Во время очередного отдыха в тёплых странах, я подумал: мы работаем, чтобы иногда отдыхать, или отдыхаем, чтобы работать? Жизнь для работы или работа для жизни?
Если судить по Библии, труд это проклятие. Адама выгнали из Рая, чтобы он в поте лица добывал хлеб свой. А в Раю он жил припеваючи, и не знал, что такое трудиться.
В нашей культуре труд также не является ценностью. Показательно, что любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок всё время лежит на печи и ленится сойти с неё даже ради царевны. Ему бы скатерть-самобранку, да сапоги-скороходы, да щуку-волшебницу, чтобы, значит, не работать.
В древнем Египте трудились не намного больше, чем мы сейчас. Да и рабства как такового не было - работали на фараона! А когда фараон не предоставлял пива и обещанной краски для грима, работники бастовали. Пиво было тем, что мечтал встретить египтянин в загробной жизни. Наверное, поэтому так много сохранилось сосудов в погребальных камерах.
Для советского человека главным в жизни была работа ... по скорейшему строительству коммунизма. Праздники и отпуск существовали лишь для того, чтобы человек мог восстановить силы для выполнения пятилетки в четыре года.
В нашем менталитете труд никогда не был ценностью. «Трудом праведным не наживёшь палат каменных», - гласит известная русская пословица.
Сколько не работай, всё равно накопленное отберут при очередном кризисе; не через дефолт, так через инфляцию.
У нас много не заработаешь, а что ещё вернее - урежут зарплату. И так заставляют работать сверхурочно за благорасположение начальства в нарушение норм Трудового Кодекса. А попробуй откажи начальнику… - уволят без объяснений.
А вот американцы трудоголики. В своей «Последней лекции» американец Энди Рауш так ответил на вопрос о причинах своего успеха: «В пятницу в одиннадцать вечера я ещё работаю в своём офисе». Кто у нас способен на такое?!
Русский человек ленив и не любит работать. Неправда! Лень начинается там, где кончается самореализация. Но лишь немногие работают ради самореализации, остальные из-за нужды!
Благополучие американского общества основано на протестантской трудовой этике, в которой труд является главной ценностью и мерилом оценки человеческой личности. Считается: если человек достиг богатства упорным трудом, значит на нём благодать Божия.
У нас всё прямо наоборот. Самыми святыми почитались юродивые и старцы, не имеющие ничего и не пекущиеся никогда о материальном достатке. Взять хотя бы Серафима Саровского, жившего как нищий одиноко в лесу. Или Ксения Блаженная, бродившая по Петербургу голодной.
Русскому мировоззрению было характерно сомнение относительно богатства, основательного устройства жизни и быта, а земная жизнь представлялась как путь странничества и бегства от мира.
Нужно ли копить блага земные, отдавая все силы души и тела участию в обществе потребления, или лучше ограничить материальное потребление, чтобы посвятить все силы совершенствованию души?
Если жизнь после смерти есть, то следует выбирать путь совершенствования души. Если же не верить в бессмертие души, то и заботиться о ней нечего.
Чего стоит бесконечное благоустройство быта, когда землетрясение в один момент уносит жизни многих тысяч людей? Гибель цивилизаций, к сожалению, не служит уроком для народов, которые поглощены материальным накоплением. Материальный избыток порождает духовный застой.
Общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие. Таким образом, налицо антагонизм между обществом потребления и духовностью общества.
Философия рыночной экономики требует роста потребления, а значит производства, а значит мобилизации всех человеческих сил на зарабатывание денег для удовлетворения всё возрастающих материальных потребностей.
Тот же, кто сосредотачивается на духовном совершенствовании, как правило, ведёт весьма аскетическую в материальном отношении жизнь. Он для рыночной экономики не интересен, он даже враг ей, потому что не покупает всё новых машин, и тем самым не способствует росту производства.
Обогащение как стимул трудиться стимулирует лишь до стадии насыщения, до обретения достатка.
Если на западе стимулом труда является достижение всё большего богатства, то у нас человеку не нужно богатства, ему хватает достатка! Поэтому на эксцентричных миллионеров смотрят как на весьма странных людей.
У нас главным побуждением трудиться всегда являлась нужда. Ну и в небольшой степени честолюбие.
Все герои русской литературы это люди, разуверившиеся в счастье, которое приносит материальное богатство (тот же «Фома Гордеев»). Наш идеал - раздать всё имение людям и вести жизнь старца (к чему стремился Лев Толстой всю свою жизнь).
Труд не цель, а всего лишь средство. Многие люди, получившие материальный достаток, перестают работать. Да и мечты некоторых людей связаны именно с тем, чтобы не работать, а путешествовать по миру.
Кто и обязан трудиться, так это душа. «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»!
Мы живём не для того, чтобы работать. Мы не рабы!
Но рабы были нужны всегда, чтобы выполнять необходимую работу.
Сейчас господствует новый вид рабства. Ныне мы в рабстве у банков. Почти всех закабалили кредитами. Выплачивая проценты, мы фактически содержим армию разжиревших нахлебников.
Ради чего мы вообще живём? Что для нас цель, а что средство?
Что лично для Вас на 1 месте, на 2-ом и на 3-ем? Работа, любовь, семья, деньги, отдых, карьера, здоровье, дружба, дети, уважение окружающих…?
Двадцать лет назад я занимался исследованием системы ценностных ориентаций молодёжи, и могу сказать, что ныне эта система ценностей сильно изменилась. Изменились представления о смысле жизни. Поменялись ценностные ориентации людей, их идеалы и цели в жизни. У нас более нет общепринятых идеалов, как нет и общей морали. Общественную нравственность заменила корпоративная этика. Личные интересы выше корпоративных, корпоративные выше общественных!
Но психологам известно, что альтруистическая мотивация сильнее, чем эгоистическая!
Изменилось даже мышление. Сейчас во всём ищут выгоду, и прежде чем что-либо сделать, высчитываю возможную прибыль. Выгода подменила мораль! Что мне выгодно - то «хорошо», а что не выгодно мне - то «плохо».
Такая, с позволения сказать, «мораль» с неизбежностью приводит к конфликтам и войнам.
Патриарх Кирилл недавно в проповеди сказал: «Есть только одно целеполагание у абсолютного большинства людей - жить хорошо. И под этим словом «хорошо» непременно подразумевается власть, деньги и способность использовать эту власть и эти деньги, чтобы получать наслаждения и удовольствия».
В то время как православная церковь проповедует идеал нестяжания и бескорыстной любви, люди поклоняются золотому тельцу.
Не человек, а деньги стали мерой всех вещей. Свобода принесена в жертву порядку. Рационализация поглотила спонтанность чувств, а выгода стала мерилом человеческих отношений.
Мы живём по «законам джунглей»! Миром правит Её Величество Ложь. Обмануть любовью уже никого невозможно.
Слово «духовность» стараются ныне не употреблять, поскольку оно стало «общим местом» и уже ничего не значит.
При социализме мы мечтали, чтобы всё можно было купить. Теперь купить можно и честь, и совесть, и любовь, и даже заказать убийство близкого человека.
Нажива затмила рассудок!
Мы часто жертвуем личным временем и интересами любимых ради работы, денег, карьеры, забывая, что если не будет любви, и работать будет незачем. Любовь нельзя купить. Любовь превыше всего!
Всё, что даётся - это благость. Мы сами выбираем зло. Во мне живёт лишь благодарность, всем бедам и смертям назло. И благодать, что нам даётся, навряд ли можно искупить. Нам лишь работать остаётся, работать, верить и любить. Нас чудо водит по планете, счастье везде всегда даря. А мы, наивные как дети, лишаем праздника себя. Не видим иль не замечаем заботу и любовь небес. Себя мы сами обделяем любовью, коей в нас не счесть. Лишь приглядись - и ты увидишь, насколько неслучайно всё, и чудо вдруг во всём заметишь, и счастьем станет бытиё».
из моего романа-быль "Странник"(мистерия) ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
© Николай Кофырин - Новая Русская Литература