

Но у Богов иные планы и в это сооружение врезался тайфун столь неожиданно, что монголы не смогли ни чего предпринять. Японцы же прозвали его "Спасительным ветром" или "Камикадзе".

Любой слышал про эти воплощения преданности к собственной стране и императору. Но мне бы хотелось уделить внимание отдельной группе солдат-смертников, деятельность которых была реализована в условиях большой воды:

Фукурю - водолазы пешеходы;
Синъё - смертники, управлявшие катерами со взрывчаткой;
Кайтэн - управляемая пилотом торпеда.
Мое внимание привлекли именно лодки "кайтен". Их использование было внедрено в военный аппарат Японии в 1944.



Аналоги были у Германии, Италии и Британии. Но, эти страны делали ставку на многого кратное использование мини-субмарин, к корпусу которых прикреплялись одна или несколько торпед. Эти "транспортники" были одно и двухместными и их успех заключался во внезапности. В остальном, этот проект был сверх-невыгодным. Пилоты гибли из-за отравления угарным газом (на борту отсутствовала система вентиляции, а отсутствие знаний навигации у некоторых добровольцев заводила их в иную сторону от цели и дальнейшая их судьба становилась предрешенной, так как поисковых экспедиций в условиях ведения войны ни кто не собирался снаряжать). Принцип действия заключался в обнаружении цели, уменьшению дистанции и запуска прикрепленной торпеды.

Японцы пошли дальше. Они превратили всю субмарину в управляемую торпеду, заменив пилота на пилота-камикадзе.



История разработок "кайтена" начинается с первой модификации или "Тип 1". За базу взята 610-ти мм торпеда "Тип 93". Отличали её от оригинала увеличенные в площади горизонтальные и вертикальные рули. Кормова с двигателем стыковалась с центральной частью увеличенной на 0,99 м в диаметре, здесь располагался центр управления и пара кормовых дифферентных цистерн. В носовой части располагалось два отсека - первый служил для расположения боевого зарядного отделения с 1550 кг взрывчатки (достаточной для потопления любого корабля класса линкор), а второй нес дополнительный топливный бак, две носовые дифферентные цистерны, баллоны со сжатым воздухом системы управления по курсу и глубине, а также «воздушный баллон», взятый с торпеды «Тип 93» модель 3. Общий запас кислорода составлял 1500 литров (расход кислорода на скорости 12 узлов составлял 1 кг/мин, на скорости 20 узлов - 3 кг/мин, 30 узлов - 7 кг/мин), запас девяти баллонов со сжатым воздухом для системы управления рулями - 160 литров. Длина получившейся человеко-торпеды получилась 14,75 метра (длина торпеды «Тип 93» - 8,99 м), наибольший диаметр - 1 метр (диаметр базовой торпеды - 0,610 м), рабочая глубина хода - до 35 метров, максимальная безопасная глубина погружения - 60 метров, максимальная расчетная глубина погружения - 100 метров (во время испытаний на данной глубине кайтэн дал течь), подводное водоизмещение - 8,3 тонны (масса базовой торпеды - 2766 кг), масса боевого зарядного отделения, «боеголовки» - 1550 кг (у торпеды - около 500 кг), максимальная дальность хода при скорости 30 узлов - не менее 23 км (торпеда на скорости 36 узлов при благоприятных условиях могла пройти до 40 км). Подрыв боевого зарядного отделения кайтэна происходил либо при помощи торпедного взрывателя Тип 2, либо же при помощи электрического минного взрывателя (основной и запасной), активируемого вручную водителем из своей кабины. Кроме того, на торпеде был установлен «автоматический» взрыватель - он был установлен на определенную глубину и срабатывал по сигналу от гидростата при погружении на глубину, большую заданной.



Установка перископа давала возможность вести цель не всплывая на поверхность, а находя на глубине 0,7 метра. Погрешность попадания "кайтена" составляла 0,5 метра.

Вскоре в производство были запущены "кайтены" типа -2, -3 и -4. Они включали в себя и увеличенный вдвое по мощности заряд, и более мощный двигатель, и простота управления движением.

К слову сказать, первый проект торпеды предполагал наличие системы катапультирования экипажа, но в силу целой череды неудач в войне, у Японии не оставалось времени на разработки. В результате, "кайтены" доставлялись подводными лодками на расстояние прямой видимости и в надводном режиме производился запуск. Освободившись от смертоносного груза, носитель уходил на глубину, а торпеда устремлялась на встречу своей цели. В процессе эксплуатации была произведена модернизация системы запуска, позволив производить "залп" из подводного положения.

...Капитан-лейтенант Мотицура Хасимото (1909-2000) описывает случай, когда его лодка лежала на грунте, а американский эсминец забрасывал её глубинными бомбами. Он принял решение атаковать эсминец человеко торпедой. Смертник попрощался со всеми и сел в "кайтен". Матрос задраил за ним нижний люк, через несколько минут раздался шум двигателей торпеды, возглас "Банзай!" Затем связь оборвалась. Раздался взрыв. После всплытия, всюду обнаруживались лишь обломки эсминца.

Но при всех кажущихся плюсах скрытых атак на противника, "кайтены" выступали в качестве некой вынужденной меры сдерживания, нежели самодостаточной единицей вооружения, вселяющей страх во вражеские силы. Причин тому так же хватало и среди них: не решенный вопрос с запасом кислорода и вентиляцией, истончение ржавчиной из-за длительного похода корпуса "кайтена", изменение тактики расположения боевых групп противника.

интересное, История

Previous post Next post
Up